Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ
В.Г. ВАСИЛЬЕВ
В соответствии со ст. 11 Конституции РФ "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации" [3]. Кроме того, в Российской Федерации созданы органы государственной власти с особым статусом (Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ), а также государственные органы - Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, Администрация Президента РФ [2].
Очень важно, чтобы все эти органы работали согласованно, поэтому ст. 80 Конституции РФ устанавливает для Президента РФ важнейшую функцию: "Президент Российской Федерации... обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" [3]. При этом среди многочисленных видов взаимодействия органов государственной власти важнейшее место занимает взаимодействие Президента РФ с различными органами государственной власти. В большинстве случаев Президент РФ принимает непосредственное участие в формировании этих органов, в других случаях осуществляет руководство деятельностью этих органов и пр.
Вопросам взаимодействия различных органов государственной власти в Российской Федерации и в других странах посвящены многочисленные статьи. В этом отношении весьма актуальна, например, статья А.А. Бахарева и И.И. Кузнецова "Взаимодействие президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах: сравнительный анализ опыта России, Украины и Турции" [1]. Однако большинство этих статей, как правило, основано на материалах Конституции РФ, действовавшей до принятия поправок к Конституции РФ от 1 июля 2020 г.
После принятия поправок к Конституции РФ предполагается принятие значительного числа новых федеральных законов и внесение поправок в действующие законы, поэтому в предлагаемой статье предприняты первоначальные подходы к анализу новых взаимоотношений между Президентом РФ и Федеральным Собранием и путей их правового регулирования с учетом того, что уже в настоящее время действуют многочисленные правовые акты, принятые до внесения поправок, но фактически предваряющие содержание многих из них.
Важнейшей сферой взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания является совместное формирование различных государственных органов. В первую очередь поправки к Конституции РФ коснулись порядка формирования Правительства РФ. Ранее Государственная Дума давала согласие на назначение Председателя Правительства РФ, а Президент РФ уже совместно с вновь назначенным Председателем формировал Правительство РФ [4].
Статья 111 Конституции РФ (в новой редакции) устанавливает, что "Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой... После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы" [3]. При этом важно отметить, что в прежней редакции устанавливался безальтернативный порядок - Президент распускает Думу. Новый текст предполагает лишь право Президента распустить Думу.
Далее, уже Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (за исключением федеральных министров силового блока). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ. Президент РФ не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой [3]. Однако у Президента РФ появляется новый повод для роспуска Государственной Думы.
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ остаются вакантными, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы [3].
В случае, предусмотренном ч. 4 ст. 111 Конституции РФ, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров по представлению Председателя Правительства РФ (без участия Государственной Думы) [3].
Далее процесс формирования Правительства РФ продолжается с участием Президента РФ и Совета Федерации. Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности (так называемый силовой блок) [3]. При этом необходимо отметить, что Президент РФ назначает руководителей на должность "после консультаций", т.е. с учетом мнений сенаторов, а освобождает самостоятельно, без указания срока отставки.
Велика роль Президента РФ в формировании судейского корпуса. Статья 119 Конституции РФ устанавливает требования к кандидатам на должность судьи. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации [3].
Кандидаты на должность, отвечающие этим требованиям, обращаются в соответствующие экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации для сдачи квалификационного экзамена. После успешной сдачи экзамена квалификационная коллегия судей дает рекомендацию одному из кандидатов на назначение на должность судьи. На основании этой рекомендации Верховный Суд РФ обращается с представлением в Администрацию Президента РФ, после чего Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного Судов. Президент назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов [3].
Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного Судов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий [3].
Президент РФ после консультаций с Советом Федерации назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации [3]. В данном случае также назначение на должность производится после консультаций, а освобождение от должности - Президентом РФ самостоятельно. Иных прокуроров он назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности Председателя Счетной палаты РФ и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты РФ, Государственной Думе представляет кандидатуры для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты [3]. В новом тексте Конституции РФ произведена рокировка: ранее Председатель Счетной палаты РФ и его заместитель назначались соответственно Государственной Думой и Советом Федерации [4].
Статья 103 Конституции РФ устанавливает: "1. К ведению Государственной Думы относятся... г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации..." [3]. При этом согласно ст. 14 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации..." [7]. Члены Совета директоров Центрального банка РФ назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ, согласованному с Президентом РФ (ст. 15).
Государственная Дума также назначает на должность Уполномоченного по правам человека в РФ. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями [5].
Президент РФ совместно с Советом Федерации и Государственной Думой формирует Центральную избирательную комиссию РФ, он назначает пятерых членов (одна третья часть) Центральной избирательной комиссии РФ. Палаты Федерального Собрания также назначают по пять членов комиссии [6].
Президент РФ назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях [3].
Президент РФ принимает участие в формировании Совета Федерации. Еще в 2014 году в Конституцию РФ была внесена поправка: ст. 83 была дополнена подп. е.2, а в п. 2 ст. 95 были внесены изменения, в соответствии с которыми Президент РФ имел право назначать на должность и освобождать от должности представителей Российской Федерации в Совете Федерации - до 10% от состава Совета Федерации [4]. На момент принятия Закона о поправке к Конституции РФ эти 10% составляли 17 человек. В новой редакции Конституции РФ полномочия Президента РФ по формированию Совета Федерации значительно расширены: п. 2 ст. 95 гласит: "Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят... в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно...". Кроме того, подп. "б" п. 2 ст. 95 предусматривает, что сенатором может быть "Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно..." [3]. По всей видимости, к решению этого вопроса будет причастен и действующий Президент РФ.
Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
При этом Конституция РФ предусматривает ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В последней редакции Конституции РФ эта тема продолжена в новом п. 6 ст. 117, согласно которому Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Правительство РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в случаях, когда Государственная Дума не может быть распущена, а также в течение года после назначения Председателя Правительства РФ без утверждения его кандидатуры Государственной Думой [3].
Весьма сложными могут быть взаимоотношения Президента РФ с Государственной Думой в тех случаях, когда политические взгляды большинства депутатов Государственной Думы не совпадают с политическими взглядами Президента РФ [2].
Другой важнейшей сферой взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием является сфера законодательства. Президент лично или через своих полномочных представителей принимает участие во всех стадиях разработки и принятия федеральных законов, начиная с права законодательной инициативы до их подписания и обнародования. Без его подписи не может вступить в законную силу ни один федеральный закон.
Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, все сенаторы и все депутаты Государственной Думы. Это право принадлежит также Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также высшим судам по вопросам их ведения. Все проекты законов о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в том числе и законопроекты от Президента РФ вносятся в Государственную Думу [3]. Президент участвует (через своих представителей) во всех стадиях законодательного процесса. В Совете Федерации и в Государственной Думе на постоянной основе работают полномочные представители Президента РФ: в Совете Федерации - А.А. Муравьев (с 2013 года), в Государственной Думе - Г.В. Минх (с 2009 года). С другой стороны, Совет Федерации назначает своих представителей из числа сенаторов Российской Федерации в различные органы при Президенте РФ. Ответственный комитет Государственной Думы по подготовке законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе направляет Президенту РФ все материалы, связанные с подготовкой законопроектов к рассмотрению в Государственной Думе. Президент подписывает и обнародует все федеральные законы.
Подписание и обнародование закона является завершающей стадией принятия закона, если Президент РФ подписал закон. Но Президент РФ имеет право отлагательного вето [10]. В случае отклонения закона Президентом РФ начинается особая стадия - повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ [3]. Закон направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. В результате Дума может принять решение: согласиться с предложением Президента РФ и одобрить закон в предложенной им редакции или согласиться с Президентом РФ о нецелесообразности принятия закона; преодолеть вето Президента - принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в две трети голосов. Однако, если предложения Президента оказались неприемлемыми для депутатов Государственной Думы и сенаторов, и в то же время закон не смог собрать требуемых двух третей голосов, закон считается отклоненным Президентом РФ. Но если федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, при повторном рассмотрении в прежней редакции будет принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации двумя третями голосов, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию - эта правовая норма была записана в Конституции РФ, действовавшей до внесения поправок в 2020 году [4]. Но поправка к ст. 107 Конституции РФ дает Президенту РФ еще один шанс окончательно отклонить этот закон.
Если Президент РФ в течение семи дней обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законопроекта, не подписанного Президентом РФ и, соответственно, не обнародованного, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. В том случае, если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность этого законопроекта, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если же Конституционный Суд не подтвердит его конституционность, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания [3] (и далее - автору).
Президент РФ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ может возвращать законы по процедурным мотивам, при этом они не считаются отклоненными Президентом РФ [11].
Федеральные конституционные законы принимаются в том же порядке, что и все федеральные законы, но с определенной спецификой. Федеральный конституционный закон может быть принят только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ: о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о чрезвычайном и военном положении; о государственных флаге, гербе, гимне; о референдуме; об Уполномоченном по правам человека РФ; о Правительстве РФ; о судебной системе; о высших судах; о Конституционном Собрании РФ.
Закон считается одобренным Государственной Думой, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов. Для одобрения его Советом Федерации необходимо три четверти голосов. После этого закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент РФ при этом не имеет права отлагательного вето [4]. Однако и в данном случае Президент РФ до подписания и обнародования законопроекта имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого документа. И если Конституционный Суд РФ не подтвердит его конституционность, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания.
В порядке принятия федерального конституционного закона принимается и закон Российской Федерации о поправках к главам 3 - 8 Конституции РФ. При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации. Принятие Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации" было дополнено процедурой всенародного голосования (не референдума!), которое состоялось 1 июля 2020 г., что, естественно, повысило легитимность этого закона.
Взаимоотношения Президента РФ с Федеральным Собранием возникают также в ходе реализации отдельных полномочий как Президента РФ, так и палат Федерального Собрания. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики; сообщает Совету Федерации и Государственной Думе о введении военного и чрезвычайного положения в стране и использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны, а Совет Федерации утверждает эти указы. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы присутствуют при принесении присяги Президентом РФ при вступлении его в должность. Совет Федерации назначает выборы Президента РФ.
Конституция РФ предусматривает возможность отрешения Президента РФ от должности, в этой процедуре ключевая роль принадлежит палатам Федерального Собрания. Порядок отрешения Президента РФ от должности: с инициативой отрешения может выступить группа депутатов Государственной Думы, которая должна составлять не менее одной трети от ее общего состава. Кроме того, необходимо заключение специальной комиссии Государственной Думы. Затем Государственная Дума принимает решение двумя третями голосов о выдвижении обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Президентом РФ. В этой процедуре принимают участие также высшие суды Российской Федерации. По запросу Совета Федерации Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации двумя третями голосов от общего числа сенаторов (это решение необходимо принять не позднее трех месяцев со дня выдвижения Государственной Думой обвинения) [3].
В заключение необходимо отметить, что формальные взаимоотношения важнейших органов государственной власти Российской Федерации, урегулированные правовыми нормами Конституции РФ, федеральных законов, других нормативных правовых актов, без сомнения, имеют важнейшее значение в жизни страны в целом, в судьбах миллионов граждан нашей страны и всего мира. Но при этом необходимо помнить о том, что существуют еще неформальные, человеческие отношения, отношения между руководителями государственных органов, а личность, как известно, играет значительную роль в истории.
Список литературы
1. Бахарев А.А. Взаимодействие президента, правительства и парламента в полупрезидентских системах: сравнительный анализ опыта России, Украины и Турции / А.А. Бахарев, И.И. Кузнецов // Политическая наука. 2019. N 4. С. 105 - 126.
2. Васильев В.Г. Конституционное право: Курс лекций. Новосибирск: РАНХиГС; Сиб. инст. упр., 2018. 228 с.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993; в ред. от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
8. О Регламенте Государственной Думы: Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 23.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801.
9. О Регламенте Совета Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 07.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 7. Ст. 635.
10. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2253.
11. По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.1998 N 11-П // Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1879.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных