Дипломные и курсовые по Конституционному праву России
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?
Российская Конституция не содержит отдельной главы, посвященной избирательной системе. Однако, в ней присутствуют отдельные положения, затрагивающие вопросы избирательного права и организации выборов (например, ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ч. 1 и 4 ст. 81 и другие статьи).
Вопрос о необходимости установления федеральных основ для избирательной системы и процесса возник практически сразу после принятия Конституции РФ в 1993 году. Это было обусловлено, во-первых, положениями самой Конституции: поскольку выборы являются высшей формой непосредственного народовластия, нельзя передавать их регулирование исключительно на уровень субъектов РФ. Кроме того, согласно ст. 71 Конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительной компетенции Российской Федерации, а согласно ст. 72, к совместной компетенции Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Все это подразумевало принятие федеральных законов в сфере избирательного права. Во-вторых, необходимость федерального регулирования была вызвана значительными различиями в закреплении институтов избирательной системы и избирательного права на уровне субъектов. Таким образом, федеральное вмешательство было необходимо для обеспечения единообразия подходов и соблюдения прав граждан независимо от места их проживания в РФ. В-третьих, федеральное законодательство необходимо для проведения выборов в органы государственной власти самой Федерации.
Первая категория источников избирательного права – это федеральные избирательные законы, как общие, так и специальные, регулирующие отдельные виды федеральных выборов.
Вторая категория источников – избирательные законы субъектов РФ. До 2005 года это могли быть законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, законы о выборах высших должностных лиц субъектов РФ (президентов, губернаторов, глав правительств), а также законы о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (причем это могли быть как один общий закон, так и два отдельных).
В связи с введением в декабре 2004 года порядка назначения глав исполнительной власти, когда кандидатура, предложенная Президентом РФ, наделялась полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ решением законодательного органа субъекта, законы о выборах глав исполнительной власти субъектов были исключены из источников избирательного права. Однако, после восстановления в 2012 году выборности глав исполнительной власти субъектов РФ, субъекты начали принимать новые законы о выборах этих лиц, и такие законы вновь вошли в круг источников избирательного права.
Третья группа источников, играющая важную роль в формировании основных положений избирательного права и избирательного процесса, – это постановления Конституционного Суда РФ. Конституционным Судом РФ было принято значительное количество актов по вопросам избирательной системы. В них отражены как общие вопросы, касающиеся всех выборов в стране, так и особенности выборов различных уровней – депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов субъектов РФ, выборных должностных лиц и т.д.
Четвертая группа источников – нормативные акты (инструкции, методические разъяснения и др.) Центральной избирательной комиссии РФ, а в субъектах РФ – аналогичные документы избирательных комиссий субъектов РФ. Эти акты имеют исключительное значение, особенно в части организационных аспектов выборов, работы избирательных комиссий, документации, отчетности и т.п. На определенном этапе положения таких документов могут компенсировать отсутствие соответствующих норм в избирательных законах, а в дальнейшем такие правила становятся содержанием законов. Однако многие текущие вопросы выборов, прежде всего процессуального и технологического характера, остаются предметом инструктивных документов избирательных комиссий.
Помните, что "Источники избирательного права, их общая характеристика" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.