Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
А.Г. СЕРОБЯН
Конституционный механизм государства всегда базируется на основополагающих началах - принципах функционирования, составляющих основы конституционного строя. Конституционные принципы выражают концентрированные базовые постулаты, из которых выстраивается каркас работы органов государственной власти. В науке конституционного права термин "конституционные принципы" определяется достаточно вариативно, но сущностная составляющая таких определений отличается единообразием.
Так, некоторые ученые в своих исследованиях дают следующее определение: "Конституционные принципы - своего рода познавательные тотальности (и одновременно единицы измерения) - соединение в одном понятии ценностных ориентиров, фундаментальных конституционных норм, а также административной и судебной практики их реализации" <1>. Более традиционным является такое определение конституционных принципов, как: "конституционные принципы - это правовые нормативные идеи, закрепленные в Конституции и определяющие направления организации конституционного строя, его функционирования" <2>. Распространено определение конституционных принципов как политико-идеологических и организационных начал, в соответствии с которыми осуществляется регулирование общественных отношений, а их совокупность образует основы конституционного строя государства <3>. Итак, конституционные принципы есть основополагающие начала функционирования системы государственных органов. Как и в любой системе, в системе конституционных принципов можно выделить общие и специальные элементы. Общие представляют собой основы конституционного строя, а специальные выкристаллизовываются из общих и становятся детализирующими началами построения конкретного элемента конституционного порядка.
--------------------------------
<1> Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А.Н. Медушевский. М.: Институт права и публичной политики, 2014. С. 8.
<2> Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы, 2006. С. 11.
<3> Данное определение используется в исследовании Р.В. Енгибаряна, он же приводит и свою классификацию конституционных принципов с учетом их характера, выделяя три основные группы: универсальные, особенные и единичные. См.: Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма, 2007. С. 153 - 154.
В фокусе нашего исследования находятся конституционные принципы государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), лежащие в основе функционирования судебной ветви власти каждого из государств. Очень точно сущность непосредственно конституционных принципов описал Г.А. Гаджиев, указав на то, что онтологический аспект конституционных принципов предполагает поиск ответа на вопрос, для чего существует идея конституционных принципов в особом сегменте бытия - в юридической действительности, отсюда предназначение конституционных принципов - программирование, выбор общих ориентиров, "иначе говоря - исполнение функций маяка" <4>. Таким образом, конституционные принципы правосудия обусловлены положением самой судебной власти в конституционном механизме государства.
--------------------------------
<4> Гаджиев Г.А. Конституционные принципы, социальные ценности и взаимодействие правовых культур // Международные Лихачевские научные чтения. Глобализация и диалог культур. Избранные доклады (1995 - 2015) / Сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2015. С. 559.
Согласно конституционным установлениям всех государств ЕАЭС основополагающие конституционные принципы функционирования судебной ветви власти формулируются как следующие: отправление правосудия только судом (п. 1 ст. 162 Конституции Армении, ст. 110 Конституции Белоруссии, п. 1 ст. 75 Конституции Казахстана, п. 1 ст. 93 Конституции Кыргызстана, п. 1 ст. 118 Конституции России); независимость судебной ветви власти, при этом сам принцип выражается в индивидуальной формулировке "судьи независимы", а далее данный принцип конструируется из иных правовых положений, обеспечивающих такую независимость как в конституционных нормах, так и в нормах законодательства (п. 2 ст. 162, п. 1 ст. 164 Конституции Армении, ст. 110 Конституции Белоруссии, п. п. 1, 2 ст. 77, п. 1 ст. 79 Конституции Казахстана, п. 1 ст. 94 Конституции Кыргызстана, п. 1 ст. 120 Конституции России); принцип дифференциации судопроизводства (п. 2 ст. 75 Конституции Казахстана, п. 2 ст. 93 Конституции Кыргызстана, п. 2 ст. 118 Конституции России) <5>; принцип автономного финансирования <6> (п. 10 ст. 164 Конституции Армении <7>, ст. 80 Конституции Казахстана, ст. 98 Конституции Кыргызстана, ст. 124 Конституции России); принцип специального правового регулирования судебной ветви власти (п. 11 ст. 164 Конституции Армении, ст. 109 Конституции Белоруссии, п. 1 ст. 79, ст. 82 Конституции Казахстана, п. п. 3, 4 ст. 93 Конституции Кыргызстана, п. 3 ст. 118 Конституции России). В отдельную группу принципов (они распределены в исследуемых конституциях неравномерно и не всегда выступают конституционно закрепленными принципами) можно выделить принципы отправления правосудия, такие как: беспристрастность, открытость, состязательность, равноправие сторон и т.д., а также принципы, составляющие особый правовой статус судьи, включающие: несменяемость, неприкосновенность, особый порядок привлечения к ответственности, позитивную дискриминацию при назначении (возраст, образование, стаж и т.д.).
--------------------------------
<5> В конституциях Республики Армения и Республики Белоруссия этот принцип не фиксируется, он присутствует непосредственно в законодательстве, в частности в ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. N 139-З.
<6> Отсутствует в Конституции Республики Беларусь.
<7> Выражается косвенно в отношении оплаты судьям, "соответствующей его высокому статусу".
Таким образом, выше перечислены основные конституционные принципы в отношении судебной власти, а также выделены некоторые из принципов, которые в различной степени (в зависимости от конституционной конструкции) являются конституционными. Обратимся к их правовому содержанию и различным особенностям их классификации.
Конституционные принципы реализуются и дополнительно конкретизируются в национальном законодательстве, как правило, подобное законодательство условно можно разделить на несколько блоков: 1) законодательство в отношении судебной системы государства и конкретных ветвей самой судебной власти; 2) законодательство в отношении правового статуса судей; 3) законодательство об органах судейского сообщества; 4) процессуальное законодательство. Перечисленные блоки могут совпадать и представлять собой кодифицированные акты, например, о судопроизводстве и статусе судей, как в Республике Беларусь <8>, или общие законы, совмещающие указанные блоки норм, как в Республике Казахстан <9>.
--------------------------------
<8> Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 29 июня 2006 г. N 139-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 107. 2/1236 (опубликован 12.07.2006).
<9> Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. N 132-11 "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (с доп. от 2016 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2000. N 23. Ст. 410.
Основными конституционными принципами, регулирующими деятельность судебной власти, являются принципы отправления правосудия исключительно судом и независимости суда (судей). Как правило, в конституционных положениях независимость суда тесно связана с категорией самостоятельности. Некоторые из ученых категории независимости и самостоятельности разграничивают.
В частности, Г.Т. Ермошин разделяет принципы самостоятельности и независимости: "самостоятельность органов судебной власти и независимость судей, находясь в неразрывной связи друг с другом, имеют принципиально различное содержание, определяют основы деятельности принципиально разных субъектов (органов судебной власти и судьи) и обеспечиваются принципиально разными организационно-правовыми механизмами" <10>. Схожего подхода придерживаются и иные исследователи: принцип самостоятельности судебной ветви власти означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона, а принцип независимости судебной власти определяет статус суда в современном государстве <11>. Вместе с тем, на наш взгляд, разграничивать независимость и самостоятельность в подобном контексте не совсем корректно. Если принцип независимости судебной власти определяет статус суда в государстве, то разве это не есть и положение суда в системе разделения властей, если суд независим именно от исполнительной и законодательной ветви власти, то он самостоятелен и в принятии решений, отнесенных к его компетенции.
--------------------------------
<10> Ермошин Г.Т. Развитие конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей на современном этапе судебной реформы // СПС "КонсультантПлюс".
<11> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016.
Определение принципа независимости имеется, например, в российском Кодексе судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г., в п. 1 ст. 8 Кодекса говорится: "независимость судебной власти является конституционным принципом обеспечения верховенства права при осуществлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства. Поддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости являются обязанностью судьи" <12>. Категория "самостоятельность" присутствует в Федеральном конституционном законе "О судебной системе", а именно в ст. 5: "суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону" (п. 1); при этом в п. 4 указанной статьи также говорится о том, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие "самостоятельность судов, независимость судей", вместе с тем указанные формулировки, на наш взгляд, имеют только текстуальное разграничение (т.е. самостоятельность судов в целом, а "независимость" употребляется в персонификации каждого отдельно взятого судьи), при этом сущностного разграничения в данных принципах не усматривается.
--------------------------------
<12> Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) // Бюллетень актов по судебной системе. 2003. N 2.
В казахстанской конституционной науке такого сущностного разделения также не наблюдается, а указанные термины используются в обозначенном контексте. К.А. Мами в научно-практическом комментарии к п. 1 ст. 77 Конституции Казахстана указывает на то, что независимость судей является одним из проявлений самостоятельности судебной ветви государственной власти, при этом значение принципа независимости судей состоит в том, что только независимый суд, свободный от какого бы то ни было влияния, может беспристрастно и объективно рассмотреть и разрешить юридическое дело или спор по существу <13>. Важно подчеркнуть, что принцип независимости судебной власти находится в тесной взаимосвязи с общими конституционными принципами правовой государственности и верховенства права.
--------------------------------
<13> Конституция Республики Казахстан: Научно-практический комментарий. Алматы: Раритет, 2015. С. 434.
Следует согласиться с Т.Г. Морщаковой: без независимой судебной власти нельзя обеспечить верховенство права, потому что именно в системе разделения властей, в системе сдержек и противовесов ее функционирование должно приводить к результату доминирования во всеобще признанных правовых идеях: в государственной политике, законодательстве, правоприменении <14>. В подобном ключе данную составляющую принципа независимости описывает Н.И. Газетдинов <15>. Действительно, положение в отношении верховенства права, конституционные правовые идеалы - это элементы той правовой материи, которая предопределяет цели государства в отношении прав и свобод человека и гражданина.
--------------------------------
<14> Морщакова Т.Г. Верховенство права и независимость судебной власти / Т.Г. Морщакова // Ученые записки юридического факультета. 2010. N 17. С. 434.
<15> См.: Газетдинов Н.И. Самостоятельность и независимость судебной власти // Российская юстиция. 2015. N 12. С. 34 - 37.
В заключение подчеркнем, что судебная власть выступает основным гарантом реализации и восстановления права, отсюда выводится и сущностная необходимость в независимости от иных ветвей власти, самостоятельности судьи в принятии решения по конкретному делу. Обратим внимание также на то, что полнота власти судов предопределяется конституционной и законодательной компетенцией, процедурами функционирования и другими правовыми установлениями; судья не является независимым в абсолютном смысле этого слова. Принцип независимости судей имеет подчиненное отношение к более важной конституционной цели обеспечения беспристрастности, объективности и справедливости правосудия <16>. Независимость судей и самостоятельность судебной ветви власти необходимы для эффективной защиты и восстановления права индивида, различных групп общества и, как бы ни парадоксально это звучало, государственных органов.
--------------------------------
<16> См.: Шеломанова Л.В. Реализация принципа независимости судей в конституционном праве современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 26 - 27; Конституционное право: энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА, 2001. С. 378.
Конституционные принципы функционирования судебной власти системно взаимосвязаны, обособление суда в триаде разделения властей формирует предпосылку самостоятельности судебной власти, принцип независимости судей выступает ключевым принципом при отправлении правосудия, отсюда формируется принцип отправления правосудия исключительно судом.
Литература
1. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы, социальные ценности и взаимодействие правовых культур / Г.А. Гаджиев // Диалог культур и партнерство цивилизаций: Материалы IX Международных Лихачевских научных чтений. Глобализация и диалог культур. Избранные доклады (1995 - 2015) / Сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2015. С. 556 - 560.
2. Газетдинов Н.И. Самостоятельность и независимость судебной власти / Н.И. Газетдинов // Российская юстиция. 2015. N 12. С. 34 - 37.
3. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции / Р.В. Енгибарян. М.: Норма, 2007. 495 с.
4. Ермошин Г.Т. Развитие конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей на современном этапе судебной реформы / Г.Т. Ермошин // СПС "КонсультантПлюс".
5. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2000. 676 с.
6. Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А.Н. Медушевский. М.: Институт права и публичной политики, 2014. 76 с.
7. Морщакова Т.Г. Верховенство права и независимость судебной власти / Т.Г. Морщакова // Ученые записки юридического факультета. 2010. N 17(27). 131 с.
8. Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 15.12.2001, 04.07.2003, 05.04.2005, 09.11.2009, 27.12.2009, 06.12.2011, 08.06.2012, 25.12.2012, 03.02.2014 и 05.02.2014): (постатейный) / Под ред. В.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2016. 151 с.
9. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс / Г.С. Сапаргалиев. Алматы: Юридическая литература, 2006. 206 с.
10. Шеломанова Л.В. Реализация принципа независимости судей в конституционном праве современной России / Л.В. Шеломанова // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 26 - 29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных