ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: МАГИСТЕРСКИЕ, ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ
Консультационные услуги студентам
Навигация по сайту:
Контакты:

Свяжитесь с нами:

Telegram: Написать
e-mail: justicemaker@yandex.ru



Принципы правового государства: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Теории государства и права

Дипломные и курсовые по Теории государства и права

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

В современных юридических и политических теориях нет общепринятой трактовки происхождения концепции правового государства. Отсутствует единый взгляд на его определение и основополагающие принципы. В странах англосаксонской правовой традиции принято считать, что правовое государство возникло в XVII веке в Англии, в период формирования англосаксонской государственной модели, которая впоследствии была адаптирована в США и других странах, принадлежащих к этой правовой семье. Россия, как и Германия, нашла корни идеи правового государства в принципах римского права и структуре Римской империи.

Фактически, доктрина правового государства возникла из потребности в установлении баланса между государством, индивидуумом и обществом. Суть заключается в том, что политические и управленческие решения должны быть оформлены в правовую форму.

Анализируя конституционный опыт стран, объявивших себя правовыми, следует признать, что в современном мире правовое государство часто является скорее формальностью, политико-правовым идеалом. Среди основных подходов к определению понятия "правовое государство" выделяют естественно-правовой (характеризующийся наличием и действенностью закона, провозглашением и реальным обеспечением равенства, справедливости, гуманизма, уважения к чести и достоинству личности, признанием прав и свобод человека и гражданина и т. д.) и позитивистский (где государственная власть основана на приоритете публично-властных отношений и обязательном соблюдении принципа верховенства закона).

Принципы правового государства представляют собой наиболее общие правила осуществления государственной власти, направленные на создание справедливого социального порядка. Правовым считается государство, в котором соблюдаются следующие принципы: верховенство закона, соблюдение и защита прав и свобод человека, юридическое равенство субъектов публичных правоотношений, разделение властей и взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим каждый из этих принципов более детально, иллюстрируя их примерами из российского законодательства и правоприменительной практики.

Принцип верховенства закона.

Этот принцип закреплен в частях 2 статьи 4 и статье 15 Конституции РФ. Ничто не должно противоречить закону, включая политические и управленческие решения. Законы образуют строгую иерархию, где во главе стоит Основной закон государства, которому должны соответствовать все правовые акты и действия. Акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не подлежат исполнению, если они не были официально опубликованы. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов регулируется специальными законами и другими правовыми актами. Отдельно следует упомянуть общепризнанные принципы и нормы международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает их приоритет перед федеральным законом, при условии соответствия нормам Основного закона России. С этой нормой связаны и положения статьи 79 Конституции РФ, согласно которой Россия в рамках международных соглашений может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий, при условии соблюдения прав и свобод личности и основ конституционного строя. Однако, если решения межгосударственных органов в их интерпретации противоречат Конституции РФ, они не будут исполняться на территории России.

Закон должен соответствовать принципу правовой определенности, то есть быть четким, ясным и однозначным. От качества закона зависит соблюдение прав и свобод человека. Нарушение принципа правовой определенности приводит к неоднозначному толкованию нормы, пробелам в дальнейшем правовом регулировании и различным подходам в правоприменении. Конституционный Суд РФ признавал неконституционность норм в связи с нарушением рассматриваемого принципа из-за явных юридико-технических недостатков текста нормативного акта. Например, когда гипотеза нормы формально охватывает определенный вид отношений, но ее диспозиция не предназначена для их регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина"); или отсутствие в тексте нормативного акта надлежащих легальных дефиниций. В качестве примера последнего можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна". Рассмотрев положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", высший орган конституционного контроля установил их неконституционность "в той мере, в какой используемое в них понятие "участник средства массовой информации", не будучи конкретизировано действующим законодательством, создает неопределенность в установлении круга адресатов предусмотренного ею запрета" (п. 1.4.3 Информации Конституционного Суда РФ "Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)" (одобрена решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)).

Принцип соблюдения и гарантии прав и свобод человека.

Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).

Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина.

Принцип юридического равенства субъектов публичных правоотношений.

Все субъекты публичных правоотношений равны перед законом и судом, независимо от того, являются ли они носителями государственной власти. В сущности, в правовом государстве власть исходит от народа и осуществляется во имя народа. Никто не может использовать свое административное влияние для получения привилегированного положения.

Однако возможны исключения из этого правила, например, в случае изъятия имущества у правообладателя для государственных и муниципальных нужд. Такие ситуации возникали в период подготовки к Саммиту АТЭС 2012, к Олимпиаде Сочи-2014 и др. Например, в соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия изъятия земельных участков определяются соглашением между правообладателем и публичным субъектом. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Принцип разделения властей.

В современном мире нет государств с абсолютно идентичной организацией системы разделения властей. Этот принцип необходим для предотвращения возвышения одной ветви власти над другими, что важно для построения правового государства. У каждой ветви власти свои функции, но при этом общие цели — работа на благо народа в единстве и взаимодействии.

В России традиционно выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (статья 10 Конституции РФ). Примечательно, что в России Президент не относится ни к одной из них. Однако, исходя из содержания части 1 статьи 11 Конституции РФ, обладает властными полномочиями. Анализ глав 4 и 6 Основного Закона приводит к выводу, что Президент РФ является арбитром для всех ветвей власти и по набору полномочий президентская власть близка к исполнительной, так как именно Глава государства осуществляет общее руководство Правительством РФ и непосредственно руководит рядом федеральных органов исполнительной власти (пункт "б.1" статьи 83, часть 1 статьи 110 Конституции РФ). Отнесение принципа разделения властей к принципам правового государства связано и с тем, что ряд субъектов, обладающих властными полномочиями, в соответствии с законодательством РФ избирается непосредственно населением. Это Президент РФ, органы законодательной власти и мировые судьи. Последние согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" избираются непосредственно населением, если это установлено законодательством соответствующего субъекта РФ (в современном законодательстве субъектов РФ потенциал данной нормы не реализован полностью, мировые судьи всех субъектов РФ назначаются на должность региональными законодательными органами).

Принцип взаимной ответственности государства и личности.

В своей деятельности государство в лице органов государственной власти должно делать все для обеспечения прав и свобод человека. В свою очередь, человек обязан соблюдать законодательство и не нарушать права третьих лиц. Так как государство обладает монополией на принуждение, оно несет и повышенную ответственность. Возможность привлечения государства к ответственности за ненадлежащие действия (бездействие) его органов и должностных лиц предусмотрена статьей 53 Конституции РФ. Нарушенные государством права должны быть восстановлены.

Помните, что "Принципы правового государства" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Весь список примерных тем по Теории государства и права

"Горячие" документы:

ИА ГАРАНТ

2009-2025 © justicemaker.ru, все права защищены