Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНО-СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ)
О.С. ЛАДЕЙНОВА
Проблема соотношения нравственности и права на сегодняшний день одна из главных тем обсуждения в России. Всем известно, что нравственность способствует сохранению и развитию общества как целого, помогает человечеству встать на путь всеобщего прогресса человечности. П.И. Новгородцев, размышляя на эту тему, отметил, что "усиление духовно-нравственной составляющей в праве должно привести как к снижению излишней жестокости всей правоохранительной системы, так и к усилению борьбы с преступностью" <1>. Нравственность - это такой же регулятор общественных отношений, как и право, однако, в отличие от права, нравственные нормы выступают в обществе в виде идеалов добра (зла), справедливости, верности, честности, чести и долга, наказанием же за их нарушение является общественное порицание и осуждение. Г.Ф. Шершеневич - классик дореволюционной юридической науки - говорил, что "нравственность представляет не требование человека к самому себе, а требование общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку" <2>. Нравственные ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются, поэтому важно поддерживать высокий духовно-нравственный человеческий уровень, чтобы нравственность никогда не ослабевала. Для этого, по мнению В.М. Артемова, потребуется серьезная работа всего общества, которая должна быть подкреплена существенными социально-экономическими, политическими и идеологическими изменениями <3>. Нравственность тогда соответствует своей сущности и назначению, когда она "ничего не будет предписывать... совершенно откажется от искажения индивида в угоду какой-нибудь отвлеченной идеи, точно так же как откажется уродовать его при помощи религии, закона и послушания правительству... предоставит человеку полнейшую свободу" <4>. Право почти всегда имеет нравственную составляющую, поскольку затрагивает интересы большой части населения. В общем смысле право - это совокупность общеобязательных правил поведения, санкционируемых, регулируемых и охраняемых государством в интересах стабильности общества. В узком значении право - это система общеобязательных норм, установленных государством и охраняемых от нарушения с помощью мер государственного принуждения. Подобные определения указывают качества права, отличающие его от других социальных явлений (норм морали, обычаев, нравов, религиозных норм). В.С. Соловьев, говоря о праве, отметил, что "право есть исторически недвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" <5>. По мнению ряда известных юристов и философов, право, отделенное от нравственности, не заслуживает даже беглого взгляда, нравственность - это фундамент общественной жизни, а значит, и права, и законов, которые ее регламентируют <6>. В обществе уже давно назрела необходимость в повышении авторитета права. Как писал И.А. Ильин, необходимо сделать все, чтобы "приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности, лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души... Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право... Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права" <7>. В.М. Артемов справедливо заметил, что "...в конечном счете господствовать в обществе должно не право само по себе, а разум, органично включающий в себя нравственное измерение и ориентирующий на порядок во всем" <8>. Поднять авторитет права сможет только мощный общественный противовес, состоящий из широко и глубоко мыслящих людей, нравственно состоятельных, ответственных, которые смогут воздействовать на социум в правильном направлении во благо сообщества. Поэтому давно назрела потребность в нравственно-философской экспертизе права и всего того, что связано с функционированием государства.
--------------------------------
<1> URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=4951:2016-02-04-09-33-39&catid=203:2013-02-19-09-26-42.
<2> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 170.
<3> Артемов В.М. Нравственность и право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. С. 62, 79.
<4> Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. С. 316.
<5> Соловьев В.С. Оправдание добра. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1899. С. 465.
<6> Захаров А.В. Этика П.А. Кропоткина как ориентир для современного права // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25 - 26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М.: Издат. центр Ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. С. 115, 118.
<7> Ильин И.А. О сущности правосознания. URL: https://studfiles.net/preview/5843154/.
<8> Артемов В.М. Указ. соч. С. 7.
Основными задачами нравственно-философской экспертизы права должны быть:
- объективная комплексная оценка соответствия правового документа основным нравственным принципам (человечности, справедливости, разумности, добросовестности и т.д.), которые декларируются образцовыми как для граждан государства, так и для отношений между институтами власти, учитывая возрастание уровня свободы и справедливости;
- прогнозирование морально-этических последствий регулирования отношений после вступления юридического документа в силу;
- подготовка выводов касательно целесообразности создания того или иного правового документа;
- закрепление справедливых и эффективных механизмов реализации, защиты правовых норм, общественного контроля и ответственности.
Основной проблемой нравственно-философской экспертизы является разработка ее технологии. Нравственно-философская экспертиза должна учитывать проблему соотношения целей и способов, основываться на таких принципах, как принцип справедливости, принцип объективной полезности, приоритетности во время выбора между моралью и политикой.
В настоящей статье сделана попытка провести нравственно-философскую экспертизу некоторых программно-стратегических документов:
1) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года <9>;
--------------------------------
<9> Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года" // СЗ РФ. 2016. N 7. Ст. 1017.
2) Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года <10>.
--------------------------------
<10> Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р "О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2010. N 2. Ст. 264.
Программно-стратегические документы определяют направления политики, принципы и содержание правового регулирования и влияют на развитие законодательства. Данные документы базируются на действующем законодательстве и в то же время являются источниками совершенствования правовой системы. Роль таких актов возрастает в связи с происходящими в государстве реформами.
Используемый в данной статье термин "программно-стратегические документы" не имеет законодательного закрепления. Так, в Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ" <11> используется термин "документы стратегического планирования", который не охватывает весь массив существующих документов программного и стратегического значения (например, в Законе отсутствует упоминание о концепциях).
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2014. N 26. Ст. 3378.
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на защиту наиболее уязвимого слоя населения - граждан старшего поколения. Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения, стимулирование их активного развития. С учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно отнесены: граждане 60 - 64 лет (активные в экономическом и социальном плане люди), граждане 65 - 80 лет (менее активные, многим из которых требуется медпомощь и социальные услуги) и граждане старше 80 лет (люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем). Одной из ключевых задач Стратегии является создание условий для проявления заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи. В числе приоритетных направлений реализации Стратегии выделены: финансовое обеспечение граждан старшего поколения, стимулирование их занятости; совершенствование системы охраны здоровья; обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам; формирование условий для организации досуга; развитие современных форм социального обслуживания, стимулирование производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения.
Стратегию планируется реализовать в два этапа:
1) в 2016 - 2020 гг. намечается проведение комплексного анализа результатов реализации плана мероприятий Стратегии и его корректировка с учетом проведенных мероприятий;
2) в 2020 - 2025 гг. предполагается реализовывать приоритетные направления Стратегии.
Ожидается, что итогом реализации Стратегии станет сформированная система мер, направленных на повышение благосостояния и социально-культурного развития граждан старшего поколения, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.
В целом настоящая Стратегия носит рекомендательно-декларативный характер, без императивных предписаний, что свойственно мягкому праву <12>. С нравственно-философской точки зрения данный документ затрагивает важные социальные права людей пожилого возраста, положение которых в настоящий момент не имеет должной поддержки и адаптации в текущих условиях. Для обеспечения их полноценного и качественного жизнеобеспечения необходимы эффективные меры.
--------------------------------
<12> Фогельсон Ю.Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 38.
Однако в Стратегии отсутствует четкий и логичный механизм ее реализации, не урегулирован механизм общественного контроля, не определена ответственность за нарушение ее положений. К тому же, ожидаемые результаты, указанные в Стратегии, являются неконкретными, содержат неясные оценочные понятия, которые создают предпосылки недостижения целей этого стратегического документа.
Л.В. Чхутиашвили в этой связи замечает: "В результате только закрепления в праве справедливых норм недостаточно, а необходимо создать справедливый механизм их реализации и защиты" <13>.
--------------------------------
<13> Чхутиашвили Л.В. Социально ориентированная этика П.А. Кропоткина и современное право // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права. С. 186.
Следующим анализируемым документом является Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция). Мерами по реализации Концепции являются, в частности, укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции; проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп; разработка и реализация мер антиалкогольной политики; снижение доступности алкогольной продукции. Механизм реализации Концепции предусматривает применение программно-целевого метода. Мониторинг хода реализации задач, определенных Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.
Концепция по характеру и структуре сходна с вышеприведенной Стратегией. Конечно, цель Концепции разумно оправдана в условиях алкогольной зависимости части населения России. Однако вопросы общественного контроля за реализацией Концепции и ответственности остаются неурегулированными.
В российском законодательстве не закреплен статус программно-стратегических документов, в том числе порядок и система принятия, отсутствует последовательный и четкий план действий по исполнению данных документов, что порождает их неэффективность.
Чрезмерное нормотворчество, постоянно меняющиеся законы и правила, в том числе смена одного нереализовавшегося стратегического документа другим, аналогичным документом, подрывают авторитет права как регулятора общественных отношений. Для того чтобы этот хаос упорядочить, требуется не только систематизация всех нормативных актов на законодательном уровне, но и их правильная, ориентированная на социально-нравственные идеалы общества экспертиза. Нравственно-философская экспертиза необходима обществу, которое хочет изменить порядок общежития. Еще Леон Дюги писал: "Истина заключается в том, что закон есть выражение не общей воли, ибо она не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких вотирующих лиц... Если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным как таковой для других воль" <14>. Чтобы закон не становился "правом сильного", а имел "силу права" <15>, необходимо, чтобы он получал нравственную оценку. Поэтому нравственно-философская экспертиза применительно к праву, в частности к программно-стратегическим документам, в настоящее время особенно необходима, ибо речь идет о судьбах людей, их будущем.
--------------------------------
<14> Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 59.
<15> Зорькин В.Д. Право силы и сила права // Российская газета. 28 мая 2015 года.
Таким образом, нравственно-философская экспертиза является важным и необходимым шагом, направленным на развитие законодательства России в русле его очеловечивания. Без учета социально-нравственных ценностей, которые создаются в обществе естественным образом, без справедливого общественного механизма реализации и защиты право (законодательство) будет выражать преимущественно или исключительно волю и интересы политически господствующей части общества. Конечно, технология нравственно-философской экспертизы требует дальнейшей проработки, однако ее необходимость уже не вызывает сомнений.
Библиография
1. Артемов В.М. Нравственность и право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.
2. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М.: Издание Н.Н. Клочкова, 1909. 148 с.
3. Захаров А.В. Этика П.А. Кропоткина как ориентир для современного права // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25 - 26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. С. 115 - 118.
4. Зорькин В.Д. Право силы и сила права // Российская газета. 28 мая 2015 года.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания. URL: https://studfiles.net/preview/5843154/.
6. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1899. 415 с.
8. Фогельсон Ю.Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал российского права. 2013. N 5, 9.
9. Чхутиашвили Л.В. Социально ориентированная этика П.А. Кропоткина и современное право // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научной конференции 25 - 26, 30 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. С. 183 - 187.
10. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. 839 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных