В современной демократической правовой системе Конституция занимает особое место, отличаясь от других нормативных актов рядом характерных особенностей.
Прежде всего, она утверждается или принимается от имени особого субъекта – народа.
Во-вторых, конституционные положения носят основополагающий, первичный характер.
В-третьих, Конституция регулирует широкий спектр общественных отношений.
И, наконец, она обладает особыми юридическими свойствами, такими как верховенство, высшая юридическая сила, специальный порядок принятия и внесения изменений, а также специальные механизмы защиты.
Демократическая природа Конституции предполагает равенство прав всех членов общества, независимо от их согласия с её положениями. Гарантируется свобода выражения мнений, защита своих взглядов в рамках закона, а также признается многообразие идеологий и политических убеждений.
Общедемократическая сущность Конституции проявляется в её принятии при участии и поддержке большинства граждан. Однако демократия не допускает диктатуру большинства, защищая права меньшинств.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. является конституцией демократического правового государства, отражающей волю многонационального народа России, выраженную на всенародном голосовании. Она направлена на установление основ жизни государства и общества, утверждающих демократические принципы и признающих человека, его права и свободы высшей ценностью.
Конституция закрепляет основы конституционного строя России, где Российское государство выступает его государственной основой. Это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. "Российская Федерация" и "Россия" являются равнозначными официальными наименованиями.
Власть в Российской Федерации строится на принципах народовластия, где многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народный суверенитет подразумевает принадлежность народу всей полноты власти и возможность её осуществления как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и являются одной из незыблемых основ конституционного строя. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этим принципом, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, признавая достоинство и равные, неотъемлемые права всех членов человеческой семьи основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Конституционный строй и общество в России основаны на идеологическом многообразии и политическом плюрализме.
Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности также являются характеристиками конституционного строя. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Конституция отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода России к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Приоритет личности, её прав и свобод является одной из основ конституционного строя. Глава 2 Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, закономерно отражает это. Базовыми элементами конституционного статуса личности являются свобода, принадлежность основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость, соответствие статуса личности требованиям и стандартам мирового сообщества, сочетание индивидуальных интересов с интересами других лиц, общества и государства, всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, юридическое равенство и гарантированность конституционного статуса личности, её прав и свобод.
Конституция закрепляет федеративное устройство Российского государства, отражая его официальное закрепление в 1992 году как федерации, состоящей из республик (государств), национально-территориальных образований (автономная область, автономные округа) и территориальных образований (края, области, города федерального значения).
Конституция определяет этот же субъектный состав Российской Федерации, четко устанавливая равноправие субъектов РФ друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Конституция использует понятие "суверенитет" только по отношению к Российской Федерации, распространяя его на всю её территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, уважая право субъектов на свою территорию, но не допуская установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Все виды форм собственности, определенные Конституцией РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ и им обеспечивается равная защита государством. Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Конституция РФ определяет вопросы ведения Российской Федерации и сферы совместного ведения с субъектами РФ, провозглашая принцип, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, Федерация исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления и законодательства. Поэтому она оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах; в отношении законодательства Конституция требует соответствия актов субъектов РФ Конституции и законам Российской Федерации; но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.
Конституция устанавливает формы государственного правления и систему органов власти Российской Федерации. Из существующих основных форм - парламентарной и президентской республик - Конституция для федерального уровня предпочла президентскую республику с сильным статусом и полномочиями Президента РФ.