Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНСТИТУТ НЕДОСТОЙНЫХ НАСЛЕДНИКОВ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
С.А. МОЖИЛЯН
В современном российском наследственном праве органично сформулирован субъективный состав лиц, призываемых к наследованию, который позволяет безапелляционно провести демаркационную линию в отношении тех, кто в силу прямого законодательного запрета лишен права на получение наследства. В первую очередь речь идет о наиболее распространенной категории подобных лиц - о недостойных наследниках.
Легальное определение недостойного наследника содержится в ст. 1117 ГК РФ, согласно которой под ним понимается не имеющее права наследовать или отстраненное от наследования. Основанием для отстранения лица от наследования является совершение им умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании.
Наследник также может быть признан недостойным, если последний способствовал либо пытался способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся ему или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Также не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства. Более того, по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Отметим, что недостойным может быть признан и отказополучатель. Если наследник выполнил в пользу недостойного отказополучателя работу или оказал ему услугу, он может воспользоваться таким общим способом защиты гражданских прав, как возмещение убытков, т.е. потребовать возместить стоимость указанной работы или услуги <1>.
--------------------------------
<1> Кархалев Д.Н. Способы защиты наследственных прав // Наследственное право. 2013. N 2. С. 33 - 35.
Безусловно, при первом прочтении ст. 1117 ГК РФ может закрасться сомнение в том, что на практике процедура отстранения недостойного наследника не вызывает каких-либо затруднений ввиду ясного и полного указания в приведенной выше диспозиции. К сожалению, закрепленный алгоритм действий безошибочно и относительно безболезненно применим лишь к одной ситуации, когда на день смерти наследодателя имеется вступивший в законную силу судебный акт.
Однако как быть, если соответствующего решения или приговора нет или оно не вступило в законную силу, или же, оставляя за скобками родственные отношения, как предтечу будущего конфликта, выявленный после открытия наследства факт неподобающего поведения или действий в отношении умершего со стороны его наследников? Очевидно, что возбуждение судебного спора об отстранении такого наследника уже будет инициировано после открытия наследства и, возможно, признанный в будущем недостойным получит свидетельство о наследстве. Многогранность жизненных перипетий накладывает свой отпечаток на правоприменение в тех случаях, когда фактические обстоятельства выходят за пределы стандарта, сформулированного законодателем.
Как следует из положений п. 53 Приказа Минюста России от 30 августа 2017 г. N 156 (ред. от 31.03.2020) "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования" (далее - Приказ от 30 августа 2017 г. N 156), нотариус устанавливает информацию о наличии оснований для признания наследника недостойным на основании представленной ему копии приговора или судебного акта. Нотариус исключит недостойного наследника из состава наследников. При этом вынесение решения суда о признании наследника недостойным не требуется в силу прямого указания подп. "б" п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9), поскольку любые противоправные действия по отношению к наследодателю, установленные приговором суда, являются основанием к отстранению от наследования <2>.
--------------------------------
<2> См., напр.: Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу N 88-1598/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Как верно отмечает ряд авторов, вопрос о том, какие действия уголовно-правового характера, направленные против наследодателя или его наследников, станут основанием для лишения права наследования, законодатель ответа не дает <3>. Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
--------------------------------
<3> Ходырева Е.А. К вопросу о совершенствовании абзаца 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ // Нотариус. 2016. N 8. С. 44 - 48.
Наследник является недостойным согласно абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Таким образом, отстранение недостойного наследника при наличии вступившего в силу приговора суда является исключительной прерогативой нотариуса, в чьем производстве находится наследственное дело <4>. Между тем в ряде случаев наследники пытаются самостоятельно в судебном порядке, опосредуя нотариуса, при наличии соответствующего приговора суда признать наследника недостойным.
--------------------------------
<4> См., напр.: Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2019 г. N 88-945/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Как правило, подобные исковые заявления не принимаются судами к рассмотрению, а в случае, если суд все же принял иск к производству, производство по возбужденному делу подлежит прекращению, поскольку при наличии вступившего в законную силу приговора суда в отношении наследника не подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства, так как данный вопрос должен разрешаться нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело <5>.
--------------------------------
<5> См., напр.: Апелляционное определение Московского областного суда от 22 июля 2015 г. по делу N 33-17093/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Следовательно, если нотариус по каким-либо причинам отказывает в исключении из перечня наследников недостойного наследника, статус которого подтверждается вступившим в законную силу приговором суда, то надлежащим способом защиты будет являться оспаривание действий нотариуса в порядке, установленном ГПК РФ <6>. Аналогичным образом осуществляется и судебная защита со стороны лица, которое установлено нотариусом в качестве недостойного <7>.
--------------------------------
<6> См., напр.: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 ноября 2017 г. N 33-22419/2017 по делу N 2-1358/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
<7> См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2019 г. по делу N 33-33650/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Тем не менее нередко наследники пытаются отстранить одного из них от наследования, полагая его недостойным, по мотивам совершения последним сделок с наследодателем, которые были в последующем признаны недействительными <8>. Однако указанные обстоятельства в силу прямого указания п. 1 ст. 1117 ГК РФ прямо исключают возможность признания наследника недостойным по указанному основанию. В подобном случае наследники обращаются с иском к нотариусу об обязании отстранить лицо от наследования, что также является выбором ненадлежащего способа защиты <9>. Иными словами, признание наследника недостойным по мотивам п. 1 ст. 1117 ГК РФ осуществляется исключительно нотариусом на основании представленного приговора суда, т.е. во внесудебном порядке.
--------------------------------
<8> См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 12 декабря 2017 г. по делу N 33-50504/2017; Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2014 г. по делу N 33-45383 // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См., напр.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 4 августа 2016 г. по делу N 33-3354/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
Некоторые теоретические воззрения скептически относятся к данному праву нотариуса на подобную внесудебную процедуру, полагая, что право наследования является конституционным и может быть ограничено только на основании решения суда <10>. Однако подобные утверждения, на наш взгляд, не соответствуют целям и задачам деятельности нотариата в России и направлены на искусственное создание спора о праве, которого в данном случае нет и быть не может.
--------------------------------
<10> Никифоров А.В. Разъяснение Верховным Судом Российской Федерации вопросов наследования // Наследственное право. 2014. N 1. С. 17 - 20.
Как следует из положений ст. 392 УПК РФ и ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Следовательно, при наличии соответствующих приговоров и/или решений судов, вынесенных в отношении недостойного наследника, отсутствует спор о праве, и нотариус не осуществляет судебный контроль правильности применения закона при вынесении данных судебных актов. Наоборот, в порядке их обязательного исполнения нотариус лишь фиксирует в наследственном деле факт признания наследника недостойным как следствие их наличия.
В противном случае, при признании наследника недостойным в силу абз. 2 ст. 1117 ГК РФ не во внесудебном, а в судебном порядке, на соответствующий суд возлагается повторная обязанность по оценке фактов и обстоятельств, которые уже получили надлежащую правовую оценку. Иными словами, внесудебный порядок признания наследника недостойным не допускает спора о праве, который уже разрешен соответствующим судом.
Наибольший практический интерес представляет собой процедура признания наследника недостойным, предусмотренная ч. 2 ст. 1117 ГК РФ, которая без ее системного толкования с положениями семейного права и законодательства о здравоохранении и социальной поддержке населения.
Как правило, именно с подобным правовым инструментом на практике возникают наиболее многочисленные споры, поскольку наследники буквально понимают приведенные выше законодательные положения. Более того, именно при рассмотрении подобных споров и установлении факта "злостного неисполнения" наследниками обязательств перед наследодателем суд реализует предоставленное ему законом дискретное полномочие по правовой квалификации оценочных обстоятельств <11>.
--------------------------------
<11> Фиошин А.В. О судейской дискреции при рассмотрении дел, связанных с оценочными понятиями наследственного и семейного права // Вестник гражданского процесса. 2019. N 4. С. 250 - 264.
В юридической литературе можно встретить примеры ограничительного толкования при определении надлежащего истца, т.е. заинтересованного лица в контексте абз. 2 ст. 1117 ГК РФ, под которым предлагается считать исключительно наследника по закону <12>. По нашему же мнению, иск об отстранении от наследования по данному основанию недостойного наследника может подать любое лицо, заинтересованное в призвании к наследованию или в увеличении причитающейся ему доли наследства, отказополучатель или лицо, на права и законные интересы которого (например, на право пользования наследуемым жилым помещением) может повлиять переход права на наследственное имущество (абз. 4 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9).
--------------------------------
<12> Огнева Н.И. Отстранение от наследования граждан: гражданско-процессуальный аспект // Наследственное право. 2016. N 3. С. 23 - 26.
Надлежащим ответчиком по данной категории споров является гражданин, который злостно уклонялся от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя, возложенных на него законом. Наличие признаков такого уклонения в его действиях (бездействии) выясняется в судебном порядке.
Таким образом, подобный иск подается заинтересованным лицом по общим правилам определения подсудности, установленных ст. ст. 22 и 24 ГПК РФ. Дела данной категории рассматриваются в качестве суда первой инстанции районным судом (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ), при этом само требование о признании наследника недостойным является неимущественным и облагается государственной пошлиной в размере, установленном подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Признание недостойным наследником по указанному в п. 2 ст. 1117 ГК РФ основанию возможно лишь при злостном уклонении ответчика от исполнения установленной решением суда обязанности по уплате наследодателю алиментов. В качестве злостного уклонения от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях <13>.
--------------------------------
<13> См., напр.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2019 г. N 18-КГ19-111 // СПС "КонсультантПлюс".
Доводы же истцов об уклонении ответчика по подобному иску от выполнения основанной на родственных отношениях обязанности осуществлять уход за нетрудоспособным нуждающимся наследодателем, оказывать ему необходимую помощь, в том числе материальную, не принимаются судами во внимание, так как данные обстоятельства не отнесены законом к числу оснований для признания лица недостойным наследником и для отстранения от наследства <14>.
--------------------------------
<14> См., напр.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 2 апреля 2018 г. по делу N 33-1902/2018; Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25 сентября 2014 г. по делу N 33-10154/2014; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 февраля 2017 г. по делу N 33-2386/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, основанием для признания наследника недостойным по п. 2 ст. 1117 ГК РФ может стать исключительно невыполнение обязанностей, которые возложены на него законом, т.е. ст. ст. 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97 СК РФ. При этом к иску необходимо приложить доказательства того, что ответчик злостно и умышленно не исполнял эти обязанности: например, приговор суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; решение суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов; справку судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам <15>. В каждом случае наличие злостного намерения в действиях или бездействии одного из наследников (ответчика по иску) определяется судом с учетом продолжительности и причин уклонения в соответствии с абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9.
--------------------------------
<15> См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26 марта 2019 г. по делу N 33-6704/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Дополнительно отметим, что если на момент его подачи ответчик уже принял наследство, то в исковое заявление о признании наследника недостойным рекомендуется включать требование в порядке п. 3 ст. 1117 ГК РФ, т.е. требование о возврате имущества, неосновательно полученного ответчиком из состава наследства <16>.
--------------------------------
<16> См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26 февраля 2019 г. по делу N 33-8488/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Делая некоторое резюме, необходимо отметить, что исключение судами приведенных выше доводов истцов при рассмотрении споров о признании наследников недостойными не является искусственным сужением оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласимся с мнением А.А. Демичева, согласно которому позиция законодателя о сужении круга оснований для признания наследника недостойным в данном случае абсолютно оправданна, так как в реальности ситуации, складывающиеся в рамках семейных отношений, во-первых, далеко не всегда регулируются нормами права, а во-вторых, очень часто неоднозначны <17>. Действительно, зачастую подобные исковые требования мотивированы преимущественно дисбалансом межличностных отношений между наследниками, нежели юридическими фактами. Тем не менее анализ судебной практики позволит заинтересованным лицам подготовить надлежащую доказательственную базу и предпринять юридически значимые действия до момента открытия наследства.
--------------------------------
<17> Демичев А.А. Институт недостойных наследников в российском праве: законодательство и тенденции судебной практики // Наследственное право. 2014. N 4. С. 10 - 13.
Литература
1. Демичев А.А. Институт недостойных наследников в российском праве: законодательство и тенденции судебной практики / А.А. Демичев // Наследственное право. 2014. N 4. С. 10 - 13.
2. Кархалев Д.Н. Способы защиты наследственных прав / Д.Н. Кархалев // Наследственное право. 2013. N 2. С. 33 - 35.
3. Никифоров А.В. Разъяснение Верховным Судом Российской Федерации вопросов наследования / А.В. Никифоров // Наследственное право. 2014. N 1. С. 17 - 20.
4. Огнева Н.И. Отстранение от наследования граждан: гражданско-процессуальный аспект / Н.И. Огнева // Наследственное право. 2016. N 3. С. 23 - 26.
5. Фиошин А.В. О судейской дискреции при рассмотрении дел, связанных с оценочными понятиями наследственного и семейного права / А.В. Фиошин // Вестник гражданского процесса. 2019. N 4. С. 250 - 264.
6. Ходырева Е.А. К вопросу о совершенствовании абзаца 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ / Е.А. Ходырева // Нотариус. 2016. N 8. С. 44 - 48.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных