Дипломные и курсовые по Коммерческому праву
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?
Основные понятия оптовой и розничной торговли закреплены в пунктах 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности), устанавливающего правовые основы государственного регулирования торговой сферы в РФ.
Оптовой торговлей признается коммерческая деятельность, при которой товары приобретаются и реализуются для дальнейшего использования в бизнесе (включая перепродажу) или для целей, не связанных с личным, семейным или домашним потреблением.
Розничная торговля, в свою очередь, определяется как торговая деятельность, включающая покупку и продажу товаров для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ведением предпринимательства.
Помимо этих двух видов, существует понятие оптово-розничной торговли, которое подразумевает сочетание признаков как оптовой, так и розничной деятельности (согласно пункту 4 раздела 2 ГОСТ Р 51303-2023 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст).
В разных отраслях права определение "розничной торговли" может иметь некоторые особенности. Например, в Налоговом кодексе РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров, в том числе за наличный расчет или с использованием банковских карт, на основании договоров розничной купли-продажи. К розничной торговле также относится реализация товаров и/или продукции общественного питания через торговые автоматы, произведенной в этих же автоматах (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Закона о торговой деятельности, хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют вид осуществляемой ими торговли (оптовая и/или розничная), за исключением случаев, установленных законом.
При соблюдении установленных законом условий, к розничной торговле как к отдельному виду деятельности может применяться специальный налоговый режим – патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).
Действие Закона РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" распространяется на розничную торговлю как на отдельный вид деятельности (п. 3 ст. 492 ГК РФ).
По договору розничной купли-продажи продавец, занимающийся розничной продажей товаров, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Оптовая торговля предполагает приобретение и продажу товаров для использования в предпринимательской деятельности, включая перепродажу, или в иных целях, не связанных с личным или семейным потреблением (п. 2 ст. 2 Закона о торговой деятельности).
Таким образом, ключевое различие между оптовой и розничной торговлей заключается в целевом назначении товара. Для определения вида торговли необходимо установить цель приобретения товара. Если цель связана с предпринимательством, это оптовая торговля, если с личным потреблением, не связанным с предпринимательством – розничная.
Различия также проявляются в формах осуществления торговли. Розничная торговля часто осуществляется через специализированные объекты, такие как магазины, павильоны и рынки. В последние годы активно развивается дистанционная торговля через интернет-магазины. Оптовая торговля, как правило, предполагает заказ конкретных товаров, которые отгружаются покупателю партиями со склада.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть продавец обязан продать товар любому обратившемуся лицу. В соответствии со ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату. При оптовой продаже оформляется договор поставки или иной гражданско-правовой договор с признаками договора поставки. Глава 30 ГК РФ определяет обязательные условия такого договора, включая стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форму расчетов, момент перехода права собственности на товар.
Учитывая положения главы 30 ГК РФ о периодах поставки товаров отдельными партиями (ст. 508 ГК РФ) и ассортименте товаров при восполнении недопоставки (ст. 512 ГК РФ), можно сделать вывод, что отличие оптовой торговли от розничной также заключается в количестве приобретаемого товара. Оптовая торговля подразумевает приобретение крупных партий товаров для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, в то время как розничная торговля предполагает продажу товаров покупателю поштучно.
Правовые основы регулирования оптовой и розничной торговли закреплены в главе 30 ГК РФ "Купля-продажа". В отношении розничной торговли применяются параграфы 1 "Общие положения о купле-продаже" и 2 "Розничная купля-продажа", а в отношении оптовой торговли – параграф 1 и параграф 3 "Поставка товаров".
Кроме того, регулирование оптовой торговли как отдельного вида деятельности осуществляется Законом о торговой деятельности.
Оптовая торговля отдельными видами товаров регулируется специальными нормами (например, Примерными правилами торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденными Приказом Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 01.12.1994).
Нормативное регулирование розничной торговли является более детализированным и осуществляется на основании: Закона о торговой деятельности; Закона о защите прав потребителей; Федерального закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Ряд нормативных актов устанавливает необходимость маркировки товаров средствами идентификации, например: Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 818 "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку, средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку"; от 31.05.2025 N 811 "Об утверждении Правил маркировки пищевой продукции для питания спортсменов средствами идентификации, особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении пищевой продукции для питания спортсменов, и о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации пищевой продукции для питания спортсменов"; от 31.05.2025 N 819 "Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации отдельных видов товаров для детей и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов товаров для детей"; от 31.05.2025 N 809 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации растворимых завариваемых напитков, упакованных в потребительскую упаковку, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2024 г. N 1682"; от 31.05.2025 N 820 "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке"; от 31.05.2025 N 808 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров личной гигиены, упакованных в потребительскую упаковку, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2024 г. N 1681"; от 30.11.2024 N 1683 "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей"; от 27.06.2024 N 867 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов пиротехнических изделий, отдельных видов средств пожаротушения, отдельных видов средств обеспечения пожарной безопасности, отдельных видов продукции для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации". Эксперимент, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 27.06.2024 N 867, проводится по 28.02.2026.
Законодательством установлена ответственность за нарушения, связанные с розничной торговлей. Например, статья 14.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках.
Помните, что "Правовое регулирование оптовой и розничной торговли" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.