В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Исторические особенности политической и экономической траектории России в советский и постсоветский периоды, осложненные кризисными явлениями в политике, экономике и социальной сфере, привели к расхождению позиций федерального центра и регионов в 1990-е годы по ряду конституционно закрепленных ценностей.
Ключевые противоречия возникли из-за различного толкования конституционных принципов государственного суверенитета, равноправия субъектов Федерации, равенства и самоопределения народов, разграничения компетенций и полномочий, степени автономии регионов, а также принципов, форм и процедур разделения и реализации государственной власти по вертикали, включая распределение ответственности за ее осуществление.
Принятые и планируемые меры в рамках государственной правовой политики по развитию федеративных отношений в целом свидетельствуют о прогрессе в создании правовых основ для интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти, повышении эффективности функционирования федеративных отношений в правовом, административном, институциональном и экономическом аспектах. Тем не менее, последние изменения в федеральном законодательстве требуют практической оценки для определения их соответствия потребностям развития российского государства и общества в контексте наметившейся централизации государственной власти по ключевым вопросам правового регулирования и повышения ответственности регионов в решении местных задач. В связи с этим необходим дальнейший анализ, требующий комплексного подхода и учета значительных изменений в системе разграничения компетенций между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления, в механизмах межбюджетных отношений и способах обеспечения функционирования федеративных отношений в России.
В свете происходящих законодательных преобразований для современных исследователей актуален вопрос о том, насколько в новых правовых рамках удастся сбалансировать единство и многообразие в системе разделения власти в России как федеративном государстве. Ответ на него во многом зависит от эффективности совместных усилий Федерации и ее субъектов по гармонизации федеративных отношений.
В нынешних условиях по-прежнему очевидно, что перераспределение прав между Федерацией и регионами, полномочий и финансовых ресурсов между их органами государственной власти должно основываться на федеративном характере связей. Следовательно, укрепление самостоятельности органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в решении региональных и местных вопросов на основе принципов субсидиарности и адекватного финансирования, расширение сотрудничества и консолидации во взаимодействии между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления – все это должно развиваться как общая тенденция по мере совершенствования модели федерализма и механизмов ее реализации. Совместное осуществление государственной власти и сотрудничество на принципах федерализма являются залогом успеха российской государственности.