Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июля 2006 года № 13 "Об обеспечении безопасных условий труда работников транспорта Российской Федерации", здоровье сотрудников транспортной сферы подвержено рискам из-за специфики их работы. Эта специфика связана с концентрацией большого количества инфраструктуры, пассажиров и грузов, а также с использованием разнообразных технологий для их обслуживания. В настоящее время эти риски усиливаются из-за изношенности инфраструктуры, частых изменений в номенклатуре перевозимых грузов, отказа от специализации производственных комплексов и длительного срока эксплуатации транспортных средств.
Несмотря на усилия по улучшению условий труда, гигиенические параметры транспортных средств и объектов, обеспечивающих транспортный процесс, не всегда соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам. Анализ здоровья работников транспорта за последние годы показывает тенденцию к ухудшению.
Статья 6 Закона РФ № 3185-I от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" накладывает ограничения на выполнение определенных видов профессиональной деятельности, связанных с повышенной опасностью. Гражданин может быть временно (до 5 лет с возможностью переосвидетельствования) признан непригодным к такой деятельности из-за психического расстройства. Решение об этом принимает врачебная комиссия на основании оценки психического здоровья в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, который можно обжаловать в суде.
Этот перечень противопоказаний утверждается Правительством РФ и пересматривается не реже чем раз в пять лет с учетом опыта и научных достижений.
Запрет на сверхурочную работу и работу по совместительству в профессиях, связанных с движением транспорта, а также в условиях труда, признанных вредными или опасными, обусловлен заботой государства о безопасности движения.
Федеральный закон от 30 июня 2006 года устанавливает, что особенности режима рабочего времени для указанных категорий работников теперь определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с учетом мнения профсоюзов и объединений работодателей.