ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: МАГИСТЕРСКИЕ, ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ
Консультационные услуги студентам
Навигация по сайту:
Контакты:

Свяжитесь с нами:

Telegram: Написать
e-mail: justicemaker@yandex.ru



Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России

Дипломные и курсовые по Конституционному праву России

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Объем полномочий, закрепленных за Конституционным Судом Российской Федерации, детально указан в статье 125 Конституции РФ, особенно с учетом поправок 2020 года, а также в обновленных статьях Федерального конституционного закона, регулирующего деятельность Конституционного Суда. Для удобства анализа и лучшего понимания, мы сгруппируем эти полномочия по категориям. Описание базируется как на положениях Конституции РФ, так и на Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку последний конкретизирует и развивает конституционные нормы.

  1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов правовых актов.

Согласно части 1 статьи 125 Конституции РФ, перечень таких актов достаточно широк. Конституционный Суд рассматривает дела, касающиеся оценки соответствия актов Конституции РФ, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Какие именно акты может оценивать Конституционный Суд с точки зрения их конституционности?

Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ (пункт "а" части 2 статьи 125 Конституции РФ). Во-вторых, Конституционный Суд РФ правомочен оценивать конституционность таких актов, как конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, входящим в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и в сферу совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ (пункт "б" части 2 статьи 125 Конституции РФ). В-третьих, предметом проверки на соответствие Конституции РФ могут быть договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами государственной власти субъектов РФ (пункт "в" части 2 статьи 125 Конституции РФ). Возможность заключения таких договоров (и соглашений) предусмотрена статьями 11 и 78 Конституции РФ. В юридической литературе они получили название "внутригосударственные договоры".

В-четвертых, Конституционный Суд также оценивает не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации (пункт "г" части 2 статьи 125 Конституции РФ). Вступившие же в силу договоры не подлежат рассмотрению в данном суде.

  1. Разрешение споров о компетенции.

В соответствии с частью 3 статьи 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

  1. Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Данное полномочие Конституционного Суда претерпело изменения за время действия Конституции РФ. Ранее и физические лица, и суды имели право оспаривать конституционность как закона, подлежащего применению, так и закона, уже примененного в конкретном деле.

Однако, ситуация изменилась: частные лица более не могут оспаривать конституционность закона, подлежащего применению к конкретному делу; они могут оспаривать только уже примененный закон, что предполагает прохождение всех судебных инстанций перед обращением в Конституционный Суд.

  1. Оценка возможности исполнения решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина.

Пункт "б" части 5.1 статьи 125 Конституции РФ гласит: "в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации". Эти положения детализированы в пунктах 3.2 и 3.3 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. В частности, установлено, что Конституционный Суд рассматривает вопросы исполнения решений межгосударственных органов по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, а также федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере обеспечения защиты интересов Российской Федерации в межгосударственном органе. В случае исполнения решения суда, с запросом обращаются Президент, Правительство или Верховный Суд РФ.

  1. Толкование Конституции Российской Федерации.

Статья 125 (часть 5) Конституции устанавливает, что Конституционный Суд по обращениям Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, а также законодательных органов субъектов РФ правомочен давать разъяснения по поводу положений Конституции. Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность Конституционного Суда, закрепляет, что интерпретации Конституции, вынесенные данным судом, носят официальный и обязательный характер для всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, должностных лиц, граждан и их объединений.

  1. Вынесение заключения о соблюдении процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ.

Согласно обновленной редакции Конституции (2020 г.), Конституционный Суд по запросу Совета Федерации выносит заключение о соблюдении установленной процедуры выдвижения обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления против действующего или бывшего Президента. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде уточняет, что это относится как к действующему главе государства, так и к экс-президенту, полномочия которого прекращены в связи с истечением срока, отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Без наличия такого заключения Совет Федерации не имеет права рассматривать вопрос об обвинении действующего или бывшего Президента на своем заседании.

  1. Принятие решения о соответствии Конституции инициативы проведения референдума в РФ.

Ранее это полномочие Конституционного Суда было закреплено в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации". Президент РФ, получив документы, необходимые для назначения референдума, направлял их в Конституционный Суд с запросом о соответствии конституции предложенной инициативы. Впоследствии, с 1 июня 2014 года, это полномочие было отражено и в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ.

В редакции 2020 года данный закон предусматривает, что запрос в Конституционный Суд могут направить Президент РФ или Верховный Суд РФ. Конституционный Суд проверяет, не противоречит ли выносимый на референдум вопрос Конституции.

  1. Реализация права законодательной инициативы.

Конституционный Суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (статья 104, часть 1 Конституции РФ). Под вопросами ведения судов Конституция подразумевает те вопросы, которые наиболее часто становятся предметом их рассмотрения и определяются их компетенцией. Конституционный Суд редко использует свое право законодательной инициативы.

  1. Направление посланий Федеральному Собранию Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривала возможность направления Конституционным Судом посланий Федеральному Собранию, которые должны были быть заслушаны на совместном заседании обеих палат парламента (ст. 100). Однако в редакции 2020 г. упоминание о заслушивании посланий Конституционного Суда было исключено из статьи 100 Конституции. Также в редакции Федерального конституционного закона 2020 г. был исключен пункт 1 статьи 21, предусматривавший принятие посланий на заседании Конституционного Суда.

  1. Иные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в первоначальной редакции, завершал перечень полномочий следующими словами (п. 7 ч. 1 ст. 3): "осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля".

В редакции 2020 года вышеуказанные положения были исключены. Теперь указано, что Конституционный Суд "осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации". 

Помните, что "Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Весь список примерных тем по Конституционному праву России

"Горячие" документы:

ИА ГАРАНТ

2009-2025 © justicemaker.ru, все права защищены