Государственные функции обычно реализуются в трех основополагающих правовых формах: законотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной.
Законотворческая деятельность включает подготовку, разработку и принятие законов и иных нормативных актов, с помощью которых регулируются определенные общественные отношения в различных сферах жизни. Так, развитие рыночных отношений в России потребовало принятия гражданского законодательства и множества законов, регулирующих предпринимательство, что необходимо для эффективного выполнения экономической функции.
Исполнительно-распорядительная деятельность означает практическое и непосредственное воздействие государства и его органов власти на социальные отношения на основе законов и нормативных актов. От этой деятельности зависит, будут ли законы реально выполняться или останутся только намерениями законодателей. Основная роль в исполнении правовых норм возлагается на исполнительные органы государственной власти, включая правительство страны и органы местного самоуправления.
Правоохранительная деятельность по предотвращению нарушений законов и нормативных актов всеми участвующими в регулируемых социальных отношениях субъектами (физическими, юридическими и должностными лицами) включает в себя меры по предотвращению правонарушений, разрешению споров и привлечению виновных к ответственности.
Государство также прибегает к неправовым формам реализации функций, которые включают значительную организационно-подготовительную работу. Эти формы не всегда связаны с юридически значимыми действиями и правовыми последствиями.
Методы осуществления функций государства разнообразны. В рамках охранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения.
Важно, чтобы государство ставило гуманистические цели на первое место, включая установление юридических гарантий социальной и правовой защиты личности от произвола и злоупотреблений, особенно со стороны должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционные положения о народном суверенитете и праве на участие в государственных делах, демократический характер нашего государства теряют смысл без эффективного контроля.
В зависимости от задач на разных этапах развития, государство может комбинировать методы убеждения, поощрения и принуждения.
Метод управления в государственно-управленческой деятельности – это способ практической реализации задач и функций исполнительной власти органами и их должностными лицами, в рамках их компетенции, определенной законом, и с соблюдением правовых и процессуальных норм.