Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СВОБОДА МЫСЛИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Д.Г. НАЗАРОВ
Согласно ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. В данной формулировке объединены два понятия - мысль и слово. Означает ли это, что мысль и слово представляют собой в совокупности единый и неделимый объект права, и, соответственно, речь идет об одном праве, или же это два разных объекта и в данной норме законодатель устанавливает два разных права - свободу мысли и свободу слова?
На этот счет существуют различные мнения. Так, в постатейном комментарии к Конституции Российской Федерации под ред. Л.А. Окунькова свобода мысли и свобода слова не разделяются, а выступают как одно право. Здесь говорится, что ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации "провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу, свободу идей, мнений, убеждений, их беспрепятственного гласного выражения <1>. При этом понятия "свобода идей, мнений, убеждений", как и "духовная, творческая свобода", не расшифровываются.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002.
В других научных комментариях свободе мысли и свободе слова приписывается разное содержание, эти права определяются независимо друг от друга. Так, согласно постатейному научно-практическому комментарию под редакцией О.Е. Кутафина "гарантии свободы мысли могут заключаться в защите человека от ограничения его возможности мыслить свободно и независимо, не подвергаясь никакому неправомерному воздействию на его мозг или сознание медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами" <2>. При этом мысль определяется как "результат функционирования головного мозга" <3>. Тем самым при отсутствии в данном комментарии прямых определений мысли и свободы мысли в нем дается косвенное определение свободы мысли: она определяется как отсутствие неправомерного воздействия на мозг или сознание человека медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами. При этом свобода мысли, по мнению авторов комментария, не равнозначна идеологической свободе, хотя и тесно связана с ней <4>. Идеологическая свобода согласно определению данного комментария выражается в том, что "в гражданском обществе... никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли" <5>. Очевидно, что здесь идет речь о способах навязывания, отличных от воздействия на мозг медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами. Иная точка зрения на этот счет представлена в научно-практическом комментарии под редакцией В.В. Лазарева, согласно которому конституционное закрепление свободы мысли "гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью" <6>.
--------------------------------
<2> См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. О.Е. Кутафин; предисл. В.Д. Зорькина // Библиотечка "Российской газеты". 2003.
<3> См.: Там же.
<4> См.: Там же.
<5> См.: Там же.
<6> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юрист, 2003.
Близкое, но более широкое определение свободы мысли мы находим в комментарии под редакцией В.Д. Карповича, согласно которому "гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью" <7>.
--------------------------------
<7> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.
Крайнее выражение этой позиции мы находим у Г.А. Алтуховой: "Свободу мысли можно считать абсолютным правом человека, потому что его невозможно нарушить в принципе. Мысль, не выражаемая вовне, не поддается контролю. Нет необходимости юридическими средствами гарантировать наличие у человека мыслей, как нет необходимости гарантировать наличие у него рук или ног. Право может регулировать общественные отношения, но не физиологию человека. Таким образом, самостоятельное юридическое значение свобода мысли не имеет. Поэтому свобода мысли и слова читается как одна свобода" <8>. Иными словами, Г.А. Алтухова сводит свободу мысли и свободу слова к одной свободе не потому, что считает их близкими, тождественными, неразделимыми, а потому, что считает понятие "свобода мысли" тавтологичным понятием, таким образом, интерпретируя свободу мысли и слова лишь как свободу слова.
--------------------------------
<8> Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 31.
Но более распространенной, как мы видели, является позиция, в рамках которой, с одной стороны, указанные гарантии признаются осмысленными, а с другой стороны, утверждается, что мысль не может быть несвободной, следовательно, и не нуждается в правовых гарантиях свободы. Эта позиция представляется внутренне противоречивой. Но и согласиться с тем, что понятие свободы мысли не имеет правового содержания, мы тоже не можем.
В международно-правовых документах свобода мысли фигурирует отдельно от свободы слова. Так, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу, исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Практически идентичные определения содержат ч. 1 ст. 9 Римской конвенции прав человека и основных свобод и ч. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Тот факт, что в европейских и мировых документах свобода мысли рассматривается в контексте свободы совести и вероисповеданий, объясняется во многом историческими причинами: на протяжении целого ряда веков, начиная с позднего Средневековья и вплоть до Нового времени, отношения между представителями разных конфессий в Западной Европе характеризовались крайней нетерпимостью. Вот почему в Новое время одним из главных идейных достижений либеральной мысли считалась именно религиозная терпимость, осознание того, что каждый человек имеет право на внутреннюю свободу, свободу мысли, прежде всего в религиозных вопросах.
На фоне кровавых и разорительных религиозных междоусобиц, на протяжении многих веков сотрясавших Западную Европу, религиозную историю России можно считать почти бесконфликтной. К тому же русскому национальному сознанию религия представляется не столько делом мысли, интеллектуального выбора, сколько делом души и совести.
Первое конституционное закрепление свободы мысли в нашей стране произошло в Конституции РСФСР 1978 г. в результате изменений, внесенных 1 ноября 1991 г. Часть 1 ст. 43 этой Конституции гласит: "Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений". Согласно ч. 2 этой же статьи каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. Как видим, эти формулировки близки формулировкам ст. 29 ныне действующей Конституции РФ, в которой они получили более развернутую и полную форму.
Таким образом, понятие свободы мысли в контексте российской Конституции является сравнительно новым понятием конституционного права, если учесть, что российский законодатель освободил его от тех аллюзий, которыми традиционно окружало его западное правосознание, и заключил в новую смысловую оболочку. Возможно, этой новизной и объясняются те затруднения, которые наблюдаются при попытках теоретического истолкования свободы мысли.
Для устранения этих затруднений представляется необходимым уточнить определение мысли.
Законодательной дефиниции мысли не существует. В приведенных комментариях мысль определяется следующим образом: "Мышление и мысль как его результат, продукт - естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов" <9>; "Мысль как результат, продукт мышления человека отражает познание им окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в его представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством" <10>, или, более пространно: "Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. ...Мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы" <11>.
--------------------------------
<9> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юрист, 2003.
<10> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Правовая культура, 1996. С. 124.
<11> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.
Обобщая приведенные определения, можно сказать, что мысль в них характеризуется следующими определяющими признаками:
1) она представляет собой результат, продукт мышления;
2) она всегда присуща человеку: является его неотъемлемым свойством, сопровождает и обусловливает любую его деятельность, как теоретическую, так и практическую, в том числе творческую;
3) она всегда получает внешнее выражение в виде действий или решений человека либо в символической (знаковой) форме, в том числе языковой.
Поскольку, как уже сказано, законодатель не определил понятие "мысль", представляется разумным прибегнуть к лексическому толкованию соответствующего слова обыденного языка, основываясь на презумпции использования законодателем данного термина в его обычном значении. В качестве источника сведений о значениях слов в обыденном словоупотреблении в таких случаях теоретики права и правоприменители используют академические толковые словари.
В словаре Ушакова приводится пять значений слова "мысль" <12>:
1) то же, что мышление; 2) продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея; 3) умственный расчет, предположение, соображение, замысел, поставленная себе, представляемая себе задача; 4) дума; то, что заполняет сознание; 5) убеждения, способ понимания чего-нибудь.
--------------------------------
<12> См.: Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т. II. Ст. 289.
Показательно, что первое значение этого слова совпадает со значением слова "мышление". При этом "мышление" в словаре определяется двояко: во-первых, как "способность рассуждать, мыслить, как свойство человека", во-вторых, как процесс, действие по глаголу мыслить в значении "рассуждать, сопоставлять мысли, данные опыта и делать из них выводы" <13>.
--------------------------------
<13> См.: Там же. Ст. 291, 290.
Если под мыслью понимать способность, то понятие "свобода мысли" утрачивает смысл. Однако и понимание мысли как процесса мышления оказывается недостаточным.
Чтобы устранить это затруднение, обратимся сразу к четвертому значению слова "мысль" - "то, что заполняет сознание". Синонимом слова "мысль" в данном значении выступает слово "дума". Например: мысль о ребенке меня тревожит; сверлит голову мысль о предстоящей разлуке; мелькнула мысль и др. <14>. Наличие у слова "мысль" данного значения отражает тот факт, что человеческое мышление не является деятельностью, полностью контролируемой со стороны самого субъекта. Человек в целом способен управлять своим мышлением, но вместе с тем многие мыслительные действия в процессе мышления могут осуществляться непроизвольно, например, под влиянием ассоциаций, внешних воздействий и т.д. Со своей стороны, государство, провозглашая и гарантируя на конституционном уровне свободу мысли, объявляет подобные воздействия неправомерными. На законодательном уровне государственные гарантии свободы мысли реализуются, в частности, посредством запрета использования теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (ч. 2 ст. 4 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <15>).
--------------------------------
<14> См.: Там же. Ст. 289.
<15> Российская газета. 1992. 8 февр.
Сочетание произвольности и непроизвольности в процессе человеческого мышления, зафиксированное в словарном определении слова "мысль" в качестве первого и четвертого его значений, делает актуальным вопрос о свободе мысли, понимаемой как процесс мышления. Именно тот факт, что человек в принципе может контролировать свои мысли и управлять ими, но при определенных обстоятельствах может утрачивать такую способность, делает актуальным конституционное закрепление свободы мысли и ее законодательную защиту.
Рассмотрим теперь второе и третье значения слова "мысль" и те следствия относительно свободы мысли, которые вытекают из этих двух значений.
Второе словарное значение слова "мысль" - "продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея" <16>. Третье значение - "умственный расчет, предположение, соображение". Хотя очевидно, что мысль в последнем из приведенных значений также является продуктом деятельности разума, тем не менее словарь разграничивает эти два весьма близких значения. По смыслу данного разграничения различие между ними лежит в сфере рассуждений и принятия решений. Если "мысль" во втором значении представляет собой вывод, заключение из рассуждений, итог умозаключения, то "мысль" в третьем значении - это, скорее, предположение, презумпция, исходная посылка для следующего умозаключения, основание для последующего принятия решений, план действий, задача, которую предстоит решить. Понятно, что одна и та же по своему содержанию мысль может выступать одновременно и в качестве продукта мышления, и в качестве основания для последующих рассуждений, решений и действий. Такая трактовка подтверждается приводимыми в словаре примерами.
--------------------------------
<16> См.: Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т. II. Ст. 290.
С учетом этих значений можно сказать, что свобода мысли выражается в отсутствии контроля или принуждения не только по отношению к процессу мышления, но также и к его результатам, выводам - до тех пор и постольку, пока и поскольку они остаются исключительно в сфере мысли. В том случае, когда мысль служит основанием для совершаемых вредных или противоправных действий, ответственность наступает не за мысли как таковые, а за действия. В то же время нельзя отрицать и того, что содержание мыслей в последнем случае может служить основанием для применения к лицу правового принуждения. Подтверждением этому служит, например, понятие вины в уголовном праве, определяемое как психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям.
Вот почему мы не можем согласиться с утверждением, что "свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами" <17>. С конституционным принципом презумпции невиновности, устанавливающим целый комплекс прав и свобод человека и гражданина в сфере правосудия, связана необходимость ограничений свободы мысли на основании закона. Эти ограничения выражают естественно-правовой предел свободы мысли, линия которого пролегает там, где это право граничит с другим неотчуждаемым конституционным правом человека - правом, будучи обвиняемым в совершении преступления, считаться невиновным, пока виновность не будет доказана в законном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ).
--------------------------------
<17> См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. О.Е. Кутафин; предисл. В.Д. Зорькина // Библиотечка "Российской газеты". 2003.
Однако эти пределы проявляются лишь в свете совершения лицом общественно опасного, уголовно наказуемого деяния. В отсутствие такого деяния никакие мысли человека, в том числе ненавистнические, враждебные или мстительные, не повлекут для него наказания.
Таким образом, анализ третьего и четвертого значений слова "мысль", зафиксированных в толковом словаре, позволил нам выявить естественно-правовой предел свободы мысли как права, граничащего с другим конституционным правом - презумпцией невиновности.
Наконец, пятое значение слова "мысль" согласно словарю Ушакова - это "убеждения, способ понимания чего-н.". В толковых словарях слово "убеждение" определяется, во-первых, как действие, или состояние по глаголу убедить - убеждать", во-вторых, как "твердый взгляд на что-н., основанный на какой-н. идее, мировоззрении" (словарь С.И. Ожегова <18>) или "твердый взгляд на что-н., сложившийся на основе каких-н. идей" (словарь Д.Н. Ушакова <19>). Из контекста определения слова "мысль" явствует, что оно определяется через второе из указанных значений слова "убеждение". В отличие, например, от мнения, которое может сложиться у человека на основе случайных впечатлений, убеждение является более прочно обоснованным и имеет более рациональную природу.
--------------------------------
<18> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1986. С. 712.
<19> См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Том. IV. С. 858.
Заметим, что в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей информационные свободы, фигурирует именно убеждение, а не мысль. Эта статья провозглашает право каждого на свободу убеждений и на свободное выражение их. Данное право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. В соответствующих статьях других международных документов используется термин "мнения".
В российском законодательстве существует законодательное определение понятия, гипонимичного понятию убеждения, а именно "внутреннее убеждение". Это понятие содержится в нормах всех процессуальных кодексов, посвященных оценке доказательств.
Понятие внутреннего убеждения диалектически соединяет в себе такие признаки, с одной стороны, как независимость и устойчивость, с другой стороны, способность изменяться под влиянием фактов и доводов.
Рассматривая мысль как убеждение и признавая свободу, т.е. суверенность мысли, мы должны в то же время признавать, что эта суверенность, однако, не исключает возможности изменений под влиянием убеждающего воздействия со стороны других субъектов. В социальной психологии убеждающее воздействие (persuasion) определяется как один из видов социального влияния, который выражается в попытках воздействия на аттитюды (установки) человека посредством изменения их когнитивной составляющей, т.е. системы знания и убеждений <20>.
--------------------------------
<20> См.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.
Убеждающее воздействие на человека не является и не может считаться посягательством на свободу мысли. И причина этого не в том, что такое воздействие менее эффективно, чем, например, воздействие при помощи техники "25-го кадра", а в том, что сама мысль как убеждение есть продукт убеждающих воздействий, она имеет единую с этими воздействиями природу.
Надо заметить, что мышление не является строго рациональным процессом, основанным лишь на использовании логической дедукции и операций с понятиями. Значительную роль в мышлении играют ассоциативные связи, эмоциональные состояния, интересы, привычки, потребности, вкусы и склонности людей, индивидуальные особенности протекания психических и физиологических процессов. Соответственно, и процессы убеждения (persuasion) включают не только логически безупречную аргументацию и ссылки на достоверные факты и авторитетные источники, но также множество приемов, апеллирующих к психике и интересам. Граница между убеждением и внушением является достаточно размытой.
И тем не менее свобода мысли предполагает возможность испытывать убеждающее влияние, пусть даже и с элементами внушения, со стороны других людей, но и, со своей стороны, оказывать такое же влияние на них, пытаясь изменить их мысли. С учетом того что такое влияние может осуществляться не иначе как посредством слова, неудивительно, что свобода мысли теснейшим образом связана со свободой слова, и вот, кстати, почему законодатель объединил эти две свободы в одной формулировке. Таким образом, свобода мысли выступает как право с более широким содержанием.
В чем же выражается свобода мысли в сфере деятельности средств массовой информации?
Представляется, что для людей, составляющих аудиторию средств массовой информации, эта свобода выражается в возможности формировать свои взгляды и убеждения, опираясь на информацию, предоставляемую им СМИ, во взаимодействии с выражаемыми в СМИ взглядами, позициями, точками зрения других людей, ибо, по замечанию французского социального психолога С. Московичи, "с наступлением массового общества пресса становится первейшей основой мнений <21>. В этом смысле свобода мысли в сфере деятельности СМИ опирается на принцип идеологического многообразия, провозглашенный в ч. 1 ст. 13 Конституции РФ. Соблюдение этого принципа исключает возможность навязывания человеку через СМИ определенной идеологии при изоляции его от иных идейных воздействий. Свобода мысли в сфере деятельности СМИ проявляется также в том, что читатель, слушатель или телезритель самостоятельно оценивают предоставляемую ему информацию и делают из нее собственные, а не навязываемые им выводы.
--------------------------------
<21> См.: Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. С. 42.
Еще одно проявление свободы мысли для потребителей СМИ - это свобода от помех произвольному течению мысли при восприятии информации. Такая трактовка вытекает из определения мысли как процесса мышления, характеризующегося мерой произвольности и непроизвольности.
Для журналистов свобода мысли выражается в отсутствии принуждения к определенному образу мыслей со стороны учредителя и редакции СМИ, недопущении такой ситуации, когда журналист не может реализовать свое право на труд (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ) и свободу литературного творчества (ч. 1 ст. 44) из-за своих взглядов.
Для более полной реализации свободы мысли журналиста необходимо, чтобы в случае, если его взгляды и убеждения расходятся с позициями главного редактора или издателя конкретного СМИ в такой степени, что их профессиональное взаимодействие становится невозможным, для журналиста существовала возможность работы в других СМИ, редакционная политика которых не вступает в противоречие с его взглядами и убеждениями. Конституционной гарантией такого положения также является принцип идеологического многообразия, закрепленный в ч. 1 ст. 13 Конституции РФ.
Итак, несмотря на то, что свобода мысли и свобода слова объединены законодателем в одной формулировке, мы считаем правильным и целесообразным рассматривать свободу мысли и свободу слова как два разных, хотя и взаимосвязанных права. Каждое из этих прав имеет свое содержание, свой комплекс вытекающих из него конкретных правомочий.
Исходя из отсутствия законодательной дефиниции мысли и с учетом всех значимых в контексте данного исследования смысловых оттенков слова "мысль" в обыденном языке, мы пришли к выводу, что под мыслью следует понимать процесс мышления, результаты мышления, выработанные мышлением основания принятия практических решений и действий, а также убеждения человека. Соответственно, свобода мысли означает свободу человека в сфере мысли как в отношении осуществления им процесса мышления, так и в отношении его содержания, оснований и результатов, а также в сфере убеждений.
Процесс мышления характеризуется элементами произвольности и непроизвольности: человек в принципе может произвольно управлять своим мышлением, однако при определенных условиях этот процесс приобретает непроизвольное течение и может управляться извне другими субъектами посредством специальных воздействий. В связи с этим свобода мысли, понимаемая как свобода мышления, означает ограничение подобных воздействий, если они приобретают неправомерный характер.
Свобода мысли, понимаемая как результат мышления, а также основания принятия практических решений и действий выражаются в отсутствии контроля или принуждения не только по отношению к процессу мышления, но также и к его результатам, выводам - до тех пор и постольку, пока и поскольку они остаются исключительно в сфере мысли, не воплощаясь в общественно опасные и наказуемые деяния.
Свобода мысли, понимаемая как убеждения человека, означает возможность испытывать убеждающее влияние со стороны других людей и, со своей стороны, оказывать такое же влияние на них, пытаясь изменить их мысли. Такое влияние может осуществляться не иначе как посредством слова, поэтому свобода мысли теснейшим образом связана со свободой слова, хотя и не тождественна ей.
Свобода мысли в сфере деятельности средств массовой информации для людей, составляющих аудиторию средств массовой информации, выражается в возможности формировать свои взгляды и убеждения, опираясь на информацию, предоставляемую им СМИ, во взаимодействии с выражаемыми в СМИ взглядами, позициями, точками зрения других людей, делать это без неправомерных помех произвольному течению мысли и свободно выбирая информационный канал и способ преподнесения информации.
Для журналистов свобода мысли выражается в отсутствии принуждения к определенному образу мыслей со стороны учредителя и редакции СМИ, недопущении такой ситуации, когда журналист не может реализовать свое право на труд (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ) и свободу литературного творчества (ч. 1 ст. 44) из-за своих взглядов. Свобода мысли не предполагает для журналиста гарантий возможности выражать свои взгляды и убеждения посредством СМИ, так как эта возможность является проявлением свободы слова.
Библиографический список
1. Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002,
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Правовая культура, 1996.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002.
6. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юрист, 2003.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотипное. М.: Русский язык, 1986.
9. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. О.Е. Кутафин; предисл. В.Д. Зорькина // Библиотечка "Российской газеты". 2003.
10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Том. IV.
11. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. Т. II.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных