Для эффективного применения уголовного законодательства важно определить не только временные рамки его действия, но и пространственные границы. Это подразумевает установление норм, регулирующих применение закона в отношении деяний, совершенных на определенной территории, конкретным кругом лиц, а также преступлений, на которые действие закона распространяется независимо от места их совершения.
Статьи 11-13 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) определяют действие уголовного закона в пространстве, закрепляя принципы территориальности, гражданства, реальный и универсальный принципы.
Принцип территориальности, отраженный в ч. 1 ст. 11 УК РФ, устанавливает, что все лица, совершившие преступления на территории России, несут уголовную ответственность по УК РФ.
Территория Российской Федерации определяется в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и включает сушу, воды, недра и воздушное пространство, определяемые государственной границей.
УК РФ распространяется на преступления, совершенные в территориальном море, воздушном пространстве, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 ст. 11 УК РФ).
Уголовная юрисдикция России распространяется на военные корабли и воздушные суда под флагом РФ, независимо от их местонахождения, а также на невоенные суда и воздушные суда за пределами иностранных государств. Часть 3 статьи 11 УК РФ предусматривает ответственность по УК РФ лица, совершившего преступление на судне, приписанном к российскому порту и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве за пределами России, если иное не предусмотрено международным договором.
Юрисдикция РФ в отношении преступлений, совершенных на гражданских судах в территориальных или внутренних водах иностранных государств, регулируется нормами международного права, в частности, Конвенцией по морскому праву 1982 г., ограничивающей уголовную юрисдикцию прибрежного государства на борту иностранного судна.
Аналогичное правило применяется к гражданским воздушным судам, находящимся в полете над территорией иностранного государства, где юрисдикция государства регистрации воздушного судна является основной, за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.