С точки зрения его экономической сущности, внешнее управление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, осуществляемых через выявление и использование его внутренних резервов, а также привлечение внешних финансовых ресурсов.
Процедура внешнего управления применяется к должнику с целью возвращения его финансовой устойчивости. Восстановление платежеспособности будет считаться достигнутым при отсутствии у должника неисполненных денежных обязательств и обязательных платежей, просроченных более чем на три месяца. Основная задача этой процедуры — найти пути для погашения или реструктуризации тех обязательств, которые не были исполнены в течение более трех месяцев.
В отличие от наблюдения — процедуры, применяемой к должнику сразу после открытия дела о банкротстве, внешнее управление является опциональной процедурой, которая инициируется только в тех случаях, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника. Однако для определенных категорий должников внешнее управление не применяется. К ним относятся физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, кредитные организации, ликвидируемые и отсутствующие должники. Также внешнее управление не вводится, если должник самостоятельно объявил себя банкротом.
Арбитражный суд вводит внешнее управление на основании решения собрания кредиторов. Это решение принимается на первом собрании кредиторов большинством голосов от общего количества всех конкурсных кредиторов, органов налоговой службы и государственных внебюджетных фондов. В решении обязательно указывается срок внешнего управления, кандидатура на позицию внешнего управляющего и информация о нем.
Этот этап арбитражного управления начинается с момента, когда суд принимает решение о введении внешнего управления на предприятии и назначении внешнего управляющего. Он завершается принятием судом решения о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, об утверждении отчета внешнего управляющего с завершением дела о банкротстве, либо об утверждении мирового соглашения. Главная цель данного этапа — финансовое оздоровление должника, восстанавливающее его платежеспособность, за счет изменения руководства предприятия и реализации плана внешнего управления, предложенного внешним управляющим.
Срок внешнего управления не должен превышать восемнадцати месяцев, с возможностью продления еще на шесть месяцев. Если до свежего назначения внешнего управления проводилась процедура финансового оздоровления, то общий срок этих мер не может превышать два года. По запросу собрания кредиторов или внешнего управляющего срок внешнего управления может быть уменьшен.
Для реализации внешнего управления арбитражный суд назначает внешнего управляющего, в ходе процедуры принимаются меры по ограничению полномочий органов управления должника и кредиторов.