Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
А.Г. АНАНЬЕВ
В контексте современного развития экосистема отечественного денежно-кредитного обращения пополнилась новыми и нехарактерными для нас участниками - некредитными финансовыми организациями. Как верно отмечают исследователи, применяемые к банкам критерии оценки и регулирования их деятельности неприменимы к некредитным организациям, так как они слишком жесткие и не позволяют последним функционировать при выполнении их задач <1>. Отличительной чертой конкуренции в рассматриваемой области является неразрывная взаимосвязь банковской системы не только с экономикой как таковой, но и с политикой, в связи с чем при регламентации вопросов защиты конкуренции и антимонопольного регулирования в области финансово-денежных отношений право не выступает независимым бастионом, которым в полной мере, как неким пластичным инструментом, могут пользоваться только те, кто обладает экономической и политической властью <2>.
--------------------------------
<1> См.: Бондарович Е.П., Жилкина А.Н., Ревзон О.А. Оценка деятельности некредитных финансовых организаций в денежно-кредитном обращении России // Вестник университета. 2019. N 10. С. 176.
<2> См.: Бабаян М.Н. Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках // Проблемы предпринимательства в экономике России. Вып. N 8: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Бандурина. М.: ООО "Технологии стратегического менеджмента", 2005. С. 20, 26.
Современное правовое поле характеризуется тем, что понятия, относящиеся к финансовым организациям, рассредоточены в различных нормативных актах, не отличающихся унифицированностью и последовательностью. Как верно отмечает Д.А. Ефимов, обозначенная законодательная практика введения коллизий в различных нормативных актах одного уровня не может положительно влиять на правоприменительный процесс, равно как не способствует развитию доктрины <3>. При этом здесь не представляется возможным ограничиваться только банковской системой, поскольку на финансовом рынке в настоящее время действует множество организаций, предлагающих продукты-суррогаты с более выгодными для потребителя характеристиками <4>.
--------------------------------
<3> См.: Ефимов Д.А. Некредитные финансовые организации: понятие и роль на финансовом рынке Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6(91). С. 53.
<4> См.: Валинурова А.А., Бурганова Р.А., Балабанова Н.В. Специфика банковской конкуренции в современной России // Казанский экономический вестник. 2017. N 6(32). С. 65.
Существенную роль в регламентации финансовой сферы играет законодательство о защите конкуренции, которое в своем арсенале содержит категории "финансовая организация" и "хозяйствующий субъект" (подп. 5 и 6 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <5>, далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Из анализа дефиниций следует, что "финансовая организация" представляет собой составную часть (иными словами, подвид) категории "хозяйствующий субъект", поскольку сам законодатель, приводя определение финансовой организации, указывает на это. Соответственно, отталкиваясь от законов элементарной логики, необходимо исходить из того, что объем, охватывающий содержание категории "финансовая организация", не должен превышать границ объемов общей категории "хозяйствующий субъект".
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс". Аналогичные положения воспроизведены в подп. 23 и 25 ст. 4 Модельного закона Единого экономического пространства "О конкуренции" (утв. решением от 24.10.2013 N 50 Высшего Евразийского экономического совета). URL: https://docs.cntd.ru/document/499059053.
Вместе с тем анализ указанных выше законоположений не позволяет нам прийти к сделанному логически верному выводу, что обусловлено введением законодателем дифференцированного подхода к нормативному закреплению понятий взаимосвязанных и обусловленных дефиниций. Это находит свое выражение в имеющемся смешении и выходе за пределы границ одного объема, относящегося к более частной форме проявления, по сравнению с большим объемом, характеризующим изначальную родовую дефиницию.
Обозначенные категории "хозяйствующий субъект" и "финансовая организация" надлежит рассматривать через призму конкуренции на финансовом рынке <6>. Здесь необходимо учитывать, что декларируемая в названной сфере конкуренция предполагает свободу входа и выхода, что предопределяет абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения из одного вида деятельности в другой <7>.
--------------------------------
<6> См.: Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке: доклад для общественных консультаций // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/90556/Consultation_Paper_191125.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
<7> См.: Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 21.
Полагаем, что ключевым аспектом в корректной интерпретации дефиниции "финансовая услуга", представляющей собой один из вариантов услуг, оказываемых финансовой организацией, и связанной с включением денежных средств клиентов в свой экономический оборот с их последующим перераспределением и возвратностью (подп. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ), образующим фактором выступает дефиниция финансовой организации, которая, реализуя свою основную деятельность, собственно, и осуществляет предоставление соответствующих финансовых услуг. Банк России дополнительно конкретизирует, что такие услуги должны являться основным видом деятельности (абз. 5 п. 2.2 Положения Банка России от 30 мая 2014 г. N 421-П о порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")) <8>.
--------------------------------
<8> Положение Банка России от 30 мая 2014 г. N 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")" (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант".
Из изложенного следует, что понимание финансовой услуги надлежит отыскивать в категории "финансовая организация". Вместе с тем считаем, что одной из методологических ошибок при формировании определения "финансовая организация" явилось необоснованное объединение видов деятельности и отдельных видов организационно-правовых форм организаций. Данный вывод основывается на структурном анализе нормативной дефиниции по правилам грамматического толкования.
Во-первых, финансовая организация - это субъект, оказывающий финансовые услуги. Во-вторых, соответствующее лицо относится к категории "хозяйствующий субъект". Последняя категория, как сказано выше, выполняет функции родового понятия. Далее законодатель конкретизирует, что не всякая организация является хозяйствующим субъектом, а только та, которая оказывает соответствующие финансовые услуги. Закладывая в основу понимания "финансовая организация" категорию "хозяйствующий субъект", он предполагает, что данные определения являются взаимосвязанными и взаимообусловленными по принципу "общее и частное" и что меньшее понятие по объему не может выходить за границы объема большего понятия.
В приведенной части существенных противоречий не усматривается, если бы законодатель остановился на этом и поставил точку без последующего расширения объема раскрываемого понятия. Однако здесь необходимо отметить одно существенное обстоятельство: при конструировании понятия "хозяйствующий субъект" законодатель в подп. 5 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ (равно как и в п. 3.7 ГОСТ Р 58223-2018) <9> делает принципиальную оговорку, а именно: к числу хозяйствующих субъектов относится некоммерческая организация, но только в той части, в которой она осуществляет деятельность, приносящую ей доход.
--------------------------------
<9> ГОСТ Р 58223-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции (утв. Приказом Росстандарта от 13.09.2018 N 597-ст) (с изм. от 04.02.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
Положениями п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <10> (далее - ГК РФ) установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. В развитие данного положения Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России) отмечает, что предпринимательская деятельность (ст. 2 ГК РФ) не тождественна деятельности, приносящей доход, - второе по своему содержанию шире первого (п. 3 Разъяснений Президиума ФАС России от 7 июня 2017 г. N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции") <11>. В другом случае ФАС России в письме от 5 декабря 2014 г. N АК/49864/14 <12> и письме от 10 декабря 2014 г. N АК/50617/14 <13> указывает, что некоммерческие организации признаются хозяйствующими субъектами, только если они осуществляют деятельность, приносящую им доход. Соответственно, для решения возникшей коллизии полагаем возможным обращаться к более общей конституирующей категории "недобросовестная конкуренция", являющейся основой всего законодательного регулирования отношений по защите конкуренции.
--------------------------------
<10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Разъяснение Президиума ФАС России от 7 июня 2017 г. N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции". URL: https://fas.gov.ru/documents/611491.
<12> Письмо ФАС России от 5 декабря 2014 г. N АК/49864/14 "Об исключении необоснованных преимуществ отдельных банков". URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-fas-rossii-ot-05122014-n-ak4986414/.
<13> Письмо ФАС России от 10 декабря 2014 г. N АК/50617/14 "Об обеспечении конкуренции на рынке банковских услуг". URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-fas-rossii-ot-10122014-n-ak5061714/.
Среди прочего недобросовестная конкуренция характеризуется тем, что это любые действия, имеющие направленность на приобретение каких-либо преимуществ при осуществлении только предпринимательской деятельности, что согласуется с положениями п. 2 ст. 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, в ред. от 02.10.1979) <14>, согласно которой акт недобросовестной конкуренции может иметь место только в сфере промышленных и/или торговых дел. Отсутствие направленности на предпринимательскую сферу не позволяет говорить о наличии недобросовестной конкуренции <15>.
--------------------------------
<14> Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // СПС "КонсультантПлюс".
<15> См.: п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4/2019 (утв. Президиумом ВС РФ от 25.12.2019) // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/documents/practice/28646/; п. 10 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ от 16.03.2016) // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/15166/; письмо ФАС России от 30 июня 2017 г. N АК/44651/17 "О практике доказывания нарушений, квалифицируемых в соответствии с п. 2 ст. 14.6 "О защите конкуренции" // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/attachment/190840/download?1548751253; письмо ФАС России от 26 августа 2019 г. N АК/74286/19 "Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного ст. 14.4 Закона "О защите конкуренции" // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/attachment/251038/download?1567070593.
В положениях действующего законодательства (п. 1, 4 и 5 ст. 50 и п. 1 ст. 123.1 ГК РФ) относительно возможности потребительского кооператива как некоммерческой организации осуществлять приносящую доход деятельность установлен ряд императивных требований:
1) возможность реализации такой деятельности должна быть прямо установлена в уставе организации;
2) эта деятельность должна быть направлена исключительно на достижение основных уставных целей. Реализуемая деятельность должна соответствовать целям, предусмотренным уставом. Соответственно, подобная деятельность не может заменять (подменять) основной вид деятельности, определенный учредительными документами;
3) некоммерческая организация, имеющая, согласно ее учредительным документам, возможность осуществлять приносящую доход деятельность, должна обладать минимально необходимым для осуществления указанной деятельности имуществом стоимостью не менее 10 000 рублей (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ);
4) полученный доход не может распределяться среди участников, даже если в законе о данных организациях указано иное, так как в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <16> до приведения законодательных актов в соответствие с положениями ГК РФ в редакции названного Закона соответствующие законодательные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям действующей редакции ГК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ) <17>.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<17> См.: информационное письмо Банка России от 11 июля 2018 г. N 44-16/1694 "О распределении доходов КПК" // СПС "КонсультантПлюс".
С учетом изложенного демаркационной линией для некоммерческих организаций для отнесения их к числу хозяйствующих субъектов будет тот факт, что направлена соответствующая деятельность на коммерческие цели или выполнение своих уставных задач, а также на выполнение требований п. 4 ст. 50 ГК РФ. Именно по этой причине в Определении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О <18> указывается, что в силу объективно различного характера отношений, складывающихся в процессе функционирования коммерческих организаций и некоммерческих, применение аналогии права по вопросам регулирования их деятельности будет противоречить замыслу законодателя. Именно поэтому в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <19> специально акцентируется внимание, что на некоммерческую организацию распространяются нормы действующего законодательства, применяемые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, только в части, в которой имеет место осуществление деятельности, приносящей доход (осуществление предпринимательской деятельности), а не ко всей деятельности целиком.
--------------------------------
<18> Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // СПС "Гарант".
<19> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8435/.
Легально закрепляемое определение финансовой организации перечисляет различные виды финансовых организаций в зависимости от предмета их деятельности <20>. Именно в данной части легального определения заложена существенная логическая несогласованность. Так, включенные в подп. 6 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ общества взаимного страхования и кредитный потребительский кооператив, представляющие собой разновидности потребительских кооперативов (подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <21> и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании") <22>, противоречат общему посылу данной нормы.
--------------------------------
<20> См.: Усанова В.А., Рахманина Н.В. Виды финансовых организаций в предпринимательской деятельности // Вестн. Волгогр. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. Т. 15. N 3(32). С. 61.
<21> Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.07.2021) "О кредитной кооперации" // СПС "КонсультантПлюс".
<22> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О взаимном страховании" // СПС "КонсультантПлюс".
Противоречие выражено в том, что по общему правилу общества взаимного страхования и кредитный потребительский кооператив не реализуют коммерческой деятельности, не преследуют цели извлечения прибыли, а их деятельность строится на членстве и добровольном объединении определенных лиц для удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива или страхования имущественных отдельных конкретных интересов членов соответствующего гражданско-правового сообщества на взаимной основе путем объединения соответствующих денежных средств и их последующего перераспределения между его участниками.
Такие организации ориентированы в своей деятельности исключительно на обеспечение доступа к финансовым услугам только для своих членов. Данная особенность и характер деятельности свидетельствуют о том, что названные организации по своей сущности не стремятся к экспансии финансового рынка в целом или его отдельного сегмента <23>. Соответственно, потребителем по отношению к названным организациям может быть только участник такого гражданско-правового сообщества - пайщик, но никак не иное лицо, а кооператив не имеет права реализовывать свои "товары" иным лицам - не пайщикам.
--------------------------------
<23> Развитие кредитной кооперации: доклад для общественных консультаций // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/50692/Consultation_Paper_171003_01.pdf (дата обращения: 26.03.2021).
Дополнительно можно отметить то обстоятельство, что особое внимание со стороны государства и Банка России, по верному замечанию Е.Г. Опыхтиной, уделяется аспектам защиты, как указал КС РФ в своем Постановлении от 23 февраля 1999 г. N 4-П <24>, прав экономически слабой стороны - граждан, которые вкладывают свои личные накопления в различные финансовые структуры <25>. В подтверждение изложенного тезиса также можно отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" <26> нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <27> распространяются на отношения, возникающие в связи с оказанием финансовых услуг, но не применяются к правам и обязанностям, возникшим из заключенного между кредитным потребительским кооперативом и гражданином-пайщиком договора займа (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 17, п. 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом ВС РФ 27.09.2017)) <28>.
--------------------------------
<24> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко" // СПС "КонсультантПлюс".
<25> См.: Опыхтина Е.Г. Понятие и виды юридических лиц, оказывающих финансовые услуги // Вестник экономики, права и социологии. 2015. N 3. С. 148.
<26> Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/documents/own/8304/.
<27> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" // СПС "КонсультантПлюс".
<28> Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом ВС РФ 27.09.2017) // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/23996/.
Коллизия обуславливается также и тем, что в анализируемой дефиниции законодателем произведено смешение видов деятельности и организационно-правовых форм как отдельных видов деятельности. Вывод о том, что перечисление видов деятельности является конкретизирующим признаком для уточнения, основывается на грамматическом толковании соответствующей дефиниции. Дело в том, что в русском языке давно произошло смешение в употреблении знаков "тире" и "двоеточие". Достаточно часто тире в письменной речи применяется вместо двоеточия перед последующим перечислением после обобщающего слова <29>. Это выступает одной из функциональных особенностей современного языка <30>. В анализируемой норме наблюдается именно такое явление.
--------------------------------
<29> См., напр.: Долматова И.А. Тенденции в употреблении тире в конце XX - начале XXI века // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2003. N 1. С. 66.
<30> См.: Щербак А.С. Дефис как нетрадиционный знак орфографии // Неофилология. 2019. Т. 5. N 17. С. 43.
Перечисленные в законе виды деятельности реализуются коммерческими организациями, о чем свидетельствует анализ отдельных нормативных актов, регламентирующих названную деятельность. Преимущественно это хозяйственные общества. В числе некоммерческих организаций поименованы только кредитные и страховые потребительские кооперативы, являющиеся самостоятельными видами организационно-правовых форм, которые основаны на членстве субъектов-пайщиков для удовлетворения их интересов, и не реализующие свои функции по отношению к другим лицам. Иными словами, имеет место закрытая структура (clausis/limited compages) в характеристике субъектного состава лиц - получателей соответствующих услуг от кредитных и страховых потребительских кооперативов, в отличие от иных финансовых организаций.
С учетом изложенного формально-юридических и системных оснований для признания общества взаимного страхования и кредитного потребительского кооператива разновидностью финансовой организации, как это сделано в действующем законодательстве, не имеется. Их включение в соответствующую дефиницию, содержащуюся в подп. 6 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ, представляет собой явный диссонанс с категориями, содержащимися в подп. 5 и 9 той же статьи обозначенного Закона, а также с общими положениями гражданского законодательства.
Одним из вариантов решения данной проблемы будет внесение соответствующих изменений в действующее законодательство о защите конкуренции применительно к отношениям, возникающим в финансовой сфере. При формировании новых положений необходимо учитывать не только потребность ужесточить антимонопольное регулирование, но и логическую последовательность и согласованность с иными законоположениями, регламентирующими правовой статус соответствующих образований.
Литература
1. Бабаян М.Н. Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках / М.Н. Бабаян // Проблемы предпринимательства в экономике России. Вып. 8: Межвузовский сборник научных трудов / Под редакцией А.В. Бандурина. Москва: Технологии стратегического менеджмента, 2005. С. 20 - 26.
2. Бондарович Е.П. Оценка деятельности некредитных финансовых организаций в денежно-кредитном обращении России / Е.П. Бондарович, А.Н. Жилкина, О.А. Ревзон // Вестник университета. 2019. N 10. С. 176 - 181.
3. Валинурова А.А. Специфика банковской конкуренции в современной России / А.А. Валинурова, Р.А. Бурганова, Н.В. Балабанова // Казанский экономический вестник. 2017. N 6(32). С. 65 - 70.
4. Долматова И.А. Тенденции в употреблении тире в конце XX - начале XXI века / И.А. Долматова // Вестник Православного Свято-Тихоновского богословского института. 2003. N 1. С. 65 - 71.
5. Ефимов Д.А. Некредитные финансовые организации: понятие и роль на финансовом рынке Российской Федерации / Д.А. Ефимов // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6(91). С. 49 - 56.
6. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. 192 с.
7. Опыхтина Е.Г. Понятие и виды юридических лиц, оказывающих финансовые услуги / Е.Г. Опыхтина // Вестник экономики, права и социологии. 2015. N 3. С. 147 - 149.
8. Усанова В.А. Виды финансовых организаций в предпринимательской деятельности / В.А. Усанова, Н.В. Рахманина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. Т. 15. N 3(32). С. 60 - 67.
9. Щербак А.С. Дефис как нетрадиционный знак орфографии / А.С. Щербак // Неофилология. 2019. Т. 5. N 17. С. 42 - 48.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных