Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В АХЕМЕНИДСКИЙ ПЕРИОД (VI - IV ВВ. ДО Н.Э.)
И.И. АМИНОВ
Известно, что древнюю историю начиная с определенного рубежа удобно периодизировать в соответствии с политической историей крупнейших государств. Для регионов Центральной Азии такими государствами были: древнеперсидское Ахеменидское государство, Греко-Бактрия, Селевкидское государство, Парфянская империя, Хорезм, Кушанская империя и, наконец, среднеперсидское государство Сасанидов. В состав государства Ахеменидов, основанного Киром II Великим - вождем персидских племен Мидийского государства, отдельные территории Центральной Азии входили более 200 лет. В 547 г. до н.э. Кир присоединил к своим владениям Лидию; в 539 г. до н.э. - Вавилон, далее перенес свои экспансионистские устремления в сторону Центральной Азии <1>. Вероятнее всего, между 550 и 547 гг. до н.э. под власть Кира попала Парфия, признававшая до этого мидийское владычество. Вместе с Бактрией власти Ахеменидов подчинилась Маргиана, а затем Хорезм. Овладев этими территориями, Кир вступил в непосредственное соприкосновение с кочевыми племенами Восточного Прикаспия. Однако предпринятый против них в 530 г. до н.э. Великий поход окончился полным поражением и гибелью самого Кира <2>. Важнейшие же оседло-земледельческие регионы Центральной Азии остались в составе Персидского государства.
--------------------------------
<1> История Востока: в 6 т. (7 кн.) / под ред. Р.Б. Рыбакова. М.: Восточная литература РАН, 2002 - 2008. Т. 1: Восток в древности. М., 2002. С. 118.
<2> Геродот. История, I, 205 - 214.
После смерти Кира, в царствование его сына Камбиса (530 - 522 гг. до н.э.), основное внимание было уделено завоеванию Египта. Младший же сын Кира Бардия был назначен правителем Бактрии, Хорезма, Парфии и Карамании <3>. Это позволяет говорить о том, что во времена ахеменидского владычества области с земледельческим населением были политически объединены.
--------------------------------
<3> Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия (текст, пер., примеч.). Душанбе, 1975. С. 92.
Несмотря на то что о социально-экономическом положении населения в этих областях в годы правления Камбиса письменные источники ничего не сообщают, известно, что конец этого царствования ознаменовался кризисом, потрясшим до основания всю Ахеменидскую империю. За происходившей в это время династической борьбой можно увидеть глубокие внутренние причины, связанные со стремлением государств и народов, вошедших в состав персидского (иранского) государства, вернуть себе прежнюю независимость. При этом даже в среде персидских и индийских племен, занимавших в Ахеменидской империи привилегированное положение, шли процессы имущественной дифференциации, связанные с возвышением знати и усиливающимся порабощением рядовых общинников. Эти же процессы дошли и до среднеазиатских владений Ахеменидов. Рост привилегий у рабовладельческой аристократии привел к широкомасштабным волнениям среди рядовых общинников. Так, в Маргиане произошло восстание под предводительством Фрада (523 - 522 гг. до н.э.). В Мидии был поднят мятеж Фравартишем, выдававшим себя за царя из рода Киаксара. К этому движению примкнули Парфия и Гиркания, объединенные в те годы в одну сатрапию. В Маргиане после подавления восстания насчитывалось 55 243 убитых и 6 972 пленных, что указывает на то, что выступление было действительно народным <4>.
--------------------------------
<4> Струве В.В. Восстание в Маргиане при Дарии I // Вестник древней истории. 1949. N 2. См. подробнее: История таджикского народа. Т. 1: С древнейших времен до V в. н.э. / под ред. Б.Г. Гафурова и Б.А. Литвинского. М., 1963. С. 236 - 272.
В сентябре 522 г. до н.э. во главе империи Ахеменидов встал Дарий I (522 - 486 гг. до н.э.), немедленно приступивший к подавлению волнений и различных смут среди покоренного населения. И хотя к концу 521 г. до н.э. власть Ахеменидов была полностью восстановлена, правительство провело ряд политических, административных, налоговых реформ, которые закончились не только увеличением контингента войск, но и облегчением положения рядовых общинников. В Бехистунской надписи Дарий прямо говорит об этом: "Я вернул народу пастбища, имущество, жилища... Я восстановил страну в прежнем виде, и Персию, и Мидию, и другие страны" <5>.
--------------------------------
<5> Herzfeld H. Altpersische Inshriften. Berlin, 1938. Ss. 50 - 54.
Другим крупным событием в эпоху правления Дария I стал поход против кочевников Центральной Азии, сохранивших после неудачной попытки Кира независимость. В результате военных действий в 517 г. до н.э. Дарию удалось распространить свое влияние и на значительную часть центральноазиатских кочевых племен <6>.
--------------------------------
<6> Струве В.В. Поход Дария I на саков-массагетов // Известия АН СССР. Серия истории и философии. 1946. Т. 3. N 3.
Несмотря на то что имеющиеся историко-правовые и археологические источники не позволяют подробно описать особенности государственного устройства империи Ахеменидов, следует отметить непреложную истину: в древности огромная империя не могла быть централизованным государством в современном понимании вследствие низкого уровня ее коммуникаций. Стабильность как древних, так и средневековых империй предполагала существование самоуправляющихся и, следовательно, потенциально автономных округов.
Известно, что при Дарии I все Персидское государство, будучи абсолютной монархией, было поделено на административно-податные округа - сатрапии. При этом границы сатрапий, как правило, совпадали со старыми этническими границами государственных образований, вошедших в состав империи. Следовательно, сатрапии в большинстве своем не были искусственными объединениями, а в целом отражали реально сложившееся культурно-историческое единство центральноазиатских социумов. Стремясь интегрировать в свою административную систему уже сложившиеся локальные политические структуры, персы предоставили сатрапиям широкие права, а в случае проявления лояльности и право наследования власти <7>. Внутри сатрапий существовали автономные, самоуправляющиеся родоплеменные города и сельские поселения. В Бехистунской и других древнеперсидских памятниках письменности упоминаются 23 сатрапии. Подобный список содержится и в труде персофильски настроенного древнегреческого историка Геродота: перечислены 20 сатрапий и около 70 народов. Разногласия между древнеперсидскими надписями и Геродотом в определенной мере объясняются изменением количества сатрапий и их границ вследствие новых завоеваний или же в результате административных реформ - дроблением сатрапий, то есть увеличением их численности за счет уменьшения территории <8>.
--------------------------------
<7> Вергазов Р.Р. "Персидский мир". Механизмы культурной интеграции локальных элит северных и северо-восточных сатрапий Ахеменидов // Труды Института востоковедения РАН. 2019. N 21. С. 117.
<8> Дандамаев М.А. Мидия и Ахеменидская Персия // История Древнего мира. Расцвет древних обществ. М.: Знание, 1983. С. 148.
Бактрийская, Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская империи, покоренные персами, и союзные царства, например Армения, обрели статус великих сатрапий. Покоренные же царства получили статус основных сатрапий, а их устойчивые внутренние подразделения, например Маргиана в составе Бактрии <9>, стали малыми сатрапиями. Саки и северные каспии вошли в пятнадцатую основную сатрапию; парфяне, хорезмийцы, согдийцы и арейцы - в шестнадцатую основную сатрапию <10>. Сатрапии были обязаны платить налоги серебром в эвбейских талантах.
--------------------------------
<9> Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен в Передней Азии. М., 2007. С. 196.
<10> Геродот, III, 92 - 93.
Здесь следует отметить, что в списке Геродота многое вызывает сомнение. Так, например, Согд, скорее всего, входил в одну сатрапию с Бактрией.
Во времена царствования Кира и Камбиза твердо установленных норм взимания повинностей не было. Часть покоренных народов вместо податей, как правило, преподносила верховной власти подарки. Поскольку подобная практика отрицательно сказывалась на государственных доходах и могла повлечь за собой коррупционные правонарушения, Дарий I осуществил серьезные преобразования и в этой сфере. По его указу все земли империи были тщательно измерены в парсангах (мера в 30 стадий) и классифицированы по роду насаждений и степени урожайности <11>. На основе измерений и расчетов были составлены кадастры с указанием размеров податей в зависимости от категории земли. Все сатрапии были обязаны платить строго фиксированные для каждой области подати серебром. Размер податей устанавливался на основе среднего урожая с обрабатываемой земли за несколько лет и степени ее плодородности.
--------------------------------
<11> Геродот, VI, 42.
Общая сумма налогов, поступавших из всех сатрапий, по данным Геродота, равнялась 14 560 талантам (более 400 т серебра). Впрочем, налоговое бремя, налагаемое на центральноазиатские сатрапии, не было излишне тяжелым: Парфия, Хорезм, Согд и Ария платили 300 талантов; Бактрийская сатрапия - 360; саки и каспии - 250 <12>. Таким образом, все восточные регионы ежегодно платили в ахеменидскую казну столько же, сколько одна VI сатрапия (Египет и примыкающие к нему Ливия, Киренаика и Барка). Кроме этих податей в отношении некоторых сатрапий были введены дополнительные налоги для содержания на их территории военных гарнизонов <13>.
--------------------------------
<12> Robin Waterfield i Carolyn Dewald: "Herodot - Povijesti" (Herodotus - The histories). 1998. S. 593.
<13> Дьяконов И.М. История Мидии. М. - Л., 1956. С. 344.
Подати, собранные градоначальниками, сельскими старостами, поступали в сокровищницу сатрапа. Часть их оставалась для нужд сатрапии, остальная отчислялась в государственную сокровищницу, отделения которой имелись во всех областях и районах. Содержимое этих государственных сокровищниц расходовалось по распоряжению главного хранителя царской казны. Определенная часть собранных податей отправлялась в центральную царскую сокровищницу в Персеполь.
За сбором податей и выполнением повинностей следил сатрап. Он также обеспечивал в пределах сатрапии контроль над местными чиновниками. Сатрап обладал правом чеканить серебряную и медную монету, имел небольшой отряд воинов для поддержания правопорядка. Все эти меры вносили мир и благосостояние в провинции.
Если в годы правления Кира или Камбиса сатрапами могли стать представители местных именитых династий, то в результате реформ Дария руководящие позиции в сатрапиях сосредоточились в среде центральных элит и на пост наместников стали значительно чаще назначать персов. Однако влияние местной аристократии было все же сохранено. Она взяла на себя функции представителей ахеменидской власти в более мелких административно-территориальных единицах: округах, городах, вплоть до деревень, гарантируя надежный стратегический тыл. Наместники округов носили титул "фратарак". Города и деревни имели своих начальников - пекид, подчинявшихся фратараку. Для усиления централизации и борьбы с сепаратистскими тенденциями в сатрапиях Дарий I создал систему надзора за управителями всех уровней <14>.
--------------------------------
<14> Арриан. Анабасис, III, 22; Гусаков В.В. Сако-массагеты, их соседи и современники в среднеазиатской политике державы Ахеменидов // Вестник Владикавказского научного центра. 2010. Т. 10. N 1. С. 15.
Аппарат управления сатрапии, повторяя, хотя и в меньших масштабах, структуру и содержание центральных органов государственной власти, включал сатрапа, его двух помощников, начальника сатрапской сокровищницы, придворный совет, состоявший из командированных чиновников из центра, канцелярию, где трудились писцы, переводчики, счетоводы, кладовщики и другие чиновники. Поскольку сатрап, наряду с административными функциями, выполнял обязанности главного судьи, он имел в своем штате судей и делопроизводителей. Военные полномочия сатрапа, в отличие от иных прав и обязанностей, не были постоянными. До правления Дария I сатрап одновременно являлся военачальником, отвечал за внутренний порядок и внешнюю безопасность в провинции. Однако в целях сдерживания роста могущества сатрапов и пресечения всевозможных сепаратистских настроений с их стороны Дарий лишил наместников военной власти, оставив в их исключительно гражданские и хозяйственные вопросы. Отныне войска сатрапий подчинялись военачальнику, который назначался только царем и подчинялся только ему <15>.
--------------------------------
<15> Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. С. 108 - 127.
Сразу после назначения к сатрапу приставляли двух чиновников, обязанных следить и докладывать обо всем происходящем в сатрапии. Кроме этого раз в год из центра в сатрапию направлялись царские ревизоры с отрядом воинов. Обо всех недостатках и злоупотреблениях, обнаруженных в сатрапиях, они тайно докладывали царю. При необходимости из центра мог быть направлен специальный ревизор для проверки деятельности провинившегося сатрапа или других местных чиновников <16>.
--------------------------------
<16> Ксенофонт. Анабасис. М. - Л., 1951. С. 87 - 90.
Независимостью положения обладал также назначенный сатрапу секретарь, осуществлявший связь между центральным правительством и местной канцелярией. Верховный же контроль над всем государством и всеми чиновниками был доверен хазарпату ("тысяченачальнику"), одновременно выполнявшему функции начальника личной охраны (гвардии) царя.
В целом хорошо отлаженная и организованная система государственного надзора действовала надежно и эффективно, что наряду с другими политическими и военными мерами обеспечивало целостность Ахеменидской империи <17>.
--------------------------------
<17> Джавади Г. История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности: дис. ... канд. ист. наук. Душанбе, 2004. С. 42.
Дарием I были произведены значительные преобразования в судебно-правовой системе. Об этом свидетельствует закон, упомянутый в надписях этого царя в Бехистуне, Персеполе, Сузах, Накши Рустаме. Известная науке под знаком NR 6 накширустамская надпись гласит: "В этой стране с теми, кто мирно вел себя по отношению к другим, я обращался хорошо. Лгунов я сильно наказывал. С помощью Ахурамазды эти страны следовали моим законам и выполняли все мои приказы" <18>.
--------------------------------
<18> Джавади Г. Указ. соч. С. 51.
В послании, высеченном на Бехистунской скале, Дарий сообщает: "Ахурамазда потому помогал мне, что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному... Страны эти, которые стали мятежными, ложь сделала их мятежными. Ты, который будешь царем впоследствии, берегись крепко от лжи". В другом месте он наставлял своих сторонников и последователей верить и не отступать от его законов. В надписи из Суз Дарий призывал к справедливости, считая неукоснительное следование его законам - основополагающей обязанностью всех подданных, а также требовал поступать так, чтобы сильные не обделяли слабых <19>. Здесь следует отметить, что после возведения религии Ахурамазды на вершину государственной идеологии Ахеменидов это этическое учение перекинулось далеко за пределы иранских этнических границ. Оно добавило в историю юридической мысли идею противоборства добра и зла <20>. Основа этого учения - Закон Аша, благодаря законотворческой деятельности правителей Персии смог на долгие годы упорядочить повседневную жизнь каждого подданного, соразмерить личные интересы с общественными, заставить держать себя и других в рамках не только государственного, но и божественного контроля.
--------------------------------
<19> Бехистунская надпись Дария I. 4 столб. 36 - 40; 60 - 69; 69 - 72 / пер. М.А. Дандамаева // Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., М., 1998.
<20> Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. Алматы, 2006. С. 46.
При Дарии I велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных народов, правовых обычаев, религиозно-правовых норм, по приведению их в соответствие с общеимперским законодательством <21>. Кодифицируя право, Ахемениды широко использовали законы Вавилона, в том числе законы Хаммурапи. При этом вавилонское частное право в эпоху персидского владычества существенно не изменилось. Иранскому же влиянию подверглись многие официальные правовые институты, включая введение в язык права и юридическую технику многих иранских терминов, в том числе светского выражения: "согласно Закону (дата) царя". В центральноазиатских сатрапиях благодаря деятельности многочисленных переводчиков общественные отношения регулировались как местными законами, приведенными в соответствие с общегосударственными, так и общеимперскими нормами <22>.
--------------------------------
<21> Талезари А.А. Становление и развитие институтов преступления и наказания в истории права Ирана: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. С. 11.
<22> Джавади Г. Указ. соч. С. 51.
В системе ахеменидского судопроизводства наивысшую ступень занимал сам царь, то есть им осуществлялись полномочия верховного судьи и принимались окончательные решения по наиболее тяжким преступлениям. По свидетельству Геродота, Дарий сам разбирал тяжбы, а иногда своим повелением назначал судью <23>. При царе существовала высшая судебная коллегия, состоявшая из пяти - семи высших чиновников. Иногда состав судебной коллегии был смешанным, и в него входили как царские судьи, так и старейшины из числа полноправных граждан. Смешанная судебная коллегия после царя занимала наиболее высокое положение в судебной иерархии. Коллегия рассматривала дела и предоставляла материалы царю для принятия им окончательного решения. Однако по тем судебным спорам, что касались внешней политики и национальной безопасности, решения царь принимал единолично.
--------------------------------
<23> Геродот, V, 12.
Вторую ступень в судебной иерархии после царя занимал назначаемый царем главный судья (датабар), принимавший решения в пределах своих полномочий.
Осуществление правосудия в сатрапиях входило в компетенцию сатрапов. Под их непосредственным руководством работали судьи-делопроизводители. В случае если истцы были жителями разных районов, в судебном разбирательстве участвовали назначенные сатрапами судьи из обоих регионов. Для разбирательства мелких правонарушений действовали общественные суды.
Смертная казнь, как правило, применялась за преступления, совершенные против царя и членов его семьи, за измену царю, государству, за другие особо тяжкие преступления. К смертной казни могли приговорить за многократные преступления, но только если вина подсудимого превышала его заслуги <24>. По другим, менее тяжким преступлениям виновный мог лишиться руки, ноги, зрения, мог быть наказан кнутом, штрафом, ссылкой и т.д.
--------------------------------
<24> Геродот, I, 137.
Взяточничество среди судей сурово каралось. Геродот сообщает, что Камбиз повелел с судьи, уличенного во взяточничестве, содрать кожу, выделать ее и обтянуть ею судейское кресло. Затем Камбиз назначил судьей сына казненного, приказав ему выносить решения, сидя на этом кресле <25>.
--------------------------------
<25> Геродот, V, 25.
Наряду с кодифицированными законами в судопроизводстве применялись клятва (вара) и религиозные правовые нормы. На это указывает надпись Дария, где он сообщает: "Если кто-то оклеветает другого, то меня удовлетворит, если он произнесет клятву (о своей невиновности)" <26>. Для определения невиновности применяли испытания иными средствами - огнем, водой, ядом и т.д. Эти правовые нормы возникли в глубокой древности, имели религиозную окраску и выполнялись в присутствии священника.
--------------------------------
<26> Джавади Г. Указ. соч. С. 53.
Купля-продажа домов, земельных владений нередко производилась в присутствии храмовых служителей (мубадов). Документы о купле-продаже оформлялись в присутствии судей конкретных административных округов государства. Контракты составлялись в присутствии 3 - 9 свидетелей профессиональными писцами по определенным формулярам в двух экземплярах, которые вручались каждой из сторон. В документе подчеркивалась добровольность сделки, обязанность соблюдать все условия, указанные в контракте. Нарушителя ждал штраф или иное наказание. К документам прилагались печати свидетелей и контрагентов или оттиски их ногтей.
Законодательство в исследуемый период охватывало и семейные отношения. Семья в государстве Ахеменидов была моногамной, так как муж не имел права брать официально вторую жену. При заключении брачного договора между супругами оговаривались уплата штрафа в 200 сиклей серебра и оставление всех подарков в случае, если у супруга появится другая жена и другие дети. Эти требования распространялись и на жену. Жених должен был уплатить отцу невесты выкуп от 5 до 10 сиклей серебра, одно шерстяное и несколько полотняных платьев, зеркало, посуду и др. В случае смерти одного из супругов другой наследовал ему <27>.
--------------------------------
<27> Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Указ. соч. С. 127 - 140.
Наличие правовой системы и товарных отношений свидетельствует о развитости в сатрапиях Центральной Азии в VI - IV вв. до н.э. рабовладельческого общества, верхушку которого составляла аристократия, не утратившая своего влияния и богатств в связи с ахеменидским завоеванием. Однако рабство, скорее всего, не было основой экономического благосостояния сатрапий.
Другой полюс среднеазиатского общества, его основной массив составляли общинники - представители как крупных поселений городского типа, так и мелких сельских. Это были основные участники ахеменидских военных формирований. Об имущественном расслоении среди общинников свидетельствует наличие среди воинского контингента конников и пехотинцев. Поскольку содержание коня и вооружение конного воина, носившего панцирь, было значительно дороже вооружения пешего воина, можно предположить, что богатые общинники были всадниками, в то время как их менее состоятельные соплеменники составляли пехоту.
Несмотря на то что области и народы, включенные в состав Ахеменидского государства, должны были не только поставлять воинов в персидскую армию, но и уплачивать денежные поборы, благосостояние населения регионов Центральной Азии, занятого преимущественно скотоводством и земледелием, достигло для своего времени высокого уровня <28>. Кроме того, вхождение этих территорий в состав обширного государства способствовало усилению межкультурных связей с наиболее развитыми странами Переднего Востока, способствовало усилению торговли, развитию товарного обращения. Все эти обстоятельства следует иметь в виду при рассмотрении хозяйства оседлых и кочевых областей Центральной Азии в ахеменидский период.
--------------------------------
<28> История Туркменской ССР. Ашхабад, 1957. Т. 1. Кн. 1: С древнейших времен до конца XVIII века. С. 65 - 66.
Анализ различных источников свидетельствует, что поля орошались водой, подававшейся развитой системой каналов, остатки которых сохранились в Хорезме и Маргиане. Здесь строились крупные плотины, создавалась сложная система ирригации, восхищавшая многих <29>. В Маргиане, помимо ранее существовавших оазисов, стал осваиваться район к северо-востоку от современного Байрам-Али, где возникло новое крупное поселение (возле Эрк-Калы), со временем ставшее столицей Маргианы.
--------------------------------
<29> Массон М.Е. О работах Южно-Туркменистанской археологической экспедиции: тезисы докладов на Сессии Отделения исторических наук и Пленума ИИМК АН СССР. М., 1954. С. 42.
В подгорной полосе получила развитие система подземных каналов - кяризов. Поскольку строительство подземных гидротехнических сооружений было связано с большими материальными затратами, лица, проведшие кяризы, освобождались на значительный срок от уплаты податей <30>.
--------------------------------
<30> Полибий, X, 28.
Крупные поселения, бывшие ранее лишь центрами сельскохозяйственных районов, в период ахеменидского правления стали местами сосредоточения ремесленного производства и приобрели черты поселений городского типа. Так, в Бехистунской надписи, а также греческими авторами упоминаются два города (полиса) в Парфии - Патиграбана и Вишпаузатиш с крупными цитаделями, расположенными на высоких платформах. Подобные факты подтверждаются археологическими исследованиями Гяур-калы <31> в Маргиане, хорезмийской крепости Кюзели-Гыр <32>. Несмотря на то что для более полного понимания характера древних городов не хватает письменных свидетельств, археологические материалы подтверждают здесь наличие зданий дворцового типа - резиденций правителей, храмов - идеологических центров, торговых площадей - производственных центров и центров обмена <33>.
--------------------------------
<31> Пиотровский Б.Б. Разведочные работы на Гяур-кала в старом Мерве: материалы ЮТАКЭ. Вып. I. Ашхабад, 1949.
<32> Толстов С.П. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1953 г. Б. м., 1958. С. 194.
<33> Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии / отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1985. С. 349.
Археологические находки свидетельствуют, что в период ахеменидского владычества развитие торговли и товарного производства приводит к зарождению денежных отношений. Конечно, 300 талантов, поступавших от шестнадцатой сатрапии, включавшей Парфию и Хорезм, представляли собой скорее денежное исчисление натуральных поставок. Однако какую-то их часть все же составляли серебряные и золотые монеты. Так, например, о взимании денег за открытие гидротехнических сооружений сообщает в своих трудах Геродот <34>. В Бактрии в связи с развитием товарного производства и товарных отношений в V - IV вв. до н.э. чеканилась собственная монета <35>.
--------------------------------
<34> Геродот, III, 89.
<35> Curiel R., Schlumberger D. Tresors monetaires d'Afghanistan. Memoires de la Delegation archeologique francaise en Afghanistan. Paris, 1953. T. 14. Pp. 31 - 45.
Иным был общественный строй многочисленных кочевых племен, в среде которых господствовали патриархальные отношения. Во времена ахеменидского владычества кочевые племена, выступая в качестве политической "периферии" Ахеменидской империи, были связаны с ней, скорее всего, обязательствами оказания военной помощи.
О пережитках матриархата у кочевников свидетельствовало высокое положение женщины, равенство которой с мужчиной подчеркивали известные древние авторы. Так, в II в. до н.э. Чжан Цянь писал: "Мужья в своих решениях руководствуются советами своих жен" <36>. Однако И.В. Пьянков особое положение женщин у центральноазиатских скифов связывал не с матриархальными реминисценциями, а с особенностями кочевого быта <37>.
--------------------------------
<36> Цит. по: Пьянков И.В. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана (тезисы докладов). Л.: Изд-во АН СССР, 1975. С. 91.
<37> Пьянков И.В. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным античных авторов. С. 91.
Как и у общинников оседлых областей, в среде кочевых племен шел процесс имущественной дифференциации и выделения богатой племенной знати. Однако в условиях кочевой внесословной культуры и быта у них сохранилась племенная собственность на землю, и прежде всего на зимние и летние пастбища.
Во главе племен и племенных союзов стояли вожди, власть которых имела авторитарный и сакральный характер. Таких вождей древнегреческие авторы обычно называли "царями". Среди них были и "женщины-государи" <38> (Томирис у массагетов, Зарина у саков). После смерти вождя над его погребением воздвигали курганы. Нет сомнений в том, что именно такой курган имел в виду Ктесий, когда описывал "пирамиду", воздвигнутую царице Зарине <39>.
--------------------------------
<38> См.: Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 164.
<39> Ктесий в изложении Диодора, II, 35.
Несмотря на патриархальность кочевых племен, формы их контактов с жителями оседло-земледельческих оазисов Центральной Азии были многообразными и тесными. Во-первых, часть кочевых племен имела этническую и культурную близость с оседло-земледельческими обществами. Во-вторых, важную роль играли экономические связи этих двух цивилизационных миров, вызванные потребностью кочевников в продукции высокоразвитого ремесла оседлых районов и, соответственно, потребностью жителей оазисов в продукции животноводства. Доказательством этого служит факт расцвета в ахеменидский период в Маргиане и Хорезме специальных поселений, занятых главным образом ремесленным производством для удовлетворения нужд кочевников.
Оценивая значение включения Парфии, Маргианы, Хорезма и других областей Центральной Азии в состав Ахеменидского государства в VI - IV вв. до н.э., отметим, что, с одной стороны, это завоевание нарушило естественный ход исторического развития и поставило народы этих областей в зависимость от персидского государственного аппарата и местной аристократии. С другой стороны, вхождение Центральной Азии в состав обширного государства усилило связи с наиболее развитыми странами Переднего Востока, способствовало усилению торговли, развитию товарного производства. Да и сами правящие круги были заинтересованы в большом и сильном государстве с безопасными дорогами, развитым внутренним и внешним рынком.
Переход на сторону завоевателей верхушки местной аристократии привел к усилению сословных противоречий, а потому восстание в Маргиане и Бактрии против иноземного господства стало формой выражения не столько освободительной, сколько сословной или династийной борьбы.
Несмотря на то что впервые в мировой истории Ахемениды включили в состав одного государства более 20 стран и 70 народов, политический режим древнеперсидских правителей был, скорее всего, щадящим и не имел ничего общего с оккупационным порядком, основанным на жестокой эксплуатации покоренных народов. К концу правления ахеменидской династии отношения между Персией и сатрапиями Центральной Азии больше напоминали политический симбиоз между неравнозначными (ассоциированными) государствами, когда меньшее по населению и территории государство, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий большему государству.
Вместе с тем постоянная борьба за престол, всевозрастающие сепаратистские устремления центральноазиатских сатрапий, объединение местного населения с кочевыми племенами массагетов привели в IV в. до н.э. к восстанию за независимость Хорезма. Обладавшие высокой культурой и развитым хозяйством среднеазиатские земледельческие области к концу правления Ахеменидов стали полусамостоятельными. Этот процесс роста политической независимости получил свое завершение в середине III в. до н.э. созданием самостоятельного Парфянского государства. Однако персидская форма государственной организации надолго пережила своих создателей. Ее элементы, как и правовая система в целом, внесли существенный вклад в создание правовой культуры многих народов и были использованы геополитическими наследниками "ахеменидского мира" - Александром Македонским, Селевкидами, Аршакидами и Сасанидами.
Библиография
1. Вергазов Р.Р. "Персидский мир". Механизмы культурной интеграции локальных элит северных и северо-восточных сатрапий Ахеменидов // Труды Института востоковедения РАН. 2019. N 21. С. 111 - 126.
2. Джавади Г. История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности: дис. ... канд. ист. наук. Душанбе, 2004. 242 с.
3. История Туркменской ССР. Ашхабад: Изд-во Академии наук Туркменской ССР, 1957. Т. 1. Кн. 1: С древнейших времен до конца XVIII века. 545 с.
4. Гусанов В.В. Сако-массагеты, их соседи и современники в среднеазиатской политике державы Ахеменидов // Вестник Владикавказского научного центра. 2010. Т. 10. N 1. С. 11 - 16.
5. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: в 2 ч. Волгоград: Изд-во Волгоградского ГУ, 2001. 548 с.
6. На пути открытия цивилизации: сборник статей к 80-летию В.И. Сарианиди. Труды Маргианской археологической экспедиции / ред. П.М. Кожин, М.Ф. Косарев, Н.А. Дубов. СПб.: Алетейя, 2010. 704 с.
7. Талезари А.А. Становление и развитие институтов преступления и наказания в истории права Ирана: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. 25 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных