Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Г. АНТОНОВА, В.С. ЛАВЕЛИНА
Введение
На сегодняшний день все сферы жизни общества подвергаются глобальным изменениям, обусловленным масштабной цифровизацией различных видов деятельности. В условиях происходящих изменений правовая система претерпевает трансформацию форм, механизмов действия и становится основанием для внедрения цифровых технологий и их использования. Следует отметить, что данный процесс представляет собой фундамент для развития правовой системы в целом.
По мнению зарубежных исследователей, неоспоримыми достоинствами указанных изменений являются: удобство использования электронных нормативных источников, возможность хранения больших объемов данных, физическая долговечность и устойчивость к взлому электронных баз данных, возможность электронного образования и повышения квалификации будущих поколений юристов, развитие рынка правовых услуг, расширение его границ и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Germain Claire M. Digitizing the World's Laws // Cornell Law Faculty Working Papers. Paper 72. Ithaca, 2010.
Основная часть
Влияние цифровых технологий распространяется на внешнюю форму права. В последние годы формируются электронные базы правовой направленности, информационно-справочные системы, обеспечивающие доступность нормативного материала. Социологические исследования свидетельствуют о высокой степени доверия таким серверам со стороны юридической общественности (судей, адвокатов, практикующих юристов и др.). При этом появляются усовершенствованные приемы и способы обработки правовой информации, основывающиеся на отсылках к соответствующим электронным ресурсам.
Благодаря внедрению цифровых технологий в правотворческую деятельность расширяется круг участников этой деятельности. Следует согласиться с мнением В.М. Баранова, указывающего на то, что модернизацию правотворческой юридической техники важно сопровождать увеличением уровня прозрачности самого процесса. Современные технологии создают для этого фундамент, и техника правотворчества становится понятной для неограниченного круга лиц <2>.
--------------------------------
<2> Баранов В.М. Основные направления модернизации техники современного правотворчества в России // Юридическая техника: ежегодник. Н. Новгород, 2012. N 6. С. 46.
В последнее время правотворческая деятельность становится все более прозрачной и открытой для заинтересованных граждан. В современных условиях она приобретает публичный характер путем вовлечения различных слоев населения в процессы, оказывающие влияние на характер и содержание принимаемых правовых норм, тем самым положительно влияет на баланс социокультурных и морально-нравственных норм, которые важны для безопасности государства в целом <3>.
--------------------------------
<3> Багреева Е.Г. Влияние цифровизации общества на баланс силовых и социокультурных регуляторов // Юридический мир. 2018. N 8. С. 53 - 56.
Цифровые технологии могут быть использованы в качестве механизма для качественного упорядочения правотворческой деятельности. В современных условиях право представляет собой довольно сложное образование, структурировать и усовершенствовать которое смогут именно цифровые технологии. Благодаря использованию цифровых технологий правовая система может приобрести стройность и завершенность, а также иные характеристики, повышающие эффективность применения законодательных предписаний.
По мнению В.Д. Зорькина, современные технологии позволяют "упаковать" нормативные акты в программный код с целью обеспечения стройности их системы, определенности и однозначности их содержания <4>.
--------------------------------
<4> Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышления на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. 2018. N 115 (7578).
Как известно, компьютерные технологии создают возможность обращения к единой базе данных, содержащей разноплановую информацию о состоянии действующего законодательства и судебной практики. С ее помощью автоматизируются многие процессы: толкование правовых норм, юридическая квалификация деяний и правоотношений, разрешение юридических коллизий, совершение сделок, вынесение правоприменительных решений, определение эффективности правовых норм, формулирование правотворческих решений в целях оптимизации правового регулирования и др.
Информационные технологии позволяют оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию, обусловливающую необходимость разработки новых законодательных актов. В современных условиях правотворчество приобрело "догоняющий" характер, что является проблемой, которая может быть решена юридическим прогнозированием с использованием современных тенденций. Ускорение темпов общественной жизни неизбежно влечет появление новых групп отношений, не урегулированных правом.
Под прогнозированием в правовой сфере принято понимать научное предвидение процессов и явлений в правовой сфере, которое отличается от иных процессов в первую очередь вариативностью и анализом возможных рисков <5>.
--------------------------------
<5> См.: Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски: монография. М.: Инфра-М, 2015. С. 169 - 170.
Широкое использование информационных технологий создает возможность ускорения прогнозирования за счет использования специальных компьютерных программ, а также увеличения количества данных, применяемых при его проведении. Тем самым повышается достоверность исследований, осуществляемых при разработке нормативных актов различной направленности.
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на процессы непосредственной разработки нормативных актов. Информационные ресурсы позволяют ознакомиться с текстом закона в предыдущей редакции, с проектами изменений законодательства. Подобная практика создает предпосылки детальной проработки проектов нормативных актов, вносимых на обсуждение в законодательные органы власти. В современных условиях информационные ресурсы позволяют увидеть недостатки законодательства, определить приоритетные направления законотворческой деятельности.
В последнее время проекты нормативных актов размещаются на информационных сайтах государственных органов власти, позволяющих получить информацию о необходимости их последующей доработки. Заинтересованные субъекты вправе направлять информацию, уточняющую редакцию конкретного нормативного акта, высказывать свои предложения. Некоторые проекты законодательных актов вызывают оживленную полемику среди пользователей сети Интернет. Подобная практика позволяет избежать излишней бюрократизации процесса обсуждения законодательных актов на этапе подготовки окончательной редакции правового документа.
Применение цифровых технологий в правотворческой деятельности обусловливается возможностью проведения общественного обсуждения законопроектов с использованием информационных ресурсов, распространением практики электронной публикации нормативных правовых актов и их изменений, появлением электронных версий публикуемых нормативных правовых актов и развитием электронных форм систематизации нормативного правового материала.
Правовое регулирование законотворческой деятельности исполнительных органов власти и органов местного самоуправления основывается на положениях ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <6>, устанавливающей перечень обязательной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с указанным нормативным актом в сети Интернет размещается информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
Указанная информация позволяет проводить целенаправленную работу по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность исполнительных органов власти и органов местного самоуправления.
Эффективность целого ряда нормативных актов основывается на информации о практике их применения в деятельности государственных органов власти. Информационные технологии позволяют спрогнозировать конечные результаты законотворческой деятельности, а в некоторых случаях - увидеть пробелы законодательного регулирования. Поступающая информация позволяет обнаружить нормативные акты, нуждающиеся в корректировке со стороны законодателя. Во многих случаях информационные ресурсы способствуют выявлению негативных факторов, препятствующих эффективному применению действующего законодательства.
Информационные ресурсы указывают на необходимость разработок специальных законов, содержание которых должно соответствовать ранее принятым нормативам актам. Восполнение пробелов законодательства осуществляется посредством анализа нормативных источников, регулирующих соответствующую группу общественных отношений. Представители законодательных органов власти используют обширный комплекс информационных ресурсов, обеспечивающих ознакомление с однородной группой нормативных источников.
Информационное обеспечение законотворческого процесса осуществляется посредством взаимодействия с представителями общественных групп, заинтересованных в разработке законодательных средств, способных изменить сложившуюся ситуацию. При этом основанием разработки нормативных актов является информация, направляемая в государственные органы власти. Благодаря используемым технологиям в органы государственной власти поступает достоверная информация, позволяющая оценить эффективность применения тех или иных нормативных актов.
В последнее время информационные технологии применяются при разработке ведомственных нормативных актов. Разработка указанных документов осуществляется преимущественно на основании информации, поступающей от автоматизированных систем. Особенности рассматриваемых нормативных актов определяются содержанием представленной информации, оказывающей влияние на правотворческую деятельность (статистических данных, отчетов территориальных органов и пр.).
Практика использования информационных технологий ведет к переосмыслению принципов правотворческой деятельности, сформировавшихся в условиях традиционных представлений о взаимодействии граждан с государственными органами власти. Сущность правотворческой деятельности основывается на выявлении волеизъявления граждан по основополагающим факторам общественного развития и последующей разработке нормативных актов, основывающихся на обобщении полученных результатов.
Необходимость нормативного закрепления результатов волеизъявления базируется на принципах представительной демократии, обеспечивающей возможность разработки законодательных актов исходя из интересов преобладающего большинства населения. Результаты волеизъявления граждан определяют содержание нормативных актов, устанавливающих основные направления государственно-правового развития.
Следует согласиться с утверждением о том, что развитие информационных технологий привело к изменениям традиционных принципов правотворчества. Если раньше процесс создания нового закона был делом рук узкого круга законодателей, которые лишь в редких случаях отражали в принимаемых решениях волю большинства членов общества и были подвержены как воздействию классовых интересов, так и прямому лоббизму, то в будущем практически любой член общества, имеющий смартфон или компьютер, может внести свой вклад в законотворческий процесс. Уже сегодня благодаря информационным технологиям процесс общественного обсуждения законопроектов обрел новую форму, переместившись в виртуальное пространство <7>.
--------------------------------
<7> См.: Пашенцев Д.А., Алимова Д.Р. Новации правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений // Государство и право. 2019. N 6. С. 104.
В условиях развития средств электронной коммуникации изменяются основополагающие формы взаимодействия граждан с представительными органами власти. С одной стороны, граждане способны предоставлять необходимую информацию представительным органам власти, позволяющую усовершенствовать сложившиеся механизмы государственного управления, а с другой - представительные органы имеют возможность взаимодействовать с избирателями по наиболее важным аспектам правотворческой деятельности.
В современных условиях электронные ресурсы являются основным источником получения информации о наиболее важных событиях, происходящих в изменяющемся мире. В настоящее время человек ведет в виртуальном пространстве активную общественную жизнь. Как следствие, явления, существующие в реальном социуме, имеют свои "проекции" на виртуальное пространство: электронное и, далее, цифровое государство, электронную коммерцию, виртуальные библиотеки, дистанционное обучение, электронную биржу, сетевые СМИ, информационные войны, киберпреступность, интернет-мошенничество. Кроме того, именно виртуальное пространство как удобная и доступная среда коммуникации инициировало повсеместный переход к "цифре" <8>.
--------------------------------
<8> Солдаткина О.Л. Цифровое право: особенности правовой среды и субъекты // Государство и право. 2019. N 12. С. 113 - 123.
В условиях цифровизации общества законодательные органы власти вправе обращаться к электронным средствам массовой информации, получать материалы соцопросов по изучению общественного мнения, имеют возможность обобщать информацию из социальных сетей и иных информационных источников. Подобная практика позволяет наиболее глубоко изучать информацию, обеспечивающую разработку большинства нормативных актов, способствующих повышению качества государственного управления.
В последнее время изменяются традиционные формы правотворчества. По мнению исследователей, в будущем можно ожидать появления новой технологии создания текста закона, при которой с помощью искусственного интеллекта будут аккумулироваться поступающие мнения и предложения широкого круга заинтересованных членов общества. Результатом станет создание текста, в максимальной степени отвечающего интересам широких слоев общества <9>.
--------------------------------
<9> Пашенцев Д.А., Алимова Д.Р. Указ. соч. С. 104.
Законодательство, регулирующее деятельность органов местного самоуправления, предусматривает различные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. В целях эффективного решения вопросов местного значения могут проводиться местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, собрания граждан и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем. Во многих регионах указанные формы непосредственной демократии реализуются с использованием информационных технологий, создающих необходимые условия для высказывания гражданской позиции.
Действующее законодательство предусматривает возможность инициировать разработку нормативных актов по вопросам местного значения. В частности, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Размещение проектов нормативных правовых актов на соответствующей цифровой платформе позволяет систематизировать информацию по вопросам обсуждения законопроекта, создает дополнительные гарантии реализации права граждан на местное самоуправление.
Наиболее важным аспектом законотворческой деятельности является голосование граждан по вопросам изменения нормативных актов. В условиях развития цифровых технологий указанные процедуры осуществляются в электронном формате, обеспечивающем автоматизированную обработку полученных результатов. Практика показывает, что наиболее достоверными являются результаты электронного голосования по отдельным социальным вопросам, поскольку, по сути, речь идет об итоговом решении по наиболее важным вопросам общественной жизни.
Голосование исключает возможность искаженной интерпретации полученных результатов. При этом основополагающим критерием достоверности волеизъявления граждан является факт непосредственного участия каждого гражданина в процедурах взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.
Если законодательные органы власти используют иные формы электронного взаимодействия с гражданами по вопросам законотворческой деятельности, то в этом случае важнейшим условием указанного взаимодействия является создание гарантий, обеспечивающих установление достоверной информации по отдельным вопросам законотворческой деятельности. Любые искажения результатов волеизъявления граждан порождают серьезные деформации в деятельности представительных органов власти.
В настоящее время большинство нормативных правовых актов приобретают форму цифрового закона, характеризующегося дополнительными возможностями. По мнению исследователей, цифровой закон - новая, существующая в электронном виде форма правового акта, являющаяся гибким инструментом регулирования общественных отношений. Его модель должна быть основана на эффективном сочетании общих и общеобязательных правил поведения с возможностью настройки под конкретный случай и конкретных субъектов <10>.
--------------------------------
<10> Пашенцев Д.А. Особенности правоприменения в условиях цифровизации общественных отношений // Вестник СПбГУ. Право. 2020. Т. 11. Вып. 1. С. 41.
В настоящее время повышается роль контрольных мероприятий, обеспечивающих соблюдение международно-правовых стандартов в правотворческой деятельности. Необходимой гарантией демократических выборов является создание надлежащих условий легитимности соответствующих процедур. Ключевым фактором, обеспечивающим достоверность волеизъявления гражданина при электронном взаимодействии с государственными органами власти, является надлежащая идентификация участников соответствующей процедуры.
Особое значение приобретает практика создания необходимых условий для правотворческой деятельности в сфере предпринимательства. Изменение экономической ситуации порождает необходимость разработки законодательства, отвечающего реальному состоянию современной экономики. Важной составляющей этого направления правотворчества является выявление потребностей субъектов предпринимательской деятельности в целях защиты их экономических интересов.
Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями, возникающими благодаря использованию информационных технологий в правотворческой деятельности, на практике появляется ряд проблемных моментов, на которые необходимо обратить внимание.
В современных условиях результаты законотворческой деятельности обусловливаются содержанием информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом у официальных нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания появляются "виртуальные дублеры" и "цифровые двойники", в которых иногда можно увидеть правовые нормы с искаженным содержанием.
В большинстве случаев основанием разработки нормативных актов является обобщение материалов, размещаемых на информационных ресурсах соответствующих организаций и ведомств. Искажения информации порождают ошибочные представления о сущности отношений, нуждающихся в урегулировании. Поступление информации от неограниченного круга субъектов влечет опасность использования недостоверных сведений при осуществлении правотворческой деятельности. В частности, законодательным органам может представляться не соответствующая действительности информация по вопросам эффективности применения ранее принятых законодательных актов. Соответственно, необходимо защитить законотворческий процесс от необдуманных и поспешных решений, способных оказать деструктивное воздействие на правотворческую деятельность в целом.
Увеличивающийся круг участников законотворческого процесса затрудняет возможность исследования общих закономерностей общественных отношений, которые требуется урегулировать. Предложенные законопроекты нуждаются в последующем обсуждении по вопросам их практической реализации. Таким образом, использование информационных технологий в правотворческой деятельности предполагает разработку эффективных механизмов согласования проблемных вопросов между отдельными участниками законотворческой деятельности.
В настоящее время далеко не все граждане имеют технические возможности для участия в правотворческой деятельности вследствие отсутствия доступа в Интернет, навыков использования компьютера и др. С целью недопущения ущемления прав граждан, не имеющих технических возможностей для участия в правотворческом процессе, законодатель уже сегодня должен задуматься об организации беспрепятственного доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Повсеместное использование информационных технологий порождает неоправданную напряженность в обществе. Так, в докладе Всемирного банка "Государственное управление и закон" отмечается, что процесс обсуждения, а порой - принятия законов, их публикации переносится в виртуальную среду, которая закрыта для индивидов, не имеющих доступа к Интернету, а значит, и к данным, хранящимся на его серверах, т.е. они теряют способность участвовать в обсуждении законопроектов, что ущемляет их права и законные интересы, а также снижает уровень принципа демократичности в правотворчестве <11>.
--------------------------------
<11> Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 85 - 102.
В современной доктрине сформировались различные позиции по разрешению выше изложенных проблем. Так, по мнению Т.Я. Хабриевой и Н.Н. Черногора, противоречия между цифровыми и официальными нормативными правовыми актами могут быть решены с помощью "оцифровки" юридических технологий, использующихся в правотворчестве, в разработке и использовании "юртеха".
В основном к таким инструментам можно отнести правовой мониторинг, юридическое прогнозирование, юридическое моделирование, проектирование юридических норм, проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, оценки регулирующего воздействия и т.д. Указанные процессы поднимают правотворчество на новый уровень, но и снижают нагрузку на аппараты правотворческих и иных органов, являющихся субъектами правотворческих процессов <12>.
--------------------------------
<12> Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 9. С. 5 - 16. URL: http://izak.ru/img_content/pdf/%D0%9F%.pdf.
Заключение
Современные цифровые технологии оказывают существенное влияние на законотворческую деятельность государственных органов власти посредством упорядочивания информации об особенностях регулируемых отношений, а также согласования проблемных вопросов при общественном обсуждении соответствующих законопроектов. В целом развитие информационных технологий способствует совершенствованию законотворческой деятельности вследствие доступности информации, обеспечивающей правотворческую деятельность.
Библиография
1. Багреева Е.Г. Влияние цифровизации общества на баланс силовых и социокультурных регуляторов // Юридический мир. 2018. N 8. С. 53 - 56.
2. Баранов В.М. Основные направления модернизации техники современного правотворчества в России // Юридическая техника: ежегодник. Н. Новгород. 2012. N 6.
3. Залоило М.В., Черногор Н.Н. Экспертиза в правотворчестве: проблемы правового регулирования и вопросы его совершенствования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 3 (43). С. 100 - 108.
4. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышления на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. 2018. N 115 (7578).
5. Пашенцев Д.А. Особенности правоприменения в условиях цифровизации общественных отношений // Вестник СПбГУ. Право. 2020. Т. 11. Вып. 1.
6. Пашенцев Д.А., Алимова Д.Р. Новации правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений // Государство и право. 2019. N 6.
7. Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Воздействие современных цифровых технологий на содержание и характер правотворческой деятельности: теоретико-правовой аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. С. 231 - 235.
8. Солдаткина О.Л. Цифровое право: особенности правовой среды и субъекты // Государство и право. 2019. N 12. С. 113 - 123.
9. Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски: монография. М.: Инфра-М, 2015.
10. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности: доклад // Журнал российского права. 2018. N 9. С. 5 - 16.
11. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. С. 85 - 102.
12. Bastin R., Hurtaud S., Senequier L. Senequier Digitisation of documents and legal archiving. Inside - Luxemburg: Deloitte, 2014.
13. Germain C.M. Digitizing the World's Laws // Cornell Law Faculty Working Papers. Paper 72. Ithaca, 2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных