Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАНЯТИЕ ВЫСШЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРЕСТУПНОЙ ИЕРАРХИИ: КОНКРЕТИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ
С.В. КОНДРАТЮК
Статья 210.1 УК РФ об ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, была включена в УК Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. N 46-ФЗ. Конструкция исследуемой нормы, устанавливающей ответственность за приобретение статусного лидерства в иерархии преступного мира, имеет свои структурные особенности, которые не в полной мере позволяют правоприменителю однозначно толковать ее признаки.
В первую очередь при толковании содержания обязательных признаков рассматриваемого преступления необходимо конкретизировать абстрактную природу дефиниций нормы и определиться со значением терминов, описывающих опасное для общества и государства деяние.
Конструктивные признаки объективной стороны преступления (ст. 210.1 УК) имеют оценочный, по сути - описательный характер. К таковым можно отнести, в частности, признак "преступная иерархия". С точки зрения теории уголовного права семантика термина "иерархия" представлена совокупностью принципов управления лицами, отождествляющими себя с представителями профессиональной уголовной среды, строго придерживающимися принятых в преступном мире правил и традиций <1>. Соответственно, лица, главенствующие в преступной иерархии, выполняют лидерские функции в криминальной среде всего преступного мира, создают либо переформатируют многоуровневую структуру преступного сообщества, построенного по принципу соподчиненности.
--------------------------------
<1> См.: Мондохонов А. Новеллы уголовного законодательства в сфере противодействия организованной преступности: комментарий и проблемы применения // Уголовное право. 2019. N 3. С. 53 - 58.
Согласно доктрине преступная иерархия - это система отношений, сложившихся в преступном сообществе (преступной организации) у лиц, придерживающихся криминальной (воровской) идеологии <2>. Она опирается на подчинение нижестоящих участников преступной среды вышестоящим. Преступную иерархию сопоставляют с тюремной иерархией. Действительно, и та и другая имеют общие криминологические признаки. И преступная, и тюремная иерархия построены на тюремной субкультуре - совокупности псевдодуховных и квазиморальных ценностей, регламентирующих неофициальную жизнь осужденных в местах отбывания наказания. Но по содержанию преступная иерархия шире тюремной, поскольку влияет на поведение членов преступного сообщества и вне мест лишения свободы. В связи с этим преступную иерархию целесообразнее рассматривать вне тюремного контингента, как определенную часть всего криминализированного социума <3>.
--------------------------------
<2> См. подробнее: Агапов П.В. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации. Саратов: Саратовский юридический ин-т, 2005. С. 39; Хлебницына Е.А., Шершакова Е.К. Занятие высшего положения в преступной иерархии: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета МВД России. 2020. N 4. С. 132 - 137.
<3> См.: Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью, в том числе транснациональной // Российская юстиция. 2019. N 5. С. 28 - 31.
Так, в приговоре от 14 мая 2009 г. по обвинению нескольких лиц в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе в организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней), Хабаровский краевой суд указал, что "в организации "Общак" ими (руководителями. - Прим. авт.) поддерживались строгие правила подчиненности между ее членами, имелось разделение на ее руководителей, руководителей структурных подразделений и членов организации... организация состояла из отдельных самостоятельных групп лиц, объединенных в рамках организации "Общак" общим коллегиальным руководством и едиными противоправными целями деятельности этой организации... в организации существовали единые нормы и правила поведения, в соответствии с которыми рядовые участники организации должны были в том числе... безоговорочно подчиняться распоряжениям руководителей организации и ее структурных подразделений..." <4>.
--------------------------------
<4> Архив Хабаровского краевого суда за 2009 г. Дело N 2-5/09.
Феномен преступного мира ученые-криминологи описывают присущими ему правилами и традициями, криминальной (воровской) идеологией, регулирующей поведение его приспешников. Ученые отмечают относительную устойчивость преступных традиций и обычаев криминальной среды <5>. Заметим, что поддержание ее устойчивого состояния требует значительных усилий со стороны адептов преступного мира, поскольку воздействие органов государства нельзя не признать действенным.
--------------------------------
<5> См.: Ишигеев В.С., Смолькова И.В., Пузикова А.В. Занятие высшего положения в преступной иерархии как объект криминалистического исследования // Российский следователь. 2020. N 11. С. 45 - 48.
Деятельность, направленную на сохранение воровской среды, включающую в себя поддержание асоциальных ценностей, формирование идеологии преступного мира, обязанность своим авторитетом закреплять и воспроизводить его принципы и обычаи, усиление влияния уголовной среды на социальные институты государства, осуществляют статусные лидеры преступного мира. Их действия носят преимущественно антиобщественный характер <6>.
--------------------------------
<6> См.: Пережогина Г.В. Вопросы уголовной ответственности за занятие высшего положения в преступной иерархии // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. N 4 (50). С. 43 - 48.
Такими лидерами следует считать воров в законе - лиц, обладающих организационно-распорядительными функциями и безоговорочным авторитетом у носителей криминальной (воровской) идеологии, соблюдающих правила подчиненности нижестоящих участников преступной среды вышестоящим <7>. Поэтому вполне естественно, что принадлежность к кругу указанных лиц приобрела уголовно-правовое регулирование.
--------------------------------
<7> См.: Шеслер А.В. "Вор в законе": криминальный статус или основание уголовной ответственности // Вестник Кузбасского института. 2020. N 1 (42). С. 110 - 123.
В связи с этим большой интерес вызывает опыт правоприменения в других странах. Так, в приговоре от 26 января 2016 г. Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Южно-Казахстанской области указал, что "...С. был "коронован", то есть возведен в преступный статус "вор в законе". Это происходило на теплоходе в Средиземном море (г. Анталья) Турецкой Республики и было организовано представителями так называемого грузинского крыла транснационального преступного сообщества во главе с его лидером, а также в присутствии около 100 лидеров и авторитетов транснационального преступного сообщества. После "коронации" лидеры указанного транснационального преступного сообщества определили С. так называемым смотрящим за Казахстаном. Таким образом, он также стал одним из руководителей транснационального преступного сообщества. В этом качестве ему было поручено распространение и поддержание воровской идеологии, взятие под свой полный контроль криминальной среды Казахстана, а также контролирование "общаковых" денег, т.е. "воровской казны", и решение всех криминальных вопросов как на воле, так и в местах лишения свободы на территории Казахстана, повышение своего авторитета как "вора в законе", т.е. координация преступной деятельности лиц, занимающих лидирующее положение среди руководителей организованных групп уголовно-преступной среды Республики Казахстан. В этой связи на С. возложены преступные функции по назначению "положенцев", то есть авторитетов уголовно-преступной среды Казахстана, контролирующих организованную преступность и производящих передачу так называемой воровской казны - денежных средств, которые используются для финансирования международной организованной преступности. С., занимая лидирующее положение в транснациональном преступном сообществе, был наделен полномочиями по координации действий лидеров уголовно-преступной среды Казахстана".
В силу усеченности состава рассматриваемого деяния занятие главенствующего (высшего) положения в преступной иерархии воровского мира становится оконченным преступлением уже на ранней стадии его совершения, соответствующей приготовлению или покушению на преступление, в связи с чем считается оконченным с момента признания лица статусным лидером преступного сообщества.
Так, в приговоре от 7 октября 2020 г. по обвинению О. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210.1 УК и др., Московский городской суд указал, что "диспозиция ст. 210.1 УК РФ не предусматривает реализации своего статуса виновным лицом, совершения им каких-либо действий с использованием статуса, и в изложенном понимании занятие высшего положения в преступной иерархии не предполагает дополнительных действий такого лица, необходимых для состава такого преступления. Иное, расширительное толкование диспозиции ст. 210.1 УК РФ противоречит требованию уголовного закона и является недопустимым" <8>.
--------------------------------
<8> Архив Московского городского суда за 2020 г. Дело N 2-16/2020.
Признание лица статусным лидером преступного сообщества вправе осуществлять действующие статусные лидеры, авторитетные представители преступных сообществ. Статус вора в законе признается на так называемой воровской сходке - неформальном собрании авторитетных членов высшей иерархии воровского мира - в результате ритуальной процедуры (крещение/коронация), необходимым атрибутом которой является присутствие двух и более статусных лидеров, ранее прошедших подобную инициацию <9>. В процессе инициации реализуется акт признания за отдельным лицом лидерского статуса остальными членами (статусными лидерами) преступного сообщества, и тогда лицо приобретает статус принадлежности к высшей ступени преступной иерархии.
--------------------------------
<9> См.: Борков В. Занятие высшего положения в преступной иерархии: начало, содержание и конец преступления // Уголовное право. 2019. N 4. С. 11 - 16.
Процедура инициации носит обрядовый характер и осуществляется лицами, обладающими возможностью, в соответствии с устоявшимися традициями преступных сообществ, определять положение иных лиц в иерархии преступного мира. В результате подобной инициации устанавливается положение лица в преступном сообществе и признается его высокое воровское положение (звание "вор в законе"). Причем о проведенном акте инициации в обязательном порядке оповещается широкий круг представителей преступного сообщества, придерживающихся криминальной (воровской) идеологии <10>.
--------------------------------
<10> См.: Ишигеев В.С., Лапша В.Л. Занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК): вопросы квалификации // Российский судья. 2020. N 6. С. 33 - 35.
Итак, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК, характеризуется приобретением в процессе инициации статусными лидерами, лицами, занимающими главенствующее (высшее) положение в криминальной среде (преступной иерархии), наивысшего положения в преступном мире с присвоением статуса "вор в законе" <11>. В криминологической литературе статусный лидер воровского мира (преступного сообщества) определен как лицо, взявшее на себя выполнение обязательств по поддержанию воровского (криминального) образа жизни и уголовного (воровского) закона.
--------------------------------
<11> См.: Бычков В.В. Уголовно-правовая характеристика занятия высшего положения в преступной иерархии (статья 210.1 УК РФ) // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. N 3 (21). С. 26 - 31.
Статус вора в законе предполагает наличие у его носителя, кроме всего прочего, функций руководителя (координатора) уголовной среды. Такие лица создают устойчивые преступные связи между различными организованными группами, занимаются разделом сфер преступного влияния и перераспределением (присвоением) преступных доходов, руководят преступными действиями лиц, занимающих иное положение в иерархии преступного сообщества <12>. Между тем, пользуясь своим главенствующим положением в иерархии преступного мира, статусным лидерам зачастую удавалось избежать ответственности за непосредственное участие в совершении преступных деяний.
--------------------------------
<12> См.: Мондохонов А. Специальный субъект организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) // Уголовное право. 2010. N 5. С. 53 - 57.
Кроме воров в законе в иерархии криминальной среды специалисты выделяют и так называемых положенцев и смотрящих. Эти представители преступного сообщества также наделены большими полномочиями по организации преступлений и распределению доходов от преступной деятельности. Криминологи отмечают пожизненный характер статуса "вор в законе", в то время как "положенец" и "смотрящий" (представитель, временно исполняющий обязанности статусного лидера) назначаются преступным сообществом и/или статусным лидером только на определенный период и на отдельной территории и могут смещаться в ходе внутриклановой борьбы за власть и присвоение доходов <13>.
--------------------------------
<13> См.: Агапов П.В., Сухаренко А.Н. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. N 5. С. 33 - 39; Гришко А.Я. Усиление ответственности лидеров преступного мира: межотраслевой аспект // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. N 3 (21). С. 91 - 94.
Статус вора в законе обязывает его носителя распространять идеологию преступного мира, придерживаться и сохранять преступные традиции и обычаи. Указанное положение лица позволяет ему выступать в роли третейского судьи в ходе урегулирования конфликтов, возникающих в уголовной среде во взаимоотношениях представителей преступного контингента (выполнять функцию арбитража). Следует обращать внимание на то существенное обстоятельство, что для выполнения перечисленных функций ему необходимо финансово-материальное обеспечение. Соответственно, указанный иерарх преступного мира должен обладать необходимой финансовой базой. Поэтому специфическим условием деятельности вора в законе становятся полномочия по формированию финансовой составляющей деятельности преступного сообщества под предлогом финансирования и внесения денежных средств в так называемый общак <14>.
--------------------------------
<14> См.: Степанов-Егиянц В.Г. К вопросу о криминализации занятия лицом высшего положения в преступной иерархии // Российский следователь. 2019. N 5. С. 57 - 61.
Общак представляет собой коллективную собственность воровского сообщества, сформированную за счет отчислений от прибыли, полученной в результате преступной деятельности (незаконный оборот наркотиков, проституция, продажа оружия, рэкет, вымогательство, мошенничество и др.). Это своеобразная "воровская касса".
Так, в упомянутом приговоре Хабаровского краевого суда было указано на то, что "...данная организация имела общую финансовую основу существования за счет совершения противоправных деяний и изъятия чужих денежных средств и чужого имущества, а также имела общую денежную кассу, распоряжаться которой имели право лишь руководители сообщества; в организации существовали единые нормы и правила поведения, в соответствии с которыми рядовые участники организации должны были в том числе... отчислять в общую кассу организации часть прибыли от противоправной деятельности...".
Некоторые авторы указывают на обязанность вора в законе формировать общак и направлять часть его средств на обеспечение деятельности преступного сообщества, а также оказание помощи осужденным в местах лишения свободы. В целом указанные финансовые средства предназначены для воспроизводства преступной среды, распространения воровской идеологии в криминальном сообществе, поддержания традиций преступного мира.
Обобщая и конкретизируя конструктивные признаки рассматриваемого преступления, можно прийти к следующим выводам.
1. Преступная иерархия - система отношений, сложившихся в преступном сообществе у лиц, придерживающихся криминальной (воровской) идеологии.
2. Следует учитывать влияние субъекта преступления на принятие управленческих решений в преступном сообществе. Указанная принадлежность выражается в формировании целей, условий, задач и формы принимаемого в преступной деятельности управленческого решения. Представитель, занимающий высшее положение, формирует идеологию преступного мира, своим авторитетом закрепляет и воспроизводит его принципы и обычаи. Иными словами, занятие главенствующего (высшего) положения в уголовной среде (преступной иерархии) - априори насаждение лицом преступной идеологии в обществе.
3. Высокий преступный авторитет достигается членами преступных сообществ благодаря наличию богатого криминального опыта. В определенных случаях обращение к лицу, занимающему высшее положение в преступной иерархии, становится существенным фактором в разрешении конфликтной ситуации. Это своеобразная функция арбитража.
Пристатейный библиографический список
1. Агапов П.В. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации. Саратов: Саратовский юридический ин-т, 2005.
2. Агапов П.В., Сухаренко А.Н. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. N 5.
3. Борков В. Занятие высшего положения в преступной иерархии: начало, содержание и конец преступления // Уголовное право. 2019. N 4.
4. Бычков В.В. Уголовно-правовая характеристика занятия высшего положения в преступной иерархии (статья 210.1 УК РФ) // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. N 3 (21).
5. Гришко А.Я. Усиление ответственности лидеров преступного мира: межотраслевой аспект // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. N 3 (21).
6. Ишигеев В.С., Лапша В.Л. Занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ): вопросы квалификации // Российский судья. 2020. N 6.
7. Ишигеев В.С., Смолькова И.В., Пузикова А.В. Занятие высшего положения в преступной иерархии как объект криминалистического исследования // Российский следователь. 2020. N 11.
8. Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью, в том числе транснациональной // Российская юстиция. 2019. N 5.
9. Мондохонов А. Новеллы уголовного законодательства в сфере противодействия организованной преступности: комментарий и проблемы применения // Уголовное право. 2019. N 3.
10. Мондохонов А. Специальный субъект организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) // Уголовное право. 2010. N 5.
11. Пережогина Г.В. Вопросы уголовной ответственности за занятие высшего положения в преступной иерархии // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. N 4 (50).
12. Степанов-Егиянц В.Г. К вопросу о криминализации занятия лицом высшего положения в преступной иерархии // Российский следователь. 2019. N 5.
13. Хлебницына Е.А., Шершакова Е.К. Занятие высшего положения в преступной иерархии: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета МВД России. 2020. N 4.
14. Шеслер А.В. "Вор в законе": криминальный статус или основание уголовной ответственности // Вестник Кузбасского института. 2020. N 1 (42).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных