Ранее действующее трудовое законодательство не оперировало термином "персональные данные работника". Введение этого понятия в Трудовой кодекс РФ было продиктовано необходимостью урегулирования взаимоотношений, связанных с получением и использованием работодателем сведений о работнике, носящих личный характер, а также установления четких правил защиты этой информации от несанкционированного использования.
В основе формирования норм, регулирующих защиту информации в трудовой сфере, лежат фундаментальные права человека на неприкосновенность частной жизни и сохранение личной тайны. Всеобщая декларация прав человека (ст. 12) декларирует, что никто не должен подвергаться необоснованному вмешательству в его личную и семейную жизнь, а также посягательствам на неприкосновенность жилища, тайну переписки, честь и репутацию. Каждый имеет право на юридическую защиту от подобных действий. Аналогичные положения закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).
Статья 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обязывает страны-участницы гарантировать каждому право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Вмешательство государственных органов в реализацию этого права допустимо лишь в случаях, предусмотренных законом и необходимых в демократическом обществе для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, а также защиты прав и свобод других лиц. Схожая трактовка данного права содержится в Конвенции Содружества Независимых Государств "О правах и основных свободах человека" (ст. 9).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). К защищаемой на конституционном уровне информации относятся сведения о национальности, политических, религиозных и иных убеждениях работника, его личной и семейной жизни. В то же время, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Ограничение этих прав возможно только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Определение "персональные данные работника", приведенное в ст. 85 ТК РФ, основано на положениях Конвенции Совета Европы "О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных". Согласно статье 2 этой Конвенции, "персональные данные" – это любая информация, относящаяся к идентифицированному или могущему быть идентифицированным физическому лицу (субъекту данных). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ст. 3) определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), включая его фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы и другую информацию.
Сопоставление этих определений позволяет сделать вывод о сущности персональных данных. Во-первых, персональные данные – это информация, то есть любые сведения о лицах, объектах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Во-вторых, персональные данные – это сведения, направленные на идентификацию личности в широком смысле, включая не только идентификационные характеристики (фамилию, имя, отчество, дату рождения и т.п.), но и биографию, навыки и профессиональные качества. Таким образом, принципиальных различий между двумя определениями не существует.
Получение определенной информации о работнике является обязанностью работодателя. Эта информация необходима для выполнения обязанностей, возложенных на работодателя Трудовым кодексом РФ. В частности, установление специальных правил регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (гл. 42) и лиц с семейными обязанностями (гл. 41) предполагает получение информации о возрасте работника, наличии у него детей, а при решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе (ст. 179) – о составе семьи.
Получение информации о работнике косвенно регулируется и законодательством других отраслей. Например, налоговое законодательство наделяет работодателя статусом налогового агента. В этом статусе работодатель обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, вести учет выплаченных доходов, удержанных и перечисленных налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (ст. 24 Налогового кодекса РФ).
Пенсионное законодательство обязывает работодателя зарегистрировать работника в системе государственного пенсионного страхования (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Персональные данные работника получаются и обрабатываются работодателем в документированной форме, то есть фиксируются на материальном носителе с реквизитами, позволяющими идентифицировать соответствующую информацию.