Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, на имущество которых основатели обладают вещными правами, включают государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Те юридические лица, участники которых имеют корпоративные права, отнесены к корпоративным организациям (статья 65.1). Нормы статьи 65.1 Гражданского кодекса РФ, добавленные Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, поясняют разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные организации, как указано в пункте 3 статьи 48 ГК РФ. Введение этих норм связано с включением в гражданское законодательство отношений, связанных с участием в корпоративных организациях и их управлением, обозначенными в пункте 1 статьи 2 ГК РФ как часть гражданского права.
Восстановление такого деления юридических лиц в российском гражданском праве, широко используемого в международной практике, стало ключевым элементом Концепции развития гражданского законодательства в России и Концепции развития законодательства о юридических лицах, на которых основаны многие изменения главы 4 Гражданского кодекса РФ.
Первый пункт первой части статьи 65.1 ГК РФ дает определение корпорации, выделяя ее две основные особенности: участие учредителей и создание ими высшего органа организации. Второй пункт закрепляет исчерпывающий список видов корпораций. Кроме традиционных для любого правопорядка пяти видов корпораций, таких как хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, а также некоммерческие корпорации — общественные организации и ассоциации (союзы), перечислены пять новых видов корпораций, ранее неизвестных российскому праву и многим другим правовым системам: крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, реестровые казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости.
Второй пункт первой части статьи 65.1 ГК РФ определяет унитарные организации и перечисляет их виды, всего шесть категорий: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Государственные и муниципальные унитарные предприятия подчеркнуты как остатки прежней плановой экономики, отсутствующие в большинстве современных правопорядков, включая восточноевропейские. Первоначально планировался запрет на создание новых унитарных предприятий (кроме казенных), однако закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ такой запрет не содержит, что оставляет пространство для дальнейшего развития этой формы организации.
Обновленная глава 4 ГК РФ сохраняет учреждения в их традиционном виде, свойственном системам, основанным на государственном управлении, а не рыночной экономике. Подобное сохранение унитарных предприятий также указывает на присутствие нерыночных элементов в переходной экономике. Автономные некоммерческие организации (АНО) теперь рассматриваются как учреждения, а их учредители управляют ими, так как теперь они квалифицируются как унитарные организации-собственники. Ранее уникальность АНО ставилась под вопрос из-за их полной правовой схожести с фондами, но теперь эта проблема исправлена. Уточнение их статуса подчеркнуло их обоснованность как типа юридических лиц.
Кодекс больше не упоминает некоммерческие партнерства (НП), что, согласно пункту 2 статьи 48 ГК РФ, свидетельствует о прекращении их существования, чего и ранее не требовалось. По законам «О некоммерческих организациях», НП не отличалось от ассоциации (союза), за исключением возможности получит пропорциональную часть имущества при ликвидации НП или исключении члена.