Положения о гарантиях и компенсациях, предоставляемых работникам при выполнении государственных и общественных обязанностей, были установлены еще в кодексах законов о труде 1922 и 1971 годов. В частности, КЗоТ 1971 года содержал список таких обязанностей, при исполнении которых за сотрудником сохранялась средняя заработная плата (статья 111). Важной гарантией являлось также сохранение рабочего места (должности) на период выполнения этих обязанностей. Эти гарантии и компенсации действовали, если выполнение государственных или общественных обязанностей происходило в течение рабочего времени. Аналогичное правило закреплено и в современном Трудовом кодексе РФ (часть 1 статьи 170).
Особенностью действующего правового регулирования является определение субъекта, несущего ответственность за предоставление гарантий и компенсаций. В советский период эта обязанность лежала на работодателе. Согласно современному законодательству, работодатель должен освободить работника от работы и сохранить за ним его место работы (должность) на время выполнения государственных или общественных обязанностей (статья 170 ТК РФ). Однако, выплаты гарантийного характера и компенсации теперь осуществляются государственным органом или общественным объединением, привлекшим работника к выполнению указанных обязанностей в рабочее время.
Данный подход обусловлен изменением баланса уровней правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений, а также тем фактом, что государство больше не является, как это было в советское время, практически единственным работодателем.
Если бы на работодателя возлагалась обязанность предоставления работнику материальных гарантий и компенсаций, это привело бы к нарушению баланса интересов работника, работодателя и государства. Выполнение работником государственных или общественных обязанностей в рабочее время, безусловно, противоречит экономическим интересам работодателя. Однако, работник является членом общества, и выполнение его обязанностей перед обществом (например, исполнение гражданского долга) временно отодвигает интересы работодателя на второй план. Кроме того, некоторые государственные или общественные обязанности связаны с реализацией конституционных прав работника. Например, обязанности, связанные с участием в профсоюзной деятельности, возникают из реализации конституционного права на объединение (статья 30 Конституции РФ).
Содержание гарантий и компенсаций четко определено в нормативных актах, что исключает проблему абстрактных гарантий, которые должны быть конкретизированы на договорном или локальном уровне (например, статья 134, часть 8 статьи 325 ТК РФ).
Работников, которым предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных или общественных обязанностей в соответствии со статьями 170-172 ТК РФ, можно разделить на четыре группы:
- работники, освобожденные от работы в связи с избранием на выборные должности в государственные органы или органы местного самоуправления.
- работники, избранные в профсоюзные органы, но не освобожденные от выполнения своих трудовых обязанностей.
- работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам.
- работники, освобождаемые от работы для выполнения государственных и общественных обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии для работников первой группы не закреплены непосредственно в ТК РФ. Они содержатся в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней.
Гарантии для работников второй группы установлены статьями 374-376 ТК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Для работников третьей группы статья 171 ТК РФ предусматривает только одну гарантию - предоставление свободного от работы времени для участия в КТС с сохранением среднего заработка. С четвертой группой ситуация более сложная.
Во-первых, в ТК РФ отсутствует перечень случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, когда работники выполняют эти обязанности в рабочее время в соответствии с федеральными законами.
Во-вторых, статья 170 ТК РФ предусматривает только одну гарантию для работников, привлекаемых к исполнению государственных и общественных обязанностей на законных основаниях - сохранение места работы (должности), но не упоминает о сохранении средней заработной платы, как это было в КЗоТ. Иными словами, не существует единого размера компенсационной выплаты для случаев, указанных в статье 170 ТК РФ.
В-третьих, существует широкий спектр нормативных актов, которые необходимо учитывать при определении законности привлечения работника к выполнению государственных и общественных обязанностей и размера полагающихся ему выплат.
Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, когда эти обязанности должны исполняться в рабочее время в соответствии с федеральным законом. Возложение на работодателя такой обязанности означает, что производственные причины не могут этому препятствовать. Работник, находящийся в ежегодном отпуске, имеет право прервать отпуск для выполнения государственных и общественных обязанностей.
Государственный орган или общественное объединение, привлекшее работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивает ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом или решением соответствующего общественного объединения.