Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ
Е.А. АСТАХОВА
Транснациональные преступления - объект исследования ряда наук: криминологии, уголовного права, истории государства и права, международного и транснационального права, криминалистики. Анализ научных работ и нормативных правовых актов показывает, что большинство исследователей отождествляют транснациональные преступления с таким понятием, как "организованное преступление" <1>. Такая позиция обусловлена тем, что основным нормативным правовым документом в борьбе с транснациональными преступлениями является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на X конгрессе ООН в г. Нью-Йорке и подписанная 12 - 15 декабря 2000 г. в г. Палермо (Италия), а в ней определение транснационального преступления отсутствует. А.И. Долгова справедливо отмечает, что речь в документе идет исключительно о преступлениях транснационального характера, совершенных именно организованными преступными формированиями <2>. Отсутствие в документе четких определений, привычных российской юридической науке, привело к научным дискуссиям о том, какие преступления следует относить к транснациональным. Так, в научной литературе появились весьма сумбурные классификации транснациональных преступлений, в которые ученые включали разнообразные преступления, основывая свой выбор тем, что они чаще совершаются организованными преступными формированиями (далеко не всегда транснациональными). А также те преступления, при расследовании которых значительную роль играло международное сотрудничество государств, международные и адвенальные преступления, образующие самостоятельные системы преступлений.
--------------------------------
<1> Андрианов А.В. Транснациональная преступность: уголовно-правовые проблемы // Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью. Калининград, 2002. С. 12 - 15.
<2> Долгова А.И. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и развитие правовой основы борьбы с коррупцией в России // Положения Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и проблемы их применения в России. М., 2011. С. 22.
Другой проблемой оказалась трактовка положений Конвенции. Часть 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности закрепляет признаки транснационального преступления. Наличие хотя бы одного признака (в Конвенции использован союз "или"), а не их совокупности у преступления дает основание отнести его к группе транснациональных. К таким признакам в соответствии с Конвенцией относятся: 1) совершение преступления на территории более чем одного государства; 2) совершение преступления в одном государстве, но при этом существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; 3) преступление совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве; 4) преступление совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
На наш взгляд, анализ данных положений Конвенции позволяет сделать вывод, что главный признак, в соответствии с которым преступление должно быть признано транснациональным, - нарушение уголовно-правовых норм двух или более государств. Форма преступной деятельности относится к необязательным (факультативным) признакам транснационального преступления.
К аналогичным выводам пришел в своем исследовании А.А.-Х. Пихов. Он отмечает: "По изученным нами 189 уголовным делам о 229 преступлениях транснациональной направленности указанные выше признаки распределились следующим образом: основным явился признак в виде совершения деяния в двух или более государствах (67,25%); на втором месте - совершение преступления в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имела место в другом государстве (20,09%); на третьем месте - совершение преступления в одном государстве, но при участии организованной группы, которая осуществляла свою преступную деятельность более чем в одном государстве (7,42%); на четвертом - в одном государстве, но его существенные последствия имели место в другом государстве (5,24%). Это же пропорциональное соотношение было выявлено и при опросе 72 судей, 132 следователей и сотрудников оперативных подразделений (87,58, 18,08, 12,99 и 5,08% соответственно). Полагаем, что такое соотношение признаков транснациональных преступлений обусловлено тем, что первый из них, по сути, охватывает три последующих, которые лишь выделяют частные случаи совершения преступления в двух или более государствах" <3>. Мы солидаризируемся с его выводом, что "транснациональная преступность представляет собой самостоятельное понятие, объем которого лишь частично пересекается с объемом понятия организованной преступности" <4>.
--------------------------------
<3> Пихов А.Х.-А. Транснациональная преступность: система понятий // Вестник Московского университета МВД России. 2017. N 6. С. 109 - 110.
<4> Пихов А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2018. С. 13.
Тем не менее внимание как ученых, так и правоохранительных органов главным образом обращено на выработку методов расследования транснациональных преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Игнорирование транснационального характера преступлений, совершенных отдельными лицами, приводит к тому, что преступления расследуются формально, неполноценно.
Возможность совершения транснационального преступления лицом, не являющимся членом организованного преступного формирования, отмечается и другими учеными. Так, Д.С. Хижняк на основе анализа следственной и судебной практики делает вывод, что транснациональная преступная деятельность может осуществляться индивидами, не являющимися членами преступных формирований <5>. Мы солидаризируемся с данным тезисом. Примером такого транснационального преступления может служить незаконное пересечение государственной границы, так как при таком преступлении нарушаются границы двух государств.
--------------------------------
<5> Хижняк Д.С. Транснациональная криминальная деятельность и ее субъекты // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. N 2. (115). С. 196 - 201.
Таким образом, если не брать во внимание факультативные признаки транснациональных преступлений, то можно дать следующее определение: транснациональные преступления - это противоправные деяния, нарушающие уголовно-правовые нормы двух или более государств, совершаемые любыми субъектами.
Уголовно-правовая категория "преступление" всегда первична. Именно от нее зависит, какую методику расследования предложит криминалист. Но что делать, когда термин не определен в уголовно-правовой науке? Транснациональные преступления - группа криминалистически однородных видов преступлений, но действующий Уголовный кодекс РФ не выделяет их в самостоятельную группу. И есть ли в этом необходимость? Например, Е.П. Ищенко отмечает необходимость законодательного закрепления термина "киберпреступление" <6>, такие преступления в большинстве своем носят транснациональный характер. Аналогичную необходимость по отношению к термину "транснациональное преступление" видит Д.С. Хижняк, отмечая при этом и необходимость классификации данных преступлений <7>.
--------------------------------
<6> Ищенко Е.П. О криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов 20-й междунар. науч.-практич. конф.: в 2 т. Иркутск, 2015. Т. 1. С. 336 - 341.
<7> Хижняк Д.С. Модель материальной структуры транснациональных преступлений как исходная составляющая алгоритма их расследования // Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем. III Московский юридический форум. X Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 ч. Ч. 3. М.: Проспект, 2016. С. 485 - 486.
В криминалистике уже долгое время в качестве главной информационной модели преступления используется его криминалистическая характеристика. Одну из первых попыток предложить криминалистическую характеристику транснациональных преступлений предпринял в 1997 г. О.В. Танкевич. На тот период времени отсутствовали многие нормативно правовые акты, которые мы имеем сейчас, отсутствовал опыт у следственных органов, и как следствие, эмпирическая база исследования была иной. Все эти и другие факторы повлияли на выводы автора. О.В. Танкевич отмечает, что "криминалистическая характеристика транснационального преступления представляет собой систему признаков, закономерно проявляющихся в механизме преступного действия в транснациональном территориальном диапазоне" <8>. Далее автор лишь отмечает структурные элементы криминалистической характеристики преступлений в целом без учета специфики их транснационального характера.
--------------------------------
<8> Танкевич О.В. Криминалистическая характеристика и стратегия транснациональных преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Гродно, 1997. С. 10.
С.Е. Еркенов, анализируя работу О.В. Танкевича, справедливо отмечая, что указанные данные "не отражают основного содержания этого феномена", выделяет такой элемент криминалистической характеристики, как транснациональная связь <9>.
--------------------------------
<9> Еркенов С.Е. Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 17 - 18.
Анализ их работ показывает, что оба автора рассматривали транснациональные преступления как преступления, совершаемые организованными преступными группами, и так и не предложили системной криминалистической характеристики транснациональных преступлений.
Основной причиной отсутствия в криминалистике адекватной криминалистической характеристики транснациональных преступлений является объективный фактор - транснациональное преступление - сложный для исследования объект. Криминалистическая характеристика преступлений хотя и рассматривается как информационная модель, но эта модель "списочная", т.е. ее структура представляет перечень описанных характерных для определенного вида или группы преступлений признаков. Корреляционные зависимости между этими признаками в такой модели практически отсутствуют, что ставит под вопрос практическое применение криминалистической характеристики как информационной модели, на основе которой возможно построение алгоритма расследования любого преступления. На этот факт уже давно указывают многие криминалисты. Транснациональные преступления - деяния, образующие совокупность нарушения уголовного законодательства Российской Федерации, иностранных государств, норм международного права, их совершение влечет нарушение норм гражданского, административного, таможенного и других отраслей права. С этой позиции криминалистическая характеристика преступлений не обладает необходимыми, даже описательными, свойствами, требующимися для использования в практике расследования транснациональных преступлений.
Рассматривая транснациональные преступления как специфическую деятельность, представляющую во многих случаях (в частности, при совершении их организованными преступными группами) совокупность из нескольких преступлений, ученые стали давать криминалистическую характеристику преступной (криминальной) деятельности. Такой подход более оправдан, так как расследовать необходимо не только преступление, признаки которого были выявлены на стадии возбуждения уголовного дела, но и остальные эпизоды, формирующие преступную деятельность субъекта. Несмотря на то что авторам удалось выявить корреляционные взаимозависимости деяний, остается вопрос практического применения такой информационной модели.
Для построения информационной модели транснациональных преступлений мы предлагаем использовать совокупность тех их признаков, которые характеризуют данные деяния и нашли свое отражение в уголовном праве, криминалистике, а также в международном и транснациональном праве. В своем диссертационном исследовании Д.С. Хижняк предложил информационную декларативную модель "транснациональные преступления", на основе которой строятся частные модели транснациональных преступлений <10>. Выбранный автором формат представления знаний - фреймовая модель. Преимущество фреймовой модели состоит в том, что ее графическое выражение в виде таблицы легко переносится с бумаги в различные варианты компьютерных программ, которые могут быть использованы следователями в их работе.
--------------------------------
<10> Хижняк Д.С. Информационные модели транснациональной криминальной деятельности. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 93 - 94.
При любом подходе к исследованию и созданию криминалистической информационной модели транснациональных преступлений необходимо рассматривать их как самостоятельную систему преступлений и объект изучения криминалистики.
В криминалистической литературе сформировался отличный от уголовно-правового взгляд на понимание преступления. В криминалистике преступление рассматривается как система, обладающая структурной устойчивостью и внутренней информативностью. Появление же такой системы государство пытается предотвратить угрозой уголовного наказания, т.е. применения метода законодательного запрета.
Рассматривая преступление как объект изучения криминалистики, необходимо учитывать систему основных направлений его криминалистического исследования: 1) природу возникновения преступления; 2) элементный состав преступления; 3) внутренние связи преступления; 4) внешние связи преступления.
Транснациональные преступления в криминалистике могут быть представлены в виде системы деяний, совершаемых с нарушением правовых норм двух или более государств и норм международного права. Рассматривая транснациональные преступления в качестве объекта криминалистической классификации, нельзя не иметь в виду, что совокупность таких деяний может быть представлена в виде сложной системы, имеющей значительный состав образующих ее элементов. Основным фактором, определяющим специфику транснациональных преступлений, являются содержание транснациональной криминальной деятельности и ее основные направления, а не криминалистическая характеристика преступлений.
Литература
1. Андрианов А.В. Транснациональная преступность: уголовно-правовые проблемы / А.В. Андрианов // Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью: материалы международной конференции: сборник научных статей / ответственный редактор Т.С. Волчецкая. Калининград: Изд-во Калининградского государственного ун-та, 2002. С. 12 - 15.
2. Долгова А.И. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и развитие правовой основы борьбы с коррупцией в России / А.И. Долгова // Положения Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и проблемы их применения в России: материалы тезисов конференции (г. Москва, 2 - 3 декабря 2010 г.): сборник тезисов / редактор О.С. Капинус. Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. С. 19 - 35.
3. Еркенов С.Е. Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: автореферат диссертации ... доктора юридических наук / С.Е. Еркенов. Москва, 2000. 48 с.
4. Ищенко Е.П. О криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений / Е.П. Ищенко // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы 20-й международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 28 - 29 мая 2015 г.). В 2 томах. Т. 1: сборник научных статей / главный редактор С.А. Карнович. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 336 - 341.
5. Пихов А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности: автореферат диссертации ... доктора юридических наук / А.Х.-А. Пихов. Краснодар, 2018. 56 с.
6. Пихов А.Х-А. Транснациональная преступность: система понятий / А.Х-А. Пихов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. N 6. С. 109 - 110.
7. Танкевич О.В. Криминалистическая характеристика и стратегия транснациональных преступлений: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / О.В. Танкевич. Гродно, 1997. 21 с.
8. Хижняк Д.С. Информационные модели транснациональной криминальной деятельности / Д.С. Хижняк. Москва: Юрлитинформ, 2018. 248 с.
9. Хижняк Д.С. Модель материальной структуры транснациональных преступлений как исходная составляющая алгоритма их расследования / Д.С. Хижняк // Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем: материалы III Московского юридического форума. X Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения) (г. Москва, 6 - 9 апреля 2016 г.). В 4 частях. Ч. 3: сборник научных статей. Москва: Проспект, 2016. С. 485 - 486.
10. Хижняк Д.С. Транснациональная криминальная деятельность и ее субъекты / Д.С. Хижняк // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. N 2. (115). С. 196 - 201.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных