ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: МАГИСТЕРСКИЕ, ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ
Консультационные услуги студентам
Навигация по сайту:
Контакты:

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru



Правовое регулирование использования электронных документов в Российской Федерации: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Информационному праву

Дипломные и курсовые по Информационному праву

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Попытки сформировать правовую базу, санкционирующую применение в нашей стране электронных документов, начали предприниматься с середины 70-х годов. Так, был принят ряд ведомственных актов о требованиях к внутриотраслевым машинным документам (например, было утверждено Положение о всесоюзной магнитно-ленточной службе патентной информации). Следует отметить, что, несмотря на предпринятые "сверху" попытки внедрения электронного документооборота в министерствах и ведомствах, широкого применения в гражданском обороте системы электронного документооборота в то время так и не нашли.

Бурное развитие Интернета в России в середине 90-х годов прошлого века не могло не привлечь внимания потенциальных инвесторов. Однако правовая неопределенность, сложившаяся тогда в сфере электронной торговли, уже сыграла злую шутку. Инвесторам необходимы были не только гарантии прибыльности и возврата их средств, но и условия для дальнейшего развития их бизнеса, которых на тот период в нашей стране не было. В результате Российская Федерация упустила возможность получить значительные преимущества от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: рост объемов экспорта товаров и услуг, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами широкое применение электронных документов в те годы было востребовано лишь в банковской сфере. Ряд крупных банков и их объединений (например, Межбанковский финансовый дом) начали использовать электронные платежные документы, которые создавались при помощи соответствующих программных средств типа "Клиент - Банк", удостоверялись цифровой подписью и передавались через закрытые банковские информационные системы и Интернет.

В годы реформ заключение электронных сделок было позитивно воспринято судебной практикой. Так, в письме от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) подтвердил право российских предпринимателей представлять в арбитражный суд по спору, который вытекает из договора, доказательства, заверенные цифровой подписью. В 1995 г. ВАС РФ, разъясняя положения Закона об информации, повторно отметил, что документ, подписанный электронной цифровой подписью, может признаваться в качестве доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом. В письме от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 ВАС РФ указал, что при возникновении спора о наличии документов, подписанных электронной цифровой подписью, стороны должны предъявить выписку из договора, в которой указывается процедура согласования разногласий. Если же такая процедура в договоре отсутствует и одна из сторон оспаривает наличие документа, подписанного электронной цифровой подписью, то в соответствии с упомянутым письмом ВАС РФ 1994 г. арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательств документы, заверенные такой подписью.

Следует отметить, что в настоящее время рассматриваемое письмо ВАС РФ утратило свое значение в связи с принятием Федерального закона "Об электронной цифровой подписи", Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Правовые нормы, содержащиеся в российских законах, фрагментарно регулируют отношения по использованию электронных документов в договорных отношениях. Основополагающие положения, предоставляющие предпринимателям право заключать договоры с применением электронных аналогов собственноручной подписи и передавать соответствующие документы при помощи электронной связи, закреплены в ст. 160 и 434 ГК РФ. Закон об информации регламентирует порядок документирования информации, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем (ст. 5). Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" устанавливает порядок осуществления международного обмена конфиденциальной информацией посредством информационных систем. Федеральный закон "О связи" регулирует отношения, связанные с созданием, эксплуатацией сетей связи и оказанием услуг электросвязи на территории Российской Федерации. В частности, правовые нормы данного Закона касаются вопросов оказания услуг связи, лицензирования деятельности в области предоставления данных услуг, а также подтверждения соответствия средств связи и услуг связи.

В ст. 9, 10 и 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрена возможность составления и хранения первичных и сводных (регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность) учетных документов на машинных носителях информации. Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также Реестр) в районах (городах), где имеются возможности, ведется на магнитных носителях. Однако при несоответствии записей в Реестре на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе.

Вместе с тем возможность представления на электронном носителе в органы государственной регистрации прав правоустанавливающих документов, являющихся в соответствии с положениями ст. 16 и 18 данного Закона единственным способом представления сведений о наличии, возникновении, прекращении, переходе, ограничении (обременении) прав на недвижимое имущество, в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрена.

В настоящее время в России действует лишь один федеральный закон, непосредственно регулирующий вопросы применения электронных документов в договорных отношениях, - Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", который закрепляет правовые условия для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе (ст. 4). При этом в указанном Законе прямо предусмотрено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при применении иных аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 1).

Основные положения Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" устанавливают: права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи (ст. 11 и 12); требования к сертификату ключа подписи, который выдается удостоверяющим центром, ответственным за подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, и состав обязательных сведений, включаемых в этот сертификат (ст. 6); порядок выдачи, хранения, приостановления действия и аннулирования сертификатов ключей подписи (ст. 7, 13 и 14); функции и правовой статус удостоверяющих центров (ст. 8, 9 и 15); общие условия использования и сертификации средств электронной цифровой подписи, применяемых для создания и подтверждения подлинности ЭЦП (ст. 5); порядок признания иностранного сертификата цифровой подписи (ст. 18).

Помните, что "Правовое регулирование использования электронных документов в Российской Федерации" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Весь список примерных тем по Информационному праву

"Горячие" документы:

ИА ГАРАНТ

2009-2022 © justicemaker.ru, все права защищены