Контроль и надзор со стороны государства за соблюдением норм трудового права, закрепленных в законодательстве и иных нормативных актах, является неотъемлемой частью системы защиты трудовых прав граждан (согласно ст. 352 ТК РФ). Государственный надзор в сфере трудовых отношений – это один из ключевых принципов трудового права, установленный ст. 2 ТК РФ.
Надзор государства за соблюдением трудового законодательства представляет собой государственную гарантию законности в сфере труда. Наличие системы контроля, осуществляемого как государственными органами, так и профсоюзами, является важной характеристикой метода трудового права.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и соответствующих нормативных правовых актов возложен на федеральную инспекцию труда.
Контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при проведении работ в специфических областях деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, находящихся в подчинении, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Федеральная инспекция труда представляет собой единую, централизованную систему государственных органов, которая осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства на всей территории Российской Федерации.
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц основывается на принципах уважения, соблюдения и защиты прав и свобод граждан, законности, объективности, независимости и гласности.
Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 ТК РФ.
Для обеспечения дополнительных гарантий восстановления нарушенных трудовых прав работников, включая принуждение работодателя к восстановлению этих прав, в 2019 году были внесены изменения, наделяющие государственных инспекторов труда правом принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате задолженности по заработной плате и другим выплатам, начисленным, но не выплаченным работнику, выявленной в ходе проверки соблюдения трудового законодательства.
В развитие правового регулирования принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате причитающихся работнику выплат была введена статья 360.1, определяющая порядок принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной заработной платы и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Кроме того, полномочия государственных инспекторов труда были расширены в части организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики, а также информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.