Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ
Л.В. ГЛАЗКОВА
Следует согласиться с мнением о том, что "криминологические исследования призваны выявлять взаимодействие (взаимовлияние) отдельных элементов (подсистем) преступности, ее способность оказывать влияние на общество и свои же составные структуры" <1>.
--------------------------------
<1> Антонян Ю.М. Криминология. М.: Юрайт, 2012. С. 65.
Подчеркивая негативный характер практики изолированного исследования проблем организованной преступности и коррупции, некоторые авторы неоднократно указывали на органическую взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимосвязь данных опаснейших криминогенных явлений, "разъединять искусственно которые ни в теоретическом, ни в практическом плане абсолютно недопустимо" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России: Монография / В.Е. Эминов, С.В. Максимов. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С. 7.
В.В. Астанин отмечал, что "современное состояние организованной коррупции во многом определяется развитием организованной преступной деятельности. В зависимости от особенностей последней отмечается разный характер организации коррупционных связей, необходимых для осуществления той или иной преступной деятельности" <3>.
--------------------------------
<3> Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 108.
Кажется очевидной необходимость статистических данных о количестве и качестве коррупционных связей, используемых в экономической и профессиональной преступности, однако современное состояние учета преступлений не позволяет наглядно и объективно выявлять коррупционные отношения организованных групп и преступных сообществ. Возможно, эту задачу необходимо решать путем введения в отдельные составы преступлений квалифицирующего признака "использование коррупционных связей", а в отчетность - такой графы, как "выявлено преступлений, совершенных с использованием коррупционных связей". Это, во-первых, усилит ответственность лиц, ведущих преступную деятельность с помощью коррупционной составляющей, во-вторых, позволит выявить относительно объективную картину взаимосвязи различных видов преступности с коррупцией. Конечно, латентность данной категории дел чрезвычайно высока, но с помощью уголовно-правовых, а также уголовно-процессуальных средств с этим можно и нужно бороться. Существуют разные способы поощрения лиц, полностью признавших свою вину в совершении преступлений. Одним из них может быть смягчение ответственности для участников организованных групп и преступных сообществ, согласившихся раскрыть коррупционные схемы, способствовавшие ведению преступной деятельности. В судебной практике встречаются примеры подобного подхода. Так, в отношении В. было прекращено уголовное преследование на основании ч. 2 ст. 28 УПК РФ (с учетом деятельного раскаяния), т.к. В. подробно рассказал о своей посреднической роли в передаче взяток работникам полиции С. и Л. от Ш., незаконно организовавшей в г. Архангельске проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны <4>.
--------------------------------
<4> Приговор N 1-13/2017 от 7 ноября 2017 г. Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Судебная практика показывает, что отдельные организованные преступные группы и преступные сообщества (преступные организации) действуют в течение длительного периода, на обширных территориях, в различных отраслях хозяйства и вовлекают в сферу криминального и околокриминального бизнеса значительное количество населения. Оперативная информация о такой деятельности неминуемо оказывается в распоряжении правоохранительных органов, но проходят годы, прежде чем принимается решение о возбуждении уголовных дел. Неповоротливость системы борьбы с преступностью позволяет криминалу наращивать количество преступлений, их участников и пособников. Так создаются условия для самодетерминации преступности, взаимопроникновения ее систем, роста влияния криминального образа жизни на здоровую часть общества.
Несомненная важность проблем взаимосвязи систем организованной преступности и коррупции вызывает необходимость изучения предпосылок такой взаимосвязи (взаимовлияния). Предпосылка здесь будет рассмотрена как предварительное условие процессов взаимовлияния <5>.
--------------------------------
<5> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 581.
К предварительным условиям можно отнести наличие в системах коррупции и организованной преступности таких базовых системных признаков, как саморегуляция, самовоспроизводство и самосохранение. Кроме того, возможность взаимопроникновения систем коррупции и организованной преступности обусловлена такими факторами, как:
- коррупция и оргпреступность являются подсистемами общей для них большой системы - преступности;
- обе рассматриваемые подсистемы имеют общую дальнюю цель - получение максимальной прибыли от занятия преступной деятельностью;
- обе подсистемы преступности детерминированы сходным причинным комплексом, включающим экономические, социальные, политические и культурные причины и условия;
- обе подсистемы преступности подчиняются действию одних и тех же законов возникновения, развития и гибели социальных систем негативного характера;
- имеют сходное структурное строение;
- общее для субкультур организованной преступности и коррупции противостояние доминирующей культуре;
- а также идентичность функций субкультур отдельных видов организованной преступности, направленных на обеспечение порядка психологического сосуществования, обучения, информационного обеспечения и коммуникаций.
Остановимся более подробно на иных предварительных условиях, к которым относятся:
- объективное состояние экономической, социальной, политической и культурной сфер общества, способствующее или препятствующее развитию как преступности в целом, так и ее отдельных видов, в том числе уровень противодействия преступности;
- общие способы сокрытия преступлений и легализации незаконно приобретенного имущества.
Статистические данные последних лет в какой-то мере (далеко не полной и не вполне объективной) отражают состояние противодействия коррупции и организованной преступности. Так, в 2017 г. было зарегистрировано 29 634 преступления коррупционной направленности (на 10% меньше, чем в 2016 г.). Из них преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), зарегистрировано на 40,3% меньше, чем в 2016 г. (3 188 и 5 344 соответственно). Преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), зарегистрировано на 51% меньше, чем в 2016 г. (2 272 и 4 640 соответственно) <6>.
--------------------------------
<6> См.: Статистический сборник "Состояние преступности в России за январь - декабрь 2017 г.". URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 4 мая 2018 г.).
Сохраняется значительная разница между числом зарегистрированных преступлений "получение взятки" (3 188) и "дача взятки" (2 272). На эту разницу обращал внимание в своей диссертации В.В. Астанин, исследовавший состояние борьбы с коррупцией в России в период с 2000 г. по первую половину 2009 г. и отмечавший, что "на каждое зарегистрированное преступление "дача взятки" ежегодно приходится 1,5 - 2 "получения взятки" <7>.
--------------------------------
<7> Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
Такое же соотношение отмечалось исследователями коррупции и в последующие годы <8>.
--------------------------------
<8> См.: Шиханов В.Н. О чем говорит статистика о борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Рос. криминол. ассоциация, 2015. С. 69.
В 2017 г. наибольшее снижение зарегистрированных преступлений произошло с составом "дача взятки". Это связано, конечно, с широким применением примечания к ст. 291 УК РФ, позволяющего освобождать от ответственности взяткодателя, пострадавшего от действий инициативного взяткополучателя. Но другой стороной такого статистического разброса является то, что под удар правоохранителей попадают отдельные взяткополучатели, а действия организованных групп взяткодателей, заранее планировавшиеся несколькими лицами, остаются латентными, ибо освобождение от уголовной ответственности одного взяткодателя (на основании примечания к ст. 291 УК РФ), как правило, прекращает поиски иных возможных участников подкупа. Между тем организованный подкуп не менее опасен, чем организованная продажность.
Столь же опасным является посредничество во взяточничестве, превращающееся подчас в настоящий промысел, в "разновидность профессионального криминального менеджмента" <9>.
--------------------------------
<9> См.: Долгова А.И. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М.: Рос. криминол. ассоциация, 2015. С. 13.
Современное законодательство установило равное наказание в виде лишения свободы сроком от 7 до 12 лет для взяткополучателей и взяткодателей, действующих в составе организованных групп. А организованным посредникам, способствующим заключению криминальных сделок, законодатель определил более мягкое наказание - лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <10> была введена статья 291.2 "Мелкое взяточничество" УК РФ, которая внесла коррективы в распределение количества осужденных по ст. ст. 290, 291 УК РФ начиная с 2016 г. в абсолютном исчислении. Произошло значительное смягчение ответственности посредников, т.к. в настоящее время в соответствии со ст. ст. 204.1 и 291.1 УК РФ, действующими с 15 июля 2016 г., уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе или во взяточничестве наступает только в том случае, если сумма предмета подкупа или размера взятки являются значительными (превышают 25 тыс. руб.).
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4257.
Посредническая деятельность востребована на рынке коррупционных услуг в силу того, что она обеспечивает более безопасное ведение преступной коррупционной деятельности на всех ее стадиях - от переговоров до окончательной передачи денег, ценностей или иного имущества. Посредник часто является связующим звеном между коррупционером и представителем профессиональной преступности, между коррупционером и представителем бизнеса, заказывающим коррупционные услуги.
В качестве примера приведем одно из дел, рассмотренных в 2017 г. Петрозаводским городским судом Республики Карелия. К ответственности были привлечены и осуждены по п. "а" ч. 5 ст. 290, ч. 1 ст. 285 УК РФ председатель (и его заместитель) комитета, осуществляющего функции в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в том числе выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензионный контроль за розничной продажей, организацию проверок (плановых и внеплановых) юридических лиц. Высшие должностные лица комитета с целью систематического получения взяток за ускоренную и беспрепятственную выдачу лицензий привлекли к преступной деятельности посредника - водителя председателя, который из корыстных побуждений согласился участвовать в переговорах и передаче сумм взяток от представителей коммерческих организаций. Должностные лица передавали ему контактные данные представителей организаций, заинтересованных в выдаче лицензий, и он сообщал последним условия успешного решения их вопросов, а именно: суммы взяток и способы их передачи. Посредник был привлечен с целью конспирации, т.к. должностные лица опасались лично вести переговоры и получать денежные средства от взяткодателей <11>.
--------------------------------
<11> Приговор N 1-644/2017 от 22 сентября 2017 г. Петрозаводский городской суд Республики Карелия. URL: http://sudact.ru/regular/doc/CBne4Khg75/.
Посредник - важнейший элемент системы преступности, позволяющий налаживать и осуществлять коррупционные связи. Исходя из этих соображений средством уголовно-правового пресечения посреднической деятельности должно быть установление посредникам в коррупции меры наказания, равной той, которая определена для взяткодателей и взяткополучателей.
В истории российского права такой подход был осуществлен в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, статья 409 которого устанавливала для посредников наказание, равное предусмотренному для лихоимцев и лиходателей. Как отмечал В.В. Астанин, целью законодателя являлось пресечение посреднической деятельности мерами уголовно-правового регулирования <12>.
--------------------------------
<12> Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 34.
Мы можем сравнивать современное состояние противодействия преступности с периодом конца XIX - начала XX в., поскольку тогда, как и сейчас, происходило становление системы мер борьбы с коррупцией, включающее не только уголовно-правовые, но и административные, гражданско-правовые и дисциплинарные нормы. Некоторые достижения отечественных правоведов и законодателей прошлого уместно вспомнить и применить в наше непростое переходное время, которому свойственны многие сходные проблемы, связанные с противодействием преступности.
Ранее мы рассмотрели статистические данные по коррупционным преступлениям. Обратимся теперь к статистике, проливающей свет на состояние организованной преступности. В последние годы усилия правоохранителей заметно переместились в сферу борьбы с терроризмом и экстремизмом. Как отмечают исследователи, несмотря на такую переориентацию, проблема организованной преступности отнюдь не утратила своей актуальности <13>.
--------------------------------
<13> См.: Сухаренко А.Н., Агапов П.В. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. N 5. С. 33.
Статистические данные тревожны: в 2017 г. организованными группами и преступными сообществами совершено 12 873 тяжких и особо тяжких преступления, что на 6,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В целом по России вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений составляет 21,2%. Число зарегистрированных в 2017 г. особо тяжких преступлений по сравнению с 2016 г. увеличилось на 5,9%. Если учесть, что остались нераскрытыми 886 786 преступлений из числа находившихся в производстве и что из них 21,7% приходится на тяжкие и особо тяжкие преступления, то общая картина преступности становится удручающей <14>.
--------------------------------
<14> МВД РФ: Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г. URL: https://xn=h1aewxn=n1ai/reports/item/12167987/ (дата обращения: 15.04.2018).
Некоторые исследователи высказывали предположения о том, что "самодетерминация... влияет на структуру преступности, увеличивая долю наиболее тяжких и общественно опасных преступлений, повышая устойчивость преступности за счет рецидивных и профессиональных преступлений, а также организованных, террористических, экстремистских и коррупционных, т.е. негативно влияет на свои качественные параметры" <15>.
--------------------------------
<15> См.: Королева М.В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Рос. криминол. ассоциация, 2015. С. 72.
Приведенные статистические данные подтверждают обоснованность высказанного предположения и в части увеличения доли тяжких и особо тяжких преступлений, и в части профессионализации преступности.
Отметим, что более половины преступлений (650 565) совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Удельный вес таких преступлений составляет 58,2% от всех предварительно расследованных в 2017 г. преступлений (в 2016 г. - 56,7%). Рост рецидивоопасности наблюдается в течение многих лет. В 2014 г. впервые было зафиксировано превышение количества рецидивных преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений - 53,7%. С 2000 по 2018 г. удельный вес рецидивистов среди всех преступников увеличился более чем вдвое (с 25 до 58,2%) <16>.
--------------------------------
<16> Статистический сборник "Состояние преступности в России за январь - декабрь 2017 г.".
Структура судимости по социальному составу общего числа осужденных на протяжении 2012 - 2016 гг. также изменилась не в лучшую сторону: в 2016 г. трудоспособные лица без определенных занятий составляли 63,3% (468,7 тыс.), в 2012 г. - 61,8% (456,8 тыс.) <17>.
--------------------------------
<17> Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2016 г. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. URL: www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2017 (дата обращения: 7 мая 2018 г.).
Статистические данные наталкивают на мысль о том, что произошедшее в 2015 - 2017 гг. усиление борьбы с отдельными видами преступности (в частности, с коррупционной преступностью) происходило одновременно с ослаблением противодействия организованной преступности, что повлекло за собой ухудшение многих показателей последней.
Отмеченные процессы являются выражением системных свойств преступности, зависящей от состояния экономических, социальных, политических и культурных сфер жизни общества, а также от состояния и уровня противодействия криминалу в конкретный исторический период. Ослабление или усиление борьбы с отдельным видом преступности сказывается на состоянии других ее видов. Приведенные статистические данные продемонстрировали эту взаимосвязь и показали, как состояние противодействия преступности может выступать предпосылкой (предварительным условием) взаимовлияния систем коррупции и организованной преступности.
Рассматривая предпосылки процессов взаимовлияния организованной преступности и коррупции, следует остановиться на общих для двух подсистем преступности способах сокрытия преступлений и легализации незаконно приобретенного имущества.
Очевидно, что невыявленные и нераскрытые преступления приводят к тому, что лица, их совершившие, оставаясь безнаказанными, постепенно превращаются в профессиональных преступников, приобретают опыт преступной деятельности и расширяют ее. Криминалитет заинтересован в снижении уровня раскрываемости преступлений и принимает все меры к тому, чтобы всесторонне защитить себя от уголовного преследования. Для этого идет в ход запугивание потерпевших (в том числе опосредованное влияние на нравственно-психологическое состояние общества с целью создания атмосферы страха и бессилия перед преступностью), устранение возможных свидетелей конкретных преступлений, наращивание теневой экономики, создание условий для легализации незаконно добытого имущества, а также подкуп сотрудников правоохранительных органов и лоббирование собственных интересов на самых разных уровнях власти и управления.
Несомненно, играет на руку криминалу несовершенство работы по формированию статистических показателей, а в ряде случаев и манипулирование статистической отчетностью с целью создания видимости улучшения показателей противодействия преступности. Подобные факты исследовали и анализировали многие отечественные ученые, по оценкам которых официальные показатели регистрируемой части преступности в 18 - 20 раз ниже количества фактически совершаемых преступлений <18>.
--------------------------------
<18> См.: Гаврилов Б.Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 39 - 40; Шиханов В.Н. Достоверность уголовной статистики в системе контроля преступности (по материалам Иркутской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Королева М.В. К оценке уровня криминализации российского общества // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. N 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-otsenke-urovnya-kriminalizatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 16.06.2018).
На отсутствие объективности уголовно-правовой статистики обращали внимание руководители правоохранительных органов и высшие лица государства. О "лукавой" статистике писали ведущие печатные издания <19>.
--------------------------------
<19> См.: Брежицкая Е. Округ под надзором // Российская газета. 2010. N 161 (5240); Латухина К. Статистика у нас "лукавая"... // Российская газета. 2010. N 263 (5342); информационное письмо Генеральной прокуратуры от 12.03.2014 N 11-16-14/Ип1321-14 "О практике расследования и рассмотрения судами многоэпизодных уголовных дел о преступлениях коррупционной и экономической направленности".
Сомнения в соответствии статистических данных реальному состоянию преступности остаются и в настоящее время. Например, уменьшение вдвое количества зарегистрированных преступлений "дача взятки" в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом (2 272 против 4 640) в условиях, "когда коррупция продолжает разъедать политическую систему страны" <20>, свидетельствует, во-первых, о скромной "пропускной способности" уголовной юстиции, а во-вторых, о целенаправленной работе по формированию статистики с помощью самых различных манипуляций <21>.
--------------------------------
<20> Номоконов В. Бюджетный процесс теневого государства копирует механизмы наполнения "воровского общака". Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: www.crime.vl.ru/index.php?p=5357&more=1&c=&tb=1#more5357/ (дата обращения: 07.08.2018).
<21> Подробнее см.: Шиханов В.Н. О чем говорит статистика о борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России. С. 64 - 71.
Злоупотребления при регистрации преступлений, необоснованные прекращения и приостановления уголовных дел, а также разъединение многоэпизодных уголовных дел по лицам или отдельным эпизодам приводят к тому, что статистика уже не отражает реального состояния преступности, а это в конечном счете приводит к ослаблению борьбы с ней, к углублению процессов ее латентизации. При этом происходит рост не только искусственной латентности, вызванной действиями правоохранителей, но и естественной, т.е. незаявленной преступности, вызванной нежеланием потерпевших обращаться за защитой своих прав из-за уверенности в безнаказанности преступников.
К числу высоколатентных преступлений относится легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ). Проблемы по отмыванию преступных доходов возникают и у коррупционеров, и у профессиональных, и у экономических преступников, что порождает систему финансовых злоупотреблений, в которую вовлечено значительное число банков и иных кредитных учреждений и различных организаций. В этой сфере наиболее очевидна тесная взаимосвязь и взаимообусловленность коррупции и организованной преступности, порождающих и подпитывающих друг друга.
В 2017 г. Центральный районный суд г. Тюмени рассмотрел дело по обвинению Г. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, п. "а" ч. 4 ст. 174.1, ч. 2 ст. 327, п. "б" ч. 2 ст. 173.1, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 325-ФЗ). Г. являлась членом преступного сообщества (преступной организации), образованной для создания незаконного канала вывода в Китай валютных средств через контролируемые коммерческие предприятия на территории России с использованием подложных документов. Полученные в результате преступной деятельности денежные средства в сумме 660 440 руб. Г. легализовала, для чего заключила фиктивный договор займа, по которому произвела безналичный перевод денег с расчетного счета одного из подконтрольных ООО на свой личный счет <22>.
--------------------------------
<22> Дело N 1-378/2017. Центральный районный суд г. Тюмени. URL: http://sudact.ru/regular/dok/ (дата обращения: 17.06.2018).
По другому делу, рассмотренному в 2017 г. Свердловским районным судом г. Красноярска, Н., создавший преступное сообщество (преступную организацию) с целью совершения особо тяжких преступлений - перемещений через таможенную границу наркотических средств в особо крупном размере организованной группой, с использованием сети Интернет, легализовал полученный доход от преступной деятельности в сумме 9 млн 909 тыс. руб. Для придания денежным средствам видимости правомерно полученного дохода Н. конвертировал виртуальные денежные средства в безналичные путем транзакций со счетов электронных платежных систем на счета различных банков, которые затем обналичивал через банкоматы и распоряжался ими по своему усмотрению <23>.
--------------------------------
<23> Дело N 1-410/2017. Свердловский районный суд г. Красноярска. URL: http://sudakt.ru/regular/dok/ (дата обращения: 10.05.2018).
И в том и в другом случае легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицами в результате совершения преступлений, осуществлялись с использованием банковских платежных систем. Исследователи отмечают все возрастающую криминализацию банковского сектора, попавшего под влияние организованной преступности, заинтересованной в экспансии теневого капитала и криминального предпринимательства <24>.
--------------------------------
<24> См.: Боровских Р.Н. Организованная преступность в страховой деятельности // Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом. М., 2008. С. 33 - 34.
И профессиональная, и экономическая, и коррупционная преступность, составляющие ядро организованной преступности, не могли бы существовать и развиваться без содействия сонма бухгалтеров, финансистов, юристов и банкиров, помогающих не только в совершении конкретных преступлений, но и в легализации незаконных доходов, в совершении финансовых операций и различных сделок, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и имуществом, добытыми преступным путем. В результате массового взаимодействия криминальных и околокриминальных интересов складываются системы теневого характера, направленные на обслуживание организованных преступных групп и преступных сообществ (преступных организаций). Внутри этих систем различные виды преступности взаимодействуют как между собой, так и с обществом, влияя на общественное сознание населения и насаждая криминальную идеологию и преступные формы поведения.
В связи с этим невозможно не отметить низкую эффективность борьбы с отмыванием преступных доходов только с помощью уголовно-правовых методов. Изучение уголовных дел о коррупции и об организованной преступной деятельности, рассмотренных судами РФ в 2016 - 2017 гг. (40 уголовных дел), показало, что в основном доходы, добытые в результате совершения преступлений, не получают должной уголовно-правовой оценки. Только в 8 случаях из 40 действия осужденных квалифицировались по ст. 174.1 УК РФ - (легализация) отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. И ни одного случая квалификации действий по ст. 174 УК РФ - (легализация) отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.
Таким образом, возможность взаимодействия и взаимопроникновения систем коррупции и организованной преступности обусловлена, помимо общих социально-экономических и иных причин, и другими категориями детерминации, а также такими предпосылками, как уровнем противодействия преступности и общими способами сокрытия преступлений и легализации незаконно приобретенного имущества и денежных средств.
Библиография
1. Антонян Ю.М. Криминология. М.: Юрайт, 2012.
2. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
3. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
4. Боровских Р.Н. Организованная преступность в страховой деятельности // Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом. М., 2008. С. 33 - 34.
5. Брежицкая Е. Округ под надзором // Российская газета. 2010. N 161 (5240).
6. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
7. Долгова А.И. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015.
8. Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России: Монография / В.Е. Эминов, С.В. Максимов. М.: Норма; Инфра-М, 2015.
9. Королева М.В. К оценке уровня криминализации российского общества // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. N 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-otsenke-urovnya-kriminalizatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 16.06.2018).
10. Королева М.В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015.
11. Латухина К. Статистика у нас "лукавая"... // Российская газета. 2010. N 263 (5342).
12. Номоконов В. Бюджетный процесс теневого государства копирует механизмы наполнения "воровского общака". Владивостокский центр исследования организованной преступности. URL: www.crime.vl.ru/index.php?p=5357&more=1&c=&tb=1#more5357/ (дата обращения: 07.08.2018).
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003.
14. Сухаренко А.Н., Агапов П.В. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. N 5.
15. Шиханов В.Н. Достоверность уголовной статистики в системе контроля преступности (по материалам Иркутской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
16. Шиханов В.Н. О чем говорит статистика о борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных