Дипломные и курсовые по Конституционному праву России
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?
Институт президентства – относительно недавнее явление в истории российской государственности. Советскому государству, которым Россия являлась большую часть XX века, такой институт был принципиально чужд. Идея неограниченной власти Советов, сочетавших законодательную и исполнительную функции, не соответствовала принципу разделения властей, одним из проявлений которого является наличие президента в системе государственного управления.
Введение поста Президента в России было непростым решением. Съезд народных депутатов РСФСР изначально выступал против, но по инициативе трети депутатов был проведен общероссийский референдум, результаты которого и предопределили учреждение данной должности. В Конституцию РСФСР 1978 года были внесены изменения, закрепившие принцип разделения властей и добавившие главу о Президенте. Были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и другие соответствующие нормативные акты. Первые прямые всенародные выборы Президента Российской Федерации состоялись 12 июня 1991 года.
Статус Президента по Конституции 1978 года существенно отличался от правового положения, установленного Конституцией 1993 года. Прежняя Конституция отдавала приоритет высшему представительному органу – Съезду народных депутатов РФ, в том числе и в отношении Президента. Съезд мог рассматривать любой вопрос, входящий в компетенцию Российской Федерации, заслушивать ежегодные доклады Президента и при необходимости отменять его акты.
Конституция 1993 года закрепляет ведущую роль Президента в системе органов государственной власти. Это отражено даже в порядке расположения глав: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание".
Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо страны. Теперь он является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). Он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. Конституционная реформа 2020 года внесла важные дополнения в ст. 80: Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Эти изменения подчеркивают роль Президента как гаранта государства и общества. Поскольку Конституция в редакции 2020 года воплощает идею единства органов государственной власти и местного самоуправления в единой системе публичной власти, на Президента возложена задача обеспечения единства деятельности всех органов, объединяемых этим понятием.
Президент России, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Модель сильного российского Президента проявляется в совокупности следующих факторов.
Во-первых, Президент избирается народом, и его полномочия исходят от власти народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции.
Во-вторых, Президент в России по конституционной модели не является частью системы разделения властей, а находится над ними. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11, государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды РФ. Следовательно, Президент также осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Поскольку законодательную осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную – Правительство РФ (ст. 110), а судебная власть принадлежит судам (гл. 7 Конституции), можно заключить: у Президента – своя форма власти. Некоторые комментаторы Конституции называют ее президентской властью как одной из самостоятельных ветвей власти.
В-третьих, только Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти – и федеральных, и субъектов РФ (ст. 80, 85 Конституции). После реформы 2020 года его задачи распространились на все органы публичной власти. Никакие другие органы не обладают подобными возможностями.
В-четвертых, Президент в целом независим от других органов государственной власти, всей публичной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, сведены к минимуму.
В-пятых, возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма значительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения законопроектов, определяемых Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и заканчивая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы.
В-шестых, у Президента есть возможности правотворчества по вопросам собственного ведения, а также, в определенных пределах, своеобразного законотворчества, то есть принятия указов, которые в отсутствие законов регулируют общественные отношения, являющиеся предметом закона, и действуют до тех пор, пока не появится соответствующий закон (а при внесении некоторых корректировок могут действовать и дальше).
В-седьмых, Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства, определяет их направления. Основой этому является ч. 3 ст. 80 Конституции, которая не была изменена в ходе реформы 2020 года. При этом на уровень Конституции (п. "е.5" ст. 83) были подняты нормы о том, что Президент формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
В-восьмых, Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ. Это было очевидно и ранее, но в дополнениях 2020 года указано, что Президент "осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации" (п. "б" ст. 83), сохранилось прежнее положение о том, что Президент председательствует на заседаниях Правительства (новый вариант – "вправе председательствовать"). В целом ясно, что Президент формирует Правительство (хотя по новеллам 2020 года – с участием Государственной Думы и Совета Федерации), направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Ряд членов Правительства, а также руководителей федеральных служб, занимающих ключевые посты во внешней политике, обороне, внутренних делах и безопасности государства, работают под непосредственным руководством Президента. Он устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.
В-девятых, в стране существует вертикаль исполнительной власти. И по Конституции, и в реальности Президент руководит всей исполнительной властью – ч. 1 ст. 110 Конституции РФ в 2020 году получила следующую редакцию: "Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации". Следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В-десятых, Президент заботится о безопасности и определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, ему как Верховному Главнокомандующему подчинены все Вооруженные Силы страны, а также высшее командование. Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, применяются другие чрезвычайные меры.
Таким образом, Президент – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет значительное влияние на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера государства и общества, и это, несомненно, усилено конституционной реформой 2020 года.
В первоначальной редакции Конституции РФ 1993 года было предусмотрено, что Президент избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего избирательного права. Согласно поправкам к Конституции от 30 декабря 2008 года, срок полномочий Президента был увеличен до шести лет. Президентом может быть избран только российский гражданин не моложе 35 лет (верхний предел теперь отсутствует), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
При реформе 2020 года приведенные нормы претерпели серьезные изменения. Согласно ч. 2 ст. 81, "Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства".
Помните, что "Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.