Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России
Дипломные и курсовые по Конституционному праву России
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?
Местное самоуправление представляет собой гибридную форму власти, сочетающую элементы как гражданского общества, так и государства. Местному самоуправлению посвящены статьи ст. 3, 12, 130-133 Конституции РФ. В соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции РФ, оно реализуется в рамках муниципальных образований, чьи типы определяются федеральным законодательством. Границы этих образований устанавливаются, принимая во внимание исторические особенности и местные традиции. В настоящее время местное самоуправление функционирует в различных формах: городских и сельских поселениях, муниципальных и городских округах, а также на внутригородских территориях городов федерального значения. Эта форма народовластия дает возможность жителям самостоятельно и ответственно решать вопросы локального значения, то есть управлять своей жизнью и делами на своей территории. Население осуществляет это непосредственно на собраниях или местных референдумах, а также через избрание представительных органов местного самоуправления и должностных лиц.
При решении вопросов, имеющих сугубо местный характер, проявляется общественная, негосударственная природа самоуправления, хотя принимаемые решения обязательны для исполнения на данной территории. Однако, согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, и в этом случае их акты обладают юридической силой, обеспечиваемой государством.
Совместное выполнение этих двух типов задач и делает местную власть смешанной общественно-государственной формой управления. Конституция РФ и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяют сущность и содержание местного самоуправления следующим образом.
Местное самоуправление в России – это способ реализации народом своей власти, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления в рамках, установленных Конституцией, федеральными законами и, в определенных случаях, законами субъектов РФ.
Выделим основные аспекты. Местное самоуправление – это:
- составная часть конституционного строя России. Его наличие является одним из ключевых принципов организации политических и общественных отношений в стране. Поэтому положение о признании и гарантировании местного самоуправления закреплено в главе 1 Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя;
- одна из форм реализации народовластия в России. В статье 3 Конституции РФ, устанавливающей принцип народовластия, указано, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что местное самоуправление является частью системы публичной власти. В редакции 2020 года это отражено и в части 3 статьи 132 Конституции РФ, которая гласит, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
- право народа самостоятельно решать вопросы, важные для территории проживания, то есть вопросы местного значения. Кроме того, необходимо признать право населения выражать свое мнение по вопросам жизни более крупных территорий, в состав которых входят муниципальные образования, и в целом по вопросам жизни государства через институты местного самоуправления. Это мнение должно учитываться при подготовке и принятии соответствующих государственных решений;
- сочетание непосредственного правления населения и сформированных им органов. Нельзя говорить о местном самоуправлении, если население не участвует в решении местных задач и вопросов. Однако местное самоуправление не сводится только к институтам прямой демократии. С помощью этих институтов население формирует выборные органы местного самоуправления, которые действуют в его интересах и решают вопросы местного значения;
- местное самоуправление отделено от государственной власти. Всю власть народа в России характеризует понятие "публичная власть", которая делится на государственную власть, общественную власть и власть местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление существует параллельно с государственной властью. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, то есть независимо от политических партий, общественных объединений и т.д. Особый аспект – самостоятельность в отношениях с органами государственной власти. Согласно Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в новой части 3 статьи 132 Конституции подчеркивается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти "осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории";
- система, основанная на конституционном праве граждан на осуществление местного самоуправления. Это право является одновременно индивидуальным и коллективным. Конституция РФ (статья 130) и Закон 2003 г. (статья 3) предусматривают, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Реализовать это право гражданин может лично, но результаты чаще достигаются коллективными усилиями. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Закон устанавливает, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают правами при осуществлении местного самоуправления в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Это означает, что иностранцу может быть предоставлено право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, использовать иные возможности, если: а) Россия заключила договор с другим государством и отразила в нем соответствующие положения; б) закон отразил права иностранцев по участию в осуществлении местного самоуправления; в) иностранец постоянно или преимущественно проживает на территории того муниципального образования, в котором он хотел бы реализовать свои интересы.
Помните, что "Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ
Весь список примерных тем по Конституционному праву России