В основном законе страны, Конституции РФ, а также в других законодательных актах федерального уровня, правовой статус Банка России четко не определен. В научных трудах его стали классифицировать как орган государственной власти, что, на наш взгляд, представляется спорным по ряду причин, которые будут подробно рассмотрены при анализе статуса Банка России. Пока отметим, что такая классификация противоречит принципу разделения властей. Конституция РФ устанавливает, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды.
Таким образом, Банк России не входит в перечень органов, осуществляющих государственную власть, и, следовательно, не является государственным органом. Он не является ни Парламентом, ни органом исполнительной власти, так как не подчиняется Правительству РФ. Тем более он не относится к судебной системе. Иными словами, он не является частью ни одной из трех ветвей государственной власти.
В контексте провозглашенного в России принципа разделения властей, правовой статус главного банка страны должен определяться исходя из этого же принципа. Его юридическое положение таково, что он не является органом исполнительной власти.
По нашему мнению, Банк России – это финансовый институт, наделенный государством полномочиями по эмиссии наличных денег, организации денежного обращения, регулированию банковской деятельности и осуществлению банковского надзора.
Законом ему делегированы властные полномочия по изданию нормативных актов, принятию решений о регистрации кредитных организаций, их лицензированию, регулированию банковской деятельности и надзору за ней, а также по применению санкций в рамках банковского права.
Банк России представляет собой разновидность центрального банка. Во всех развитых странах существуют банковские системы, в которых всегда есть ключевой банк, выполняющий функции центрального банка.
Центральный банк является важнейшим элементом денежно-кредитной системы и экономики любой страны. Он обладает исключительным правом на эмиссию наличных денег и организацию их обращения, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии, организует банковский надзор, систему расчетов и выполняет ряд других функций.
В этом качестве центральный банк является неотъемлемой частью денежно-кредитной системы и выступает ее регулятором. Он осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение в стране. Однако сама денежная система принадлежит государству. Это обусловлено тем, что товары и услуги производятся не государственным аппаратом как таковым, а гражданами, создающими интеллектуальную собственность, работающими в сельском хозяйстве, конструирующими и собирающими механизмы и машины, осуществляющими управленческие функции, занимающимися правоприменительной деятельностью, обеспечивающими защиту страны, то есть занятыми производительным трудом.
Труд различных людей, будь то рабочий, фермер, предприниматель, военнослужащий или чиновник, составляет основу денег и денежного обращения. Следовательно, вся денежная масса, производимая банковской системой, является эквивалентом труда, затраченного гражданским обществом. Таким образом, сам Центральный банк является институтом гражданского общества.
Банк России обладает властными полномочиями, что не характерно для гражданского права. Взаимоотношения между Банком России, банками и другими кредитными организациями строятся на основе власти и подчинения, без равенства сторон. Банк России выдает и отзывает лицензии, осуществляет банковский надзор.
Следовательно, его деятельность регулируется не только частным, но и публичным правом. В этом контексте он является специальным юридическим лицом, которому закон делегировал властные полномочия по регулированию банковской системы и банковской деятельности. Банковская деятельность находится в ведении Банка России в той мере, в какой она является предметом банковского права.
Как правило, Банк России не регулирует гражданско-правовые отношения между кредитными организациями, вкладчиками и другими лицами, пользующимися банковскими услугами. Поскольку Банк России не является органом исполнительной власти, он не вправе издавать нормативные акты по вопросам гражданского права. Это подтверждается статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Он вправе регулировать банковские операции (пункт 5 статьи 4; часть первая статьи 57; пункт 16 статьи 18 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".