На сегодняшний день федеральный законодатель еще не принял конституционный закон федерального уровня, который бы детально регламентировал процедуру абстрактного нормоконтроля, осуществляемого судами общей юрисдикции. Вместе с тем, в наличии имеются стандартные процессуальные кодексы: Кодекс административного судопроизводства РФ, глава 21 которого определяет порядок рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства, обладающих нормативными свойствами, а также глава 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ с аналогичным названием, регулирующая процесс рассмотрения дел Судом по интеллектуальным правам. Подраздел III Гражданского процессуального кодекса РФ, посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил свою силу в 2015 году в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ.
В юридической теории и практике выделяют два основных подхода к оспариванию нормативных актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами: прямой и косвенный. Косвенное оспаривание, в отличие от прямого, когда исследуются исключительно правовые вопросы, рассматривается через призму спора между заинтересованными сторонами о защите их прав и интересов, разрешая коллизии между нормами при одновременном разрешении спора о праве.
Объектами прямого оспаривания выступают:
- Нормативный правовой акт, который, согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, представляет собой документ, изданный уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, иной организацией или должностным лицом в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на многократное применение с целью регулирования общественных отношений или изменения существующих правоотношений.
- Акт, содержащий разъяснения законодательства, обладающий нормативными свойствами, – это документ, изданный органами государственной власти, местного самоуправления, иными уполномоченными органами, организациями или должностными лицами и содержащий результаты толкования правовых норм, которые применяются как общеобязательные в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
К числу субъектов, обладающих правом на обращение в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, относятся:
- Президент РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, главы субъектов РФ, органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, считающие, что принятый нормативный акт противоречит иному акту большей юридической силы, нарушает их компетенцию, права и законные интересы граждан.
- Лица, являющиеся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом, если они полагают, что их права, свободы и интересы нарушены или могут быть нарушены (включая лиц, к которым был применен этот акт), а также другие лица, чьи права и интересы затрагиваютсяданным актом (в силу чего возможно обращение с коллективным административным иском).
- Общественные объединения, защищающие права и интересы своих членов или неопределенного круга лиц, если это предусмотрено федеральным законом (например, в соответствии с законами "Об охране окружающей среды" и "О защите прав потребителей").
- Прокурор, действующий в пределах своей компетенции для защиты прав и законных интересов иных лиц, предварительно обосновав характер нарушения, обладая всеми процессуальными правами и обязанностями административного истца; в противном случае он дает заключение по делу.
- Государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, установленных федеральным законом, в отношении нормативных правовых актов об интеллектуальных правах (АПК РФ).
- Федеральные органы исполнительной власти и другие государственные органы в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, КАС РФ и другими законами.
- Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ или муниципальных образований, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному акту большей юридической силы, нарушает избирательные права граждан или право на участие в референдуме, либо компетенцию избирательной комиссии.
После принятия заявления суд в рамках административного судопроизводства рассматривает его в течение двух месяцев, а Верховный Суд РФ и Суд по интеллектуальным правам – в течение трех месяцев. Общие сроки не применяются к делам, касающимся избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, которые рассматриваются в течение пяти дней, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, либо немедленно в день голосования. Административные дела по оспариванию закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования рассматриваются в течение 10 дней.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья должен определить состав участников процесса, установив орган, принявший оспариваемый акт, и привлекая его в качестве административного ответчика. Прокурор привлекается для дачи заключения, если он не обращался с иском. Также привлекаются заинтересованные лица, например, орган, осуществлявший обязательную регистрацию акта. Необходимо определить круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта. Для разъяснения содержания акта, норм иностранного права и технических норм суд может привлекать специалистов. Все участники процесса должны быть извещены о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела по существу суд проверяет явку участников, если дело не решается в порядке упрощенного (письменного) производства при отсутствии изменений в нормативном акте. Если явка представителей органа, принявшего оспариваемый акт, была признана обязательной, но не состоялась, разбирательство откладывается, и на ответчика налагается штраф.
При исследовании доказательств суд учитывает, что требования об оспаривании нормативного правового акта не могут рассматриваться совместно с другими материальными требованиями. Суд не связан доводами, изложенными в исковом заявлении. Судья устанавливает следующие обстоятельства, подлежащие доказыванию административным ответчиком:
- Нарушены ли права, свободы и законные интересы истца или лиц, в интересах которых подано заявление.
- Соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия на принятие акта, форму и вид акта, процедуру принятия, правила введения в действие, опубликование, регистрацию и вступление в силу.
- Соответствует ли оспариваемый акт актам, имеющим большую юридическую силу.
- Обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применять его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц.
По итогам рассмотрения дела суд удовлетворяет требование полностью или частично (если акт не соответствует акту большей юридической силы), признавая документ недействующим с момента принятия или с иной даты, либо отказывает в удовлетворении требования. Неверное толкование положений акта правоприменительными органами может быть указано в мотивировочной и резолютивной частях решения.