Правовое регулирование процесса поставки товаров для государственных или муниципальных нужд направлено на установление порядка удовлетворения материальных потребностей органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц, создаваемых публичными образованиями.
Первым аспектом, раскрывающим юридическую специфику этих правоотношений, является обоснование поставки для нужд государства или муниципалитетов. Именно с описания этих обоснований начинается изложение соответствующих нормативных положений в § 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ, касающихся поставок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется посредством государственного или муниципального контракта и заключаемых на его основе договоров поставки. Таким образом, основой служат именно такие контракты.
Правовое регулирование упомянутых отношений включает множество источников. Прежде всего, нормы § 4 главы 30 действуют как специальные относительно положений § 1 главы 30, касающихся купли-продажи (пункт 5 статьи 454 ГК РФ).
Также к данному типу отношений применяются правила по договору поставки, описанные в статьях 506-522 ГК РФ, за исключением случаев, когда ГК РФ предусматривает иное (пункт 2 статьи 525).
Кроме того, в части, не урегулированной § 4 главы 30, действуют другие законы, среди которых можно отметить федеральные законы 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поставка для государственных нужд, в сущности, представляет собой вид правоотношений поставки, но обладает уникальными чертами. В чем же состояла бы разница?
Во-первых, цели такой поставки являются "публичными" и включают удовлетворение потребностей, финансируемых государственными и муниципальными бюджетами, за счет которых обеспечиваются функции государства и решаются задачи местного самоуправления.
Во-вторых, отличия касаются оснований поставки. Для обычной поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ) достаточно договора, тогда как поставка для государственных нужд предполагает выполнение определенных действий в составе сложного юридического процесса.
Ключевой элемент в этой системе — государственный или муниципальный контракт, по которому поставщик предоставляет товары государственному заказчику, который в свою очередь обязуется произвести оплату (статья 526 ГК РФ).
Формирование такого контракта основано на заявке, размещаемой в порядке, установленном законодательством о размещении госзаказов (пункт 1 статья 527 ГК РФ).
Этот порядок гораздо подробнее регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и другими нормативными актами.