Юриспруденция
дипломные, курсовые, контрольные на заказ
Навигация по сайту:
Контакты:

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru



Конкуренция и монополия в рыночной экономике: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Предпринимательскому праву

Дипломные и курсовые по Предпринимательскому праву

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

В широком смысле конкуренция - это соревнование между различными лицами в достижении одной и той же цели. В предпринимательской деятельности конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В Гражданском кодексе РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется рядом признаков. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в-третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами. Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один". Монополией принято называть прежде всего исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.

В американской практике выделяют такие разновидности, как чистые монополии, контролирующие весь рынок; ведущие фирмы, контролирующие более половины рынка; сильные олигополии, т.е. несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара. С экономических позиций можно выделить несколько типов монополии. Когда предприятие впервые предложит потребителям совершенно новую продукцию, оно станет временной монополией. Некоторые виды деятельности традиционно осуществляются только государством в лице его органов и предприятий. Например, в России существует государственная монополия на эмиссию наличных денег, экспорт необработанных алмазов. Особое состояние товарного рынка, когда именно в силу отсутствия конкуренции потребители могут приобретать услуги по более низким ценам, называют естественной монополией.

Нужно отметить и существование фактических монополий - деятельности, которая в силу особого законодательного регулирования не считается нарушением норм конкурентного права. Характерным проявлением фактической монополии является деятельность адвокатов (защитников), выступающих по уголовным делам по назначению органов следствия или суда. Лицо, которое в состоянии оказать подозреваемому или обвиняемому квалифицированную юридическую помощь, не допускается в этот сегмент рынка юридических услуг, если оно не имеет статуса адвоката.

Участники конкурентных отношений в антимонопольном законодательстве не подчиняются традиционной гражданско-правовой классификации на граждан и юридических лиц.

Хозяйствующие субъекты (а именно такая терминология присуща антимонопольному законодательству) определяются в первую очередь с позиции ведения ими согласованной экономической политики. Поэтому единым хозяйствующим субъектом могут быть признаны несколько организаций, которые владеют акциями в уставном капитале друг друга, или несколько совершенно независимых компаний, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и действуют в едином экономическом интересе, монопольно завышая цены на свои товары. Иными словами, хозяйствующим субъектом могут признаваться объединения организаций, которые не обладают гражданско-правовой правосубъектностью.

Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции РФ. Основной Закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. ст. 34, 55, 74 Конституции РФ). Конкурентные отношения регулируются в настоящее время Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Специфика естественной монополии в том, что государство изначально легализует отсутствие конкуренции на таком рынке, поэтому в данном случае требуется специальное законодательство - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Помните, что "Конкуренция и монополия в рыночной экономике" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Весь список примерных тем по Предпринимательскому праву

"Горячие" документы:

ИА ГАРАНТ

2009-2020 © justicemaker.ru, все права защищены