Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
О.А. ЗАЙЦЕВ, С.Л. НУДЕЛЬ
В настоящее время Россия переживает период весьма сложных социально-экономических преобразований, связанных с глобализацией рисков, интернационализацией крупного капитала, развитием информационно-цифровых технологий и интернет-коммуникаций, что требует адаптации сложившейся системы и средств правового регулирования к новым условиям <1>. Снижение инвестиционной привлекательности, нестабильность на мировом рынке цен на нефть, применение экономических инструментов воздействия в виде санкций со стороны Евросоюза, США и ряда других стран оказывают существенное влияние на динамику основных российских макроэкономических показателей. К тому же появились ранее неизвестные и непрогнозируемые в основных документах стратегического развития угрозы и вызовы <2>.
--------------------------------
<1> См.: Синицин С.А. Гражданское право в современных социально-экономических условиях // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 1. С. 8 - 15.
<2> См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г., Казанцев Н.М. и др. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография. М., 2015.
Особую опасность представляет эпидемиологическая ситуация, имеющая долговременные, порой труднопрогнозируемые последствия, что негативным образом сказывается на ведении бизнеса, а также на состоянии экономики в целом. В связи с пандемией коронавируса остановлена реализация большинства инвестиционных планов, программ развития и обновления компаний и учреждений, нарушены устойчивые экономические связи между предприятиями, снизилась предпринимательская активность. В условиях мирового пандемического кризиса, имеющего внезапный и достаточно масштабный характер, Российская Федерация формирует независимую макроэкономическую политику, позволяющую реализовывать рекордные по объемам стимулирующие экономику пакеты мер по линии как бюджетной, так и денежно-кредитной политики, а также принимает меры правового регулирования, призванные минимизировать негативное влияние чрезвычайной ситуации на различные сферы жизни общества <3>.
--------------------------------
<3> См.: Хабриева Т.Я. Управление пандемическим кризисом на основе права: мировой и российский опыт // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 2. С. 5 - 17.
В этой непростой ситуации повышенное внимание государство уделяет организации системной работы, направленной на улучшение делового климата, реальное изменение структуры экономики, поддержание среднего и малого бизнеса. Осуществляется работа по формированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятное ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, стабильность и предсказуемость правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере <4>.
--------------------------------
<4> Подробнее см.: Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов): науч.-практ. пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. М., 2020. 392 с.
Обеспечение экономической безопасности, развертывание системы стратегического управления являются основой проводимых в Российской Федерации реформ. При этом преобразования подчинены укреплению экономического суверенитета и финансовой устойчивости государства, продвижению его приоритетных национальных интересов, территориальной целостности <5>. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные в Основной Закон, которые подчиняются логике конституционного развития общества и вызваны значительными изменениями, происшедшими в Российском государстве <6>.
--------------------------------
<5> См.: Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А., Гутников О.В., Кашепов В.П. и др. Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2015. С. 5; Институты финансовой безопасности: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2017. С. 17 - 29.
<6> См.: Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М., 2020.
Важным доктринальным документом в формировании национальных интересов и стратегических национальных приоритетов нашего государства выступает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <7>, которая основана на неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности национальной безопасности и социально-экономического развития страны <8>.
--------------------------------
<7> Утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400.
<8> См.: Вишнякова В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 3 - 34; Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. N 10 (119). С. 15 - 28; Курышова Л.А., Ли А.А. Национальная безопасность государства: ее содержание и механизм обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. N 11 (S3). С. 86 - 90.
Значение данной Стратегии состоит в формировании системообразующих категорий национальной безопасности: национальных интересов, угроз национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, а также сил и средств ее обеспечения <9>.
--------------------------------
<9> См.: Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. N 3. С. 37 - 39; Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 31 - 41.
Экономическая безопасность страны является одним из ключевых стратегических национальных приоритетов, на которых концентрируются усилия и ресурсы органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества.
Среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделены преступные посягательства против собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Отмечаются криминальные тенденции, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии национальной безопасности обращено внимание на необходимость усиления борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества. Не случайно в числе задач по достижению целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применительно к теме исследования отмечено снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде.
Экономическая преступность оказывает отрицательное воздействие на институты общества, нарушает установленный порядок функционирования экономики, причиняет значительный материальный ущерб <10>.
--------------------------------
<10> См.: Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / отв. ред. А.В. Габов. М., 2014. С. 273 (автор - В.П. Кашепов).
Анализ статистических показателей правоохранительной деятельности показывает влияние на развитие экономического роста факторов, связанных с состоянием правопорядка. В частности, за последнее десятилетие число регистрируемых преступлений экономической направленности сократилось примерно в четыре раза. Существенно снизилось количество экономических преступлений, совершенных в организованных формах, а также в крупном и особо крупном размерах. В то же время наблюдается рост материального ущерба от указанных общественно опасных деяний (в 2020 г. материальный ущерб от экономических преступлений причинен на сумму 339,5 млрд руб., в 2019 г. - 447,2 млрд руб.; в 2018 г. - 403,8 млрд руб., в 2017 г. - 234,3 млрд руб.) <11>.
--------------------------------
<11> По данным ГИАЦ МВД России.
Отметим, что к вышеуказанным данным ведомственной статистической отчетности следует относиться осторожно, так как в них не учтена латентность, селекция правоприменителей, а также возможная фальсификация в зарегистрированных сведениях, что может привести к ошибкам в оценках необходимого восприятия экономической преступности <12>.
--------------------------------
<12> См.: Молчанова Т.В. Статистическая оценка преступлений в сфере экономической деятельности // Безопасность бизнеса. 2020. N 3. С. 36 - 40.
По результатам социологического опроса руководителей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России около 70% респондентов отметили стабильность уровня экономической преступности и коррупции в последние три года. При этом подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на то, что преступления экономической направленности становятся все более изощренными и продуманными <13>.
--------------------------------
<13> В 2018 г. было опрошено 286 руководителей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции различного уровня. См.: Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: анализ, эффективность, перспективы // Административное право и процесс. 2019. N 8. С. 36.
В основе укрепления экономической безопасности Российской Федерации лежат концептуальные подходы совершенствования государственного управления, закрепленные в директивных документах стратегического планирования страны, среди которых центральное место занимает Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <14>.
--------------------------------
<14> Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208.
О важности и своевременности принятия Стратегии свидетельствует и то, что предыдущий подобный документ, содержащий концептуальные подходы к определению системы экономической безопасности, был датирован 1996 г. и имел по форме и содержанию совершенно иной характер.
Реализация Стратегии экономической безопасности призвана консолидировать усилия государства и институтов гражданского общества по защите национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Рассматриваемый документ формирует оценку имеющихся условий и факторов, создающих возможность причинения ущерба национальным интересам Российского государства в рассматриваемой сфере, а также закрепляет систему стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение экономической безопасности. Значимую роль в Стратегии играет определение целей, направлений, задач и мер их реализации в области внешней и внутренней политики, которые позволят укрепить национальную безопасность и обеспечить устойчивое экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Отметим, что в науке содержанию и значению данных категорий уделяется повышенное внимание, вносятся предложения по реализации положений Стратегии в рамках различных сфер деятельности <15>.
--------------------------------
<15> См.: Магомедов Ш.Б. К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 1. С. 10 - 15; Горохова С.С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. N 6. С. 2 - 4; Ворожихин В.В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. 2018. N 1. С. 3 - 11; Филатова И.В. Вызовы и угрозы экономической безопасности в рамках реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. // Вестник Московского университета МВД России. 2017. N 6. С. 263 - 266; Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Экономическая безопасность в условиях перехода к шестому технологическому укладу: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. N 6. С. 10 - 16.
В указанном документе стратегического планирования в числе основных факторов риска, оказывающих противоправное воздействие на экономические институты, названы высокая степень криминализации и коррупции; наличие существенной доли теневой экономики; уязвимость финансово-банковской системы; падение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Все это стало возможным в силу неэффективной защиты права собственности; избыточных административных барьеров, неблагоприятного инвестиционного климата <16>.
--------------------------------
<16> См.: Зайцев О.А. Новая уголовная политика Российской Федерации в сфере защиты прав инвесторов // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сборник материалов к XIV Ежегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся. М., 2019. С. 180 - 189.
Отмеченные вызовы и угрозы стали ориентиром к формированию ключевых задач по реализации устойчивого развития национальной экономической системы, среди которых:
а) противодействие рейдерским захватам и иным преступным действиям в хозяйственно-финансовой сфере, реализуемым в том числе путем вовлечения должностных лиц правоохранительных органов;
б) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с использованием формальных поводов для ее блокировки, избирательным подходом к правоприменению в отношении представителей бизнеса;
в) создание необходимых условий, направленных на предотвращение фактов объединения противоправных интересов представителей государственных органов и бизнес-структур; реализация мер, блокирующих формирование коррупционных схем их взаимодействия <17>.
--------------------------------
<17> Подробнее см.: Горохова С.С. Основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности // Российская юстиция. 2019. N 4. С. 2 - 5.
В связи с этим показательным результатом должно стать повышение роста уровня не только экономической, но и общественной безопасности, а также доверия граждан к системе правоохранительных органов.
Таким образом, рассмотренные директивные документы стратегического планирования социально-экономического развития страны направлены на обеспечение надлежащей защиты прав и свобод личности, общества и государства от угроз, исходящих от экономической преступности, а также на минимизацию уровня социальной напряженности за счет наиболее оптимального урегулирования юридических конфликтов <18>. Подобные конфликты подлежат разрешению и в результате уголовно-юрисдикционной деятельности, определение содержания и сущности которой имеет доктринальное значение для наук уголовно-правового цикла <19>.
--------------------------------
<18> См.: Кострова М.Б. Триада "личность, общество, государство" в стратегии национальной безопасности Российской Федерации в современной уголовно-правовой политике // Обеспечение национальной безопасности - приоритетное направление уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной политики: матер. XI Российского конгресса уголовного права, 31 мая - 1 июня 2018 г. М., 2018. С. 135 - 138.
<19> Подробнее см.: Голованова Н.А., Гравина А.А., Зайцев О.А. и др. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: монография. М., 2019. С. 16 - 25.
Важно, что в последнее десятилетие руководство страны совместно с предпринимательским сообществом повышенное внимание уделяет выработке единых подходов, направленных на исключение злоупотребления правом для давления на бизнес. Это способствует развитию доверия со стороны предпринимателей к государственным институтам страны, что является своего рода "кислородной подушкой" для экономики <20>.
--------------------------------
<20> См.: Гаджиев Г.А. Об экономической эффективности, правовой этике и доверии к государству // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012. С. 11 - 27.
В то же время предприниматели пока не видят ощутимого прогресса в деятельности правоохранительных органов. Например, более 65% российских бизнесменов не считают отечественную судебную систему нашей страны независимой <21>. Если главные риски ведения бизнеса в 90-е гг. XX в., по мнению опрошенных предпринимателей, выражались в убийстве, физическом насилии и угрозе безопасности членов семьи, то в современный период времени - в потере деловой репутации, тюремном заключении и вынужденной эмиграции. При этом 38% респондентов отметили усиление коррупции в отношениях бизнеса с государством, а 30% указали, что за последние 30 лет в этом отношении ничего не изменилось <22>.
--------------------------------
<21> См.: Кудрин А.Л. Для серьезного прорыва у России возможностей нет. URL: https://snob.ru/entry/178071 (дата обращения: 03.02.2021).
<22> Всего Научно-исследовательским центром НАФИ был опрошен 1 001 представитель малого, среднего и крупного бизнеса. URL: https://nafi.ru/analytics/?TYPE%5B%5D=2 (дата обращения: 03.02.2021).
Не случайно Президент РФ В.В. Путин в последнее десятилетие, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, регулярно обращается к теме создания эффективных средств и механизмов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Именно в данном формате традиционно определяются стратегические ориентиры социально-экономического развития государства, формируются первостепенные задачи, позволяющие развивать инвестиционную и деловую активность в экономике. Выделим некоторые из них:
а) исключение из системы права возможности превращения хозяйственного спора в сведение счетов посредством возбуждения "заказных" уголовных дел; законодательное запрещение возбуждать уголовные дела без наличия соответствующего заявления потерпевшего по ряду экономических составов преступлений; повышение ответственности должностных лиц правоохранительных органов за фальсификацию процессуальных документов <23>;
б) более широкое применение альтернативных мер пресечения, не связанных с лишением свободы; увеличение роли судебной системы в обеспечении прав и свобод законопослушных представителей бизнеса <24>;
в) исключение из действующего законодательства критериев, позволяющих применять такой квалифицирующий признак преступного деяния, как группа лиц по предварительному сговору, в отношении сотрудников компании только по факту их совместной работы; недопущение продления сроков содержания под стражей без достаточных оснований (например, в случае длительного проведения судебных экспертиз, затягивания следственных и судебных действий) <25>;
г) конкретизация размытых норм уголовного законодательства в ряде составов преступлений экономической направленности; возложение на органы предварительного расследования обязанности по доказыванию умышленного изначального создания компании под преступные цели <26>.
--------------------------------
<23> См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г.
<24> См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г.
<25> См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.
<26> См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г.
Президент РФ призывает принимать меры к освобождению из-под стражи предпринимателей, когда по уголовному делу отсутствуют активные действия по ведению предварительного расследования; исключать применение мер, которые приводят к приостановлению деятельности предприятий (в частности, производство изъятия жестких дисков с серверов и рабочих компьютеров) <27>.
--------------------------------
<27> См.: Совещание по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. 3 августа 2017 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55286 (дата обращения: 02.03.2021).
Реализация стратегических ориентиров социально-экономического развития государства в области экономической безопасности осуществляется путем модернизации уголовной политики, определяющей ключевые направления, цели, принципы и средства воздействия на экономическую преступность. Такое воздействие происходит за счет формирования законодательства и правоприменительной практики, определения оптимальных способов воздействия на правовое сознание населения страны <28>, что характерно для любой правовой системы <29>.
--------------------------------
<28> См.: Уголовный закон и экономическая деятельность (соотношение частных и публичных интересов) / отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. С. 39 - 55.
<29> См., например: Власов И.С. Особенности ответственности за экономические преступления в Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. N 3. С. 86 - 102.
Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения экономической безопасности является самостоятельным направлением российской уголовной политики, выработанной на научной основе системы принципов, политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального характера, которые реализуются в деятельности уполномоченных на то органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и направлены на противодействие экономической преступности, а также минимизацию и возмещение причиненного вреда <30>.
--------------------------------
<30> См.: Нудель С.Л. Уголовно-правовая охрана финансовых отношений: монография / под ред. Г.Ю. Лесникова. М., 2016. С. 17.
Современная уголовная политика в области обеспечения экономической безопасности характеризуется сложным и разноплановым характером, реагирующим на происходящие социально-политические и экономические преобразования. Уголовный закон все больше стал иметь регулирующий характер и применяться в качестве основного инструмента при воздействии на экономические отношения <31>.
--------------------------------
<31> См.: Epikhin A.Yu., Zaitsev O.A., Tasakov S.V., Nechaeva E.V. et al. Contemporary Criminal and Criminal Executive Law Conflicts and Ways of Overcoming Them // Cuestiones Politicas. 2020. Vol. 38. No. 66. P. 454 - 462; Александров А.С., Александрова И.А. Новая уголовная политика в сфере противодействия экономической и налоговой преступности: есть вопросы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. N 1 (6). С. 5 - 20.
Наиболее распространенными формами преобразования уголовного законодательства в рамках обеспечения экономической безопасности являются криминализация и декриминализация, которые должны дополнять друг друга, сохраняя определенный баланс <32>. В нормах уголовного права необходимо своевременно отражать результат появления новых экономических отношений, фиксирования особых сложных связей и производственно-финансовых рисков <33>.
--------------------------------
<32> Подробнее см.: Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2018. С. 26.
<33> См.: Кашепов В.П. Особенности правового регулирования уголовной ответственности и уголовного судопроизводства в сфере противодействия экономической преступности // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 25 октября 2011 г.). М., 2012. С. 283 - 284.
В частности, в 2013 - 2014 гг. произошла вынужденная криминализация контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Это было связано с необходимостью восполнения правового вакуума в области таможенного регулирования уголовно-правовыми средствами, образовавшегося в результате декриминализации "товарной контрабанды" <34>. Таким образом была устранена имеющаяся неопределенность положений, содержащихся в ч. 1 ст. 188 УК РФ, приведшая к нарушению фундаментальных принципов права <35>.
--------------------------------
<34> См. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<35> См. Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Отметим, что закрепление уголовной ответственности на законодательном уровне говорит о достижении противоправным деянием уровня общественной опасности, требующего использования государственных усилий для восстановления нарушенных общественных отношений.
Исходя из этого, государство действует в публичных интересах защиты прав физических и юридических лиц, которые были нарушены в результате совершения противоправного деяния. Таким образом восстанавливается социальная справедливость, осуществляется общее и специальное предупреждение правонарушений. Государство как сторона уголовно-правовых отношений вправе применить к лицу, совершившему преступление, меры уголовно-правового воздействия публично-правового характера <36>.
--------------------------------
<36> См. Постановление КС РФ от 27 июня 2005 г. N 7-П по делу о проверке конституционности положений ч. 2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК РФ.
Особого внимания заслуживают процессы гуманизации и либерализации применения уголовно-правовых средств по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные процессы позволяют смягчить меры уголовной репрессии, обеспечить должное соотношение частных и публичных интересов <37>.
--------------------------------
<37> См.: Публичные и частные интересы в российском законодательстве: сб. матер. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2005; Zaytsev O.A. Die wesentlichen Leitlinien der Strafrechtspolitik im Bereich des Schutzes der wirtschaftlichen Interessen und der Rechte von Unternehmern // Aktuelle Probleme der Strafrechtswissenschaft im internationalen Vergleich: VIII internationale rechtsvergleichende Konferenz. Potsdam, 2019. S. 71 - 74.
Только за последние пять лет законодательство претерпело значительные изменения, направленные на снижение уровня уголовно-правового воздействия на бизнес. Среди нововведений можно выделить:
а) дифференциацию уголовной ответственности за мошенничество за счет включения в УК РФ ч. 5 - 7 ст. 159, предусматривающих ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности;
б) повышение крупного и особо крупного размера уголовно наказуемых деяний путем внесения изменений в примечания к ст. 169, 170.2, 198 - 199.4 УК РФ и др.;
в) криминализацию незаконного возбуждения уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло ее прекращение, посредством дополнения частью 3 ст. 299 УК РФ;
г) ограничение возможности применения в отношении предпринимателей нормы об ответственности за организацию преступного сообщества, предусмотренной ст. 210 УК РФ;
д) расширение возможностей освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба за счет внесения изменений в ст. 76.1 УК РФ и др. <38>.
--------------------------------
<38> См.: Нудель С.Л. Уголовно-правовое воздействие в механизме обеспечения экономической безопасности (проблемы и тенденции законодательной регламентации) // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 113.
Необходимо отметить и тенденцию, связанную с уголовно-правовым реформированием, которая проявляется в конструировании составов преступлений в сфере экономической деятельности с административной преюдицией. Примером этому могут служить нормы об ответственности за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ), незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга (ст. 191 УК РФ) и др.
Показательно, что первоначальная редакция разд. VIII "Преступления в сфере экономики" УК РФ была дополнена 40 новыми статьями, тогда как из нее было исключено только пять статей, предусматривающих уголовную ответственность за покушения на следующие экономические отношения: а) мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ); б) лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); в) заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ); г) контрабанда (ст. 188 УК РФ); д) обман потребителей (ст. 200 УК РФ). Однако данная ситуация не может быть в полном объеме признана декриминализацией в связи с последующей криминализацией ряда противоправных деяний, среди которых: а) мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5 - 7 ст. 159 УК РФ); б) незаконное образование юридического лица (ст. 173.1 УК РФ); в) незаконное использование документов для образования юридического лица (ст. 173.2 УК РФ); г) контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ), а также алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ).
Подавляющее число статей, составляющих разд. VIII УК РФ, в связи с частичной декриминализацией неоднократно подвергались различного рода изменениям, имеющим юридико-технический характер. В частности, уточнялись диспозиции (например, за счет исключения из ч. 1 ст. 171 УК РФ положений об уголовной ответственности за "представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения"), изменялись в сторону увеличения размеры ущерба (конкретизация примечания к ст. 170.2 УК РФ) <39>.
--------------------------------
<39> См.: Научно-практический комментарий к главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" Уголовного кодекса Российской Федерации: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. М., 2020. С. 81 - 121.
Отличительной чертой происходящих процессов криминализации и декриминализации деяний в сфере обеспечения экономической безопасности является их разновекторность, выражающаяся в установлении уголовной ответственности и дальнейшем "смягчении" уголовно-правовых норм. Тем самым, помимо реализации идеи гуманизации и либерализации применения уголовно-правовых средств по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, происходит дифференциация уголовно-правового воздействия <40>.
--------------------------------
<40> См.: Нудель С.Л. Указ. соч. С. 115; Зайцев О.А., Кашепов В.П., Нудель С.Л. Уголовная политика в отношении преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. Серия "Право". 2020. N 37. С. 40 - 56.
Обращается внимание, что количество экономических преступлений в последние годы составляет не более 3 - 4% от общего числа регистрируемых преступлений, а доля предпринимателей, осужденных за совершение вышеуказанных преступлений, еще значительно меньше <41>.
--------------------------------
<41> См.: Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства / отв. ред. В.П. Кашепов. С. 21.
Изучение юридических источников убедительно свидетельствует о необходимости пересмотра существующих подходов к уголовно-правовому реагированию на общественно опасные деяния, которые содержатся в гл. 22 УК РФ, их перевода в категорию административных и гражданских правонарушений <42>. Перспективным направлением современной уголовной политики является поиск новых подходов к пенализации и депенализации общественно опасных деяний в области экономической деятельности, о чем свидетельствует проведенный анализ практики назначения наказаний за преступления в сфере экономики <43>. Необходимо дальнейшее развитие применения компенсаторных наказаний. Среди них наиболее приемлемыми являются обязательные и исправительные работы, наложение штрафа в пользу потерпевшего, возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Требуют исследования вопросы применения иных уголовно-правовых мер, являющихся альтернативными по отношению к наказанию <44>. Это позволит в большей степени реализовать основную концептуальную идею уголовного закона - предупреждение преступлений.
--------------------------------
<42> См.: Цепелев К.В., Чернявский Д.О. Проблемы противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности уголовно-правовыми средствами // Безопасность бизнеса. 2020. N 6. С. 27 - 31; Шестак В.А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. N 10. С. 24 - 27.
<43> См.: Нудель С.Л. Указ. соч. С. 115 - 116.
<44> См.: Гуманизация современного уголовного законодательства: монография / под общ. ред. В.П. Кашепова. М., 2015. С. 265.
Обратим внимание, что в рамках уголовной политики следует реализовывать и другие, не менее важные направления национальной безопасности по противодействию посягательствам на интересы экономики <45>. Среди задач юридической науки можно особо выделить прогнозирование направлений, связанных с дальнейшим реформированием уголовно-процессуального законодательства, демократизацией его принципов и средств правоприменения <46>. Нуждаются в дальнейшей разработке механизмы, применяемые при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности <47>.
--------------------------------
<45> См.: Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2015. С. 189.
<46> См.: Правосудие в современном мире: монография / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. 2-е изд. М., 2017. С. 650 - 673.
<47> См.: Зяблина М.В. Новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленные на защиту прав и законных интересов предпринимателей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 1. С. 90 - 94.
В современном уголовном судопроизводстве акцент делается на формировании особого, благоприятствующего процессуального режима, регламентирующего порядок и особенности возбуждения уголовного дела в отношении представителей бизнеса, специфику применения к ним мер уголовно-процессуального принуждения, работы с доказательствами, освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования.
Необходимо и далее развивать процессы гуманизации, связанные с изменением правового режима применения мер пресечения в отношении предпринимателей. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании законодательные процедуры заключения под стражу, избрания залога и домашнего ареста <48>.
--------------------------------
<48> Подробнее см.: Рудич В.В. Проблемы расширения прав обвиняемого, к которому в ходе производства по уголовному делу о преступлении в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности применяются меры пресечения // Вестник Томского государственного университета. 2017. N 24. С. 86 - 91.
На формирование уголовной политики Российской Федерации в области обеспечения экономической безопасности влияет и судебная практика. Подчеркнем особую роль Верховного Суда РФ в реализации уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств и механизмов, направленных на обеспечение экономической безопасности. Только за последние годы высший судебный орган высказал новые правовые позиции по делам об экономических преступлениях <49>, о налоговых преступлениях <50>, взяточничестве, коммерческом подкупе и об иных коррупционных преступлениях <51>, которые вызвали большой резонанс среди ученых-исследователей <52>.
--------------------------------
<49> См. Постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2016 г. N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности", от 3 октября 2017 г. N 33 "О ходе выполнения судами Российской Федерации Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности", от 11 июня 2020 г. N 7 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам".
<50> См. Постановление Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления".
<51> См. Постановление Пленума ВС РФ от 24 декабря 2019 г. N 59 "О внесении изменений в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" и от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий".
<52> Подробнее см.: Юзюк Н.В., Черепенникова Ю.С. Новые позиции Пленума ВС РФ по уголовным делам об экономических преступлениях // Уголовный процесс. 2020. N 8. С. 62 - 68; Зайцев О.А. Позиции Верховного Суда РФ относительно особенностей уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Судебная реформа в современной России: результаты, проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Семенцов. Краснодар, 2020. С. 100 - 108; Борисов С.В. Новые позиции Верховного Суда РФ по делам о налоговых преступлениях // Уголовный процесс. 2020. N 3. С. 69 - 75.
Подводя итоги и обобщая результаты проведенного нами исследования, можно констатировать, что в последние годы проведена значительная работа, направленная на реализацию положений Стратегии экономической безопасности. Однако происходящие изменения уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства не в состоянии в полной мере разрешить имеющиеся теоретико-методологические и правовые проблемы в регулировании вопросов в рассматриваемой сфере деятельности. Необходимым условием реализации указанной Стратегии является разработка концептуальных теоретических основ, осуществляющих методические функции по отношению к проблемам обеспечения экономической безопасности. Дальнейшее развитие государства и общества предполагает появление новых теневых и криминальных сегментов экономики, а также ранее неизвестных видов экономической преступности, вследствие чего феномен экономической безопасности обретет иные характеристики и форматы. Все это вызовет необходимость существенного обновления документов стратегического планирования, дальнейшего совершенствования средств уголовно-правового воздействия и процедур уголовного судопроизводства с учетом национальных интересов и появления новых угроз и вызовов, возникающих в ходе социально-экономических преобразований. Следует уделять особое внимание оптимизации правоприменения в сфере реализации уголовной политики в области обеспечения экономической безопасности, а также деятельности по формированию общественного мнения, поддерживающего такую политику.
Список литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных