Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
С.В. РЫБАКОВА
В современных экономических реалиях правовое положение многих субъектов права, в том числе субъектов хозяйствования, характеризуется сложным правовым статусом. Достаточно часто они наделены такими правами и обязанностями, которые имеют как частноправовую, так и публично-правовую природу. С этих позиций интересна конструкция "юридическое лицо публичного права", а также использование конструкции "обязательство" в области регулирования не только гражданских, но и финансовых отношений (имеются в виду такие институты финансового права, как расходные, бюджетные, налоговые обязательства и др.).
В связи с этим важно отграничивать элементы правосубъектности одного и того же лица как субъекта различных отраслей права, поскольку эти элементы имеют, по сути, различную правовую природу. По указанной причине нетождественен их правовой режим: применяемые способы и приемы правового регулирования, принципы и задачи и т.п.
Так, кредитные организации как организации, выполняющие банковские операции и сделки, являются прежде всего субъектами гражданского права, иначе говоря, обладают гражданской правосубъектностью. Однако данный факт можно констатировать лишь при первом к ним приближении. Изучая более детально права и обязанности кредитных организаций, можно выявить элементы другой отраслевой правосубъектности, а именно финансовой. Иными словами, кредитные организации являются субъектами не только гражданского, но и финансового права.
В рамках настоящего исследования важно подчеркнуть, что гражданская правосубъектность кредитных организаций является базовой характеристикой их правового статуса, а финансовая правосубъектность производна от нее, обусловлена ею.
Закрепление за кредитными организациями определенных прав и обязанностей является результатом влияния правообразующих факторов и частного, и публичного права, что формирует некий правовой феномен, комплексный правовой статус, когда права, условия их реализации, мотивация их использования либо, если говорить об обязанностях, условия исполнения обязанностей таковы, что провести четкую грань между элементами гражданской правосубъектности и финансовой правосубъектности довольно сложно.
Чтобы говорить об этом более подробно, прежде всего важно отметить не общую, а специальную правосубъектность кредитных организаций.
По словам С.Н. Братуся, правоспособность юридических лиц всегда является специальной, поскольку в соответствии с законами, уставами и положениями о них она определяется теми конкретными целями, для достижения которых они образованы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
Рассматривая обозначенную проблему, необходимо принять во внимание изложенную Г.А. Тосуняном и А.Ю. Викулиным позицию, согласно которой правоспособность кредитных организаций является исключительной, так как характеризуется совокупностью следующих признаков: необходимость получения лицензии на определенный вид деятельности; запрет заниматься данной деятельностью другим юридическим лицам; запрет данным юридическим лицам заниматься иными видами деятельности <2>. Указанным признакам исключительной правоспособности соответствует правоспособность кредитных организаций (ч. 1 ст. 1, ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
--------------------------------
<2> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. 1999. N 5.
В свою очередь, Ю.В. Филатов для данного случая предлагает понятие функциональной правоспособности <3>, тогда как В.В. Витрянский применительно к банкам оперирует понятием "целевая правоспособность" <4>.
--------------------------------
<3> См.: Филатов Ю.В. Правовое положение банка как субъекта гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
<4> См.: Витрянский В.В. Понятие и квалификация кредитного договора // Банковское право. 2004. N 4.
Заслуживает особого внимания позиция А.Я. Курбатова, который подробно исследует содержание правосубъектности кредитных организаций как исключительной. По мнению автора, содержание исключительной правосубъектности кредитных организаций составляют:
права осуществлять банковские операции, банковские сделки, операции с ценными бумагами, а также иные сделки и виды деятельности в соответствии с законодательством РФ;
обязанности, связанные с выполнением отдельных публичных функций (в частности, агентов валютного контроля);
сопутствующие права и обязанности частноправового и публично-правового характера (например, права и обязанности работодателя, обязанности налогоплательщика, налогового агента, обязанность осуществлять страхование вкладов граждан и др.) <5>.
--------------------------------
<5> См.: Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
Как видно из приведенного анализа содержания исключительной правосубъектности кредитных организаций, различными учеными она трактуется неоднозначно. Думается, исключительный характер связан с теми характеристиками, которые выявлены Г.А. Тосуняном и А.Ю. Викулиным.
Финансовая правосубъектность кредитных организаций, как уже было отмечено выше, производна от их гражданской правосубъектности, связанной с выполнением банковских операций и сделок. Однако не все банковские операции кредитных организаций выполняются исключительно как гражданско-правовые сделки, основанные на принципе свободы договора и обслуживающие частные нужды хозяйствующих субъектов. Например, обращение в банк о поручении провести банковскую операцию по уплате в бюджет налога основано на гражданско-правовом договоре банковского счета, но связано с публично-правовой обязанностью налогоплательщика - владельца банковского счета. Выполнение банком соответствующего поручения такого клиента сопряжено с определенными обязанностями, в частности представлять в налоговые органы информацию о данном счете или, что еще серьезнее, осуществить приостановление операций по счету на основании требования налогового органа.
Можно привести другой пример детерминирования финансовой правосубъектности кредитных организаций действием норм гражданского права. Так, осуществление определенных операций по счету влечет для банков выполнение обязанностей агентов контроля (валютного контроля, финансового мониторинга). Банки как непосредственные участники соответствующих операций имеют возможность их проконтролировать и в случае неправомерного поведения клиента воспрепятствовать осуществлению таких операций.
На основе анализа участия банков в операциях, сопряженных с фискальными интересами государства, можно предложить следующие элементы финансовой правосубъектности кредитных организаций: 1) совокупность прав и обязанностей публичного характера, обусловленных функциями государства и муниципальных образований в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований; 2) совокупность прав и обязанностей в сфере обеспечения финансовой стабильности банковской системы; обеспечения законности и финансовой дисциплины в денежной и платежной системах и при совершении валютных операций.
Приведенные элементы финансовой правосубъектности кредитных организаций позволяют определить ее виды: активная, пассивная, компетенционная.
В первом случае кредитные организации вступают в правоотношения, реализуя принадлежащие им субъективные юридические права, во втором случае, наоборот, - обязанности. В отдельных случаях необходимо говорить о компетенции (полномочиях) кредитной организации в том аспекте, в котором употребляется данный термин для характеристики правомочий органов власти.
В соответствии с активной правосубъектностью (которая встречается гораздо реже) кредитные организации наделены определенными юридическими правами, в рамках которых с целью извлечения прибыли они могут осуществлять определенные банковские операции со средствами бюджетов. При пассивной правосубъектности кредитные организации становятся участниками финансовых правоотношений не по своей инициативе, а по инициативе субъектов публичной власти, исходящей или непосредственно из требований закона, или из требований закона и принятого в его исполнение акта применения права. Прежде всего сюда включается содержание правосубъектности, которой наделены кредитные организации как субъекты банковской системы, а также как организации, участвующие в процессе перечисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Что касается третьего вида правосубъектности, то здесь важно отметить компетенционный характер норм финансового права, как и норм других отраслей публичного права. На этот факт особое внимание обращает М.В. Карасева, выделяющая компетенционные нормы в качестве особой разновидности финансово-правовых норм: "Это такие права, которые государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах" <6>.
--------------------------------
<6> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2002.
В науке финансового права на компетенционный характер финансово-правовых норм всегда обращает внимание Н.И. Химичева в связи с институтом бюджетных прав различных территориальных образований, в рамках которого "бюджетные права по своим юридическим свойствам сближаются с обязанностями, являясь во многих случаях одновременно и обязанностями" <7>.
--------------------------------
<7> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд. М., 2008; Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1979.
Как представляется, определить отраслевую принадлежность правосубъектности кредитных организаций довольно сложно, поскольку, как уже было отмечено выше, их права и обязанности в сфере публичной финансовой деятельности возникают только благодаря исключительной правоспособности кредитных организаций как субъектов хозяйственного оборота.
С этой целью предлагается понятие сложного общественного отношения. С позиций многосоставности, многослойности данных отношений (в аспекте предмета правового регулирования) порождаются комплексные отрасли законодательства, поскольку появляется необходимость в обеспечении сопоставимости законодательного материала вокруг определенного сложного общественного отношения. Под сложным общественным отношением для целей правового регулирования понимается такая его структура, когда отдельные части одного и того же отношения регулируются нормами различных отраслей права ввиду включенности этих частей в предмет правового регулирования различных отраслей права. В частности, это касается участия кредитных организаций в отношениях, урегулированных ст. 236 БК РФ. В данных отношениях банки выполняют обычную депозитную операцию, но клиентом по данной операции является публично-правовое образование. Для участия в подобных операциях банки должны соответствовать определенным требованиям и пройти соответствующий конкурс. В указанных отношениях действуют нормы и гражданского, и финансового права.
Приведенная классификация видов финансовой правосубъектности кредитных организаций (активная, пассивная, компетенционная) не исчерпывает вопрос о видах финансовой правосубъектности кредитных организаций.
Предлагаем обсудить еще два вида финансовой правосубъектности кредитных организаций: субсидиарную и акцессорную.
Так, в соответствии со ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему сборов, пеней и штрафов. Также не взимается плата за обслуживание банками операций по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не только подразделения Центрального банка РФ, но и кредитные организации без взимания платы обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований; проводят операции по приему наличных денежных средств от организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), и по обеспечению указанных организаций наличными денежными средствами; оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Федеральному казначейству и его территориальным органам; оказывают услуги по перечислению денежных средств с использованием телеграфной технологии по расчетным документам, предоставленным территориальными органами Федерального казначейства.
Также в ст. 18 указанного Федерального закона закреплены банки-агенты Правительства РФ (АО "Росэксимбанк", ОАО "Росагроснаб", АО "Россельхозбанк") и их функции (например, выплата компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с оплатой ими жилых помещений, коммунальных и других видов услуг; выплата на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, и др.)
Данный вид правосубъектности кредитных организаций представляется возможным назвать субсидиарной правосубъектностью. Выбор такого термина обусловлен следующими причинами. Для кредитных организаций перечисленные выше функции являются дополнительными, как бы навязанными извне. Однако этому существует объяснение: исключительный характер правосубъектности кредитных организаций. Коль скоро никто, кроме них, не вправе осуществлять банковские операции, они вовлекаются в соответствующие правоотношения вынужденно. Инициатива, по сути, принудительного участия кредитных организаций в публичной финансовой деятельности исходит от государства. Государство для решения определенных задач вынуждено привлекать именно кредитные организации по причине их исключительной правосубъектности, хотя нельзя забывать о том, что отдельные из перечисленных задач могли бы решаться посредством потенциала Центрального банка РФ.
Как представляется, обозначенная проблематика имеет некоторое сходство с принципом субсидиарности, известным международному публичному и конституционному праву.
Как отмечает Н.В. Анисимова, "залогом эффективного функционирования системы организации власти (государства или наднационального объединения) является адекватное разграничение полномочий между ее носителями. Данное утверждение особенно справедливо для таких сложных интеграционных объединений, как Сообщество и Союз, в рамках которых к традиционным уровням власти (местному, региональному и национальному) добавляется еще один - коммунитарный уровень или уровень Союза... Практическим результатом применения принципа субсидиарности является проведение в жизнь концепции рационального управления, когда распределение полномочий между различными уровнями власти обусловлено не политическими амбициями носителей власти, а эффективностью осуществления ими соответствующих полномочий... Однако анализ принципа субсидиарности показал, что лежащий в его основе "критерий эффективности" предполагает возможность использования принципа субсидиарности институтами и органами ЕС для обоснования необходимости принятия решений и мер на коммунитарном уровне" <8>.
--------------------------------
<8> Анисимова Н.В. Принцип субсидиарности в европейском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/printsip-subsidiarnosti-v-evropeiskom-prave#ixzz2vgHCGftC.
Таким образом, для наиболее эффективного участия банковской системы в решении задач публичного характера государство в нормах законов постоянного действия, а также в нормах законов временного действия распределяет обязанности между элементами банковской системы так, что для выполнения фискальных задач государства привлекаются кредитные организации, для которых подобный объем обязанностей является дополнительным (субсидиарным). Именно данный термин можно применить и к анализу фискальной функции государства, которое привлекает для решения соответствующих задач не Центральный банк РФ, как в случае с единым бюджетным счетом, а кредитные организации.
Акцессорность как характеристика отдельных правовых институтов присутствует, например, в гражданском и уголовном праве.
В гражданском праве традиционно говорят об акцессорности обеспечительных обязательств. Выделяется пять так называемых пунктов сопровождения основного обязательства: акцессорность возникновения, акцессорность объема требования, акцессорность следования за главным требованием, акцессорность прекращения, акцессорность в части возможности принудительного осуществления <9>.
--------------------------------
<9> См.: Бевзенко Р.С. Акцессорность обеспечительных обязательств. М., 2013.
В уголовном праве существует теория акцессорного соучастия <10>.
--------------------------------
<10> См.: Арутюнов А.А. Соучастие в преступлении. М., 2013.
Термины "акцессорность", "акцессорный" в своей основе имеют термин "аксессуар" (англ. accessory). В словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова аксессуар обозначается как принадлежность, дополнительная вещь и т.п. <11>.
--------------------------------
<11> URL: http://slovardalja.net; http://www.ozhegov.org.
Как представляется, в деятельности кредитных организаций можно выделить особый вид правосубъектности, ее содержание наполнено объемом прав, которые кредитные организации могут реализовать как бы в дополнение к своей основной правосубъектности. Особенность акцессорной правосубъектности кредитных организаций заключается в том, что не каждая кредитная организация имеет фактическую возможность ее реализовать, а ее реализация возможна, как правило, на состязательных началах. Именно в таком порядке допускается участие кредитных организаций в финансовых правоотношениях, возникновение которых связывается с нормами-дозволениями. В подобных правоотношениях государство заинтересовано в том, чтобы кредитные организации проявили инициативу участия в соответствующих правоотношениях, а кредитные организации также заинтересованы в них ввиду дополнительной возможности получения прибыли.
Примером акцессорной правосубъектности кредитных организаций являются права и обязанности, закрепленные в отдельных положениях финансового законодательства.
Так, ст. 236 БК РФ регламентирует порядок размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачу бюджетных средств в доверительное управление.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "Об обязательном страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством по страхованию вкладов через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет. Порядок конкурсного отбора банков-агентов устанавливается советом директоров Агентства по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были выявлены активная, пассивная и компетенционная правосубъектность кредитных организаций как субъектов финансового права, а также их субсидиарная и акцессорная правосубъектность.
Библиографический список
Анисимова Н.В. Принцип субсидиарности в европейском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.m/ntent/prmtsip-subsidiarnosti-v-evropeiskom-prave#ixzz2vgHCGftC.
Арутюнов А.А. Соучастие в преступлении. М., 2013.
Бевзенко Р.С. Акцессорность обеспечительных обязательств. М., 2013.
Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
Витрянский В.В. Понятие и квалификация кредитного договора // Банковское право. 2004. N 4.
Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. 1999. N 5.
Филатов Ю.В. Правовое положение банка как субъекта гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2002.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд. М., 2008.
Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1979.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных