Уголовное судопроизводство на территории Российской Федерации, вне зависимости от места совершения противоправного деяния, регламентируется положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, за исключением случаев, когда международными соглашениями, ратифицированными Россией, установлены иные правила (ч. 1 ст. 2 УПК РФ).
Если преступление совершено на борту воздушного, морского или речного судна, которое зарегистрировано в России и находится за пределами ее территориальных вод, уголовное судопроизводство осуществляется в соответствии с российским уголовным и уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).
В ходе уголовного процесса применяется уголовно-процессуальный закон, действующий в момент совершения конкретного процессуального действия или принятия решения, если УПК РФ не содержит иных указаний (ст. 4 УПК РФ). Если уголовное дело было возбуждено до вступления в силу новой редакции УПК РФ, все предшествующие действия и решения сохраняют свою юридическую силу, а дальнейшее ведение дела, начиная с момента введения в действие новой редакции УПК РФ (или ее отдельных положений), осуществляется на основании измененного кодекса (см. ст. 4 УПК РФ).
Уголовное судопроизводство в отношении преступлений, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на российской территории, проводится в соответствии с нормами УПК РФ. Если иностранный гражданин совершил преступление в России и впоследствии покинул ее пределы, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или о проведении уголовного преследования в иностранном государстве решается в соответствии с международными соглашениями о сотрудничестве в сфере уголовной юстиции (ст. 458 УПК РФ).
Проведение процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, возможно только по их просьбе или с их согласия, которое запрашивается через Министерство иностранных дел РФ. Конкретные условия проведения следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетом, а также в помещениях дипломатических и частных резиденций, определяются положениями международных договоров.