Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
О.А. СНЕЖКО
Информация (от лат. informatio - "разъяснение, представление, понятие о чем-либо", от лат. informare - "придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать") определяется законодателем как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления <1>. Эпоха развития информационных технологий, расширение использования цифровых сервисов и баз данных актуализирует особую значимость информации. Информационный бум, обусловленный многообразием источников информации, использованием виртуальной информационной среды, оказывает воздействие на различные сферы человеческой деятельности, а недостоверная информация может представлять угрозу для человека, общества и государства. Как верно отметил С.А. Авакьян, "придуманы сотни способов преподнесения нам информации под видом как достоверной, так и недостоверной, которая делает личность беззащитной от Сети" <2>. В масштабах страны ложная информация, распространяемая в том числе с использованием сетевых ресурсов, может рассматриваться как угроза информационной безопасности государства, влиять на принятие стратегических решений и наносить вред правам и свободам граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Суд), информационная безопасность государства - это неотъемлемая часть безопасности государства <3>. Кроме того, Суд отметил необходимость обеспечения - с учетом современного уровня развития средств и способов обращения такого специфического нематериального объекта, как информация, - баланса прав и законных интересов, а также определенности правового положения участников правоотношений, объектом которых она выступает <4>.
--------------------------------
<1> Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
<2> Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 7. С. 26.
<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П // Российская газета. 2019. 30 января.
<4> Постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П // Российская газета. 2017. 16 ноября.
Не случайно Президент Российской Федерации часто обращал внимание на использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет для продвижения "совершенно неприемлемого контента" <5>. Глава Российского государства справедливо отметил, что социальные сети - это бизнес, который нацелен на извлечение прибыли любой ценой <6>. Поэтому зачастую распространителей недостоверной информации мало заботит, что подобные сведения могут нанести ущерб кому-либо.
--------------------------------
<5> Российская газета. 2021. 3 марта.
<6> Российское агентство международной информации "РИА Новости". URL: https://ria-ru.turbopages.org/ria.ru/s/20210202/sotsseti (дата обращения: 02.02.2021).
В современном мире борьбу с недостоверной информацией можно назвать "войной" за человеческий разум. Полагаем, что сегодня тот, кто сумеет завладеть этим разумом посредством информации, во многом сможет получить преимущество в конкурентной борьбе. Легендарный афоризм Натана Ротшильда "Кто владеет информацией - тот владеет миром" по-прежнему актуален как никогда.
Формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, регулирования. Как верно отметил Н.С. Бондарь, информационно-цифровое пространство обусловливает становление новых конституционно значимых граней, способов осуществления власти и свободы, что, соответственно, порождает и новые конституционные основы формирования и функционирования власти, ее взаимоотношений с человеком и гражданином, обществом в целом <7>.
--------------------------------
<7> Бондарь Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. N 11. С. 40.
Понятие и сущность достоверной информации
Человеческая цивилизация сталкивается с новыми вызовами, обусловленными информационно-телекоммуникационными преобразованиями. Расширение информационного пространства за счет использования современных цифровых технологий, увеличение скорости и масштабов передачи данных, а также доступность различных способов их распространения обусловливают значимость достоверной информации как для отдельной личности, так и для государства. Такая необходимость обусловлена тем, что сегодня информация проникает во все сферы частной и публичной жизни посредством современных информационно-телекоммуникационных технологий, оказывает воздействие на убеждения и мировоззрение людей, а также проводимый политический курс государства. В эпоху жесткой технологической конкуренции, информационного противоборства государств свойство достоверности информации позволяет разграничить информационные потоки между собой, выявить информационные риски для получателей информации и принять меры по защите информационно-цифрового пространства.
Термин "достоверный" толкуется как соответствующий действительности, точный, подлинный. Сама конструкция термина предполагает приближенность к истине, правильному, точному истолкованию чего-либо. Так, в словаре В. Даля слова "верный" и "верно", которые выявляют сущность категории "достоверность", определяются как "неложный, правдивый, точный, истинный, подлинный, достоверный", а верным можно считать то, что "достоверно, истинно, правдиво, точно, несомненно, неложно" <8>.
--------------------------------
<8> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2002. Т. 1. С. 332.
В других лингвистических источниках достоверность рассматривается как форма существования истины, обоснованной каким-либо способом; характеристика знания как обоснованного, доказательного, бесспорного; убеждение, основанное на знании, исключающее всякое сомнение <9>.
--------------------------------
<9> Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М., 1950. Т. 4. С. 423; Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 279; Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Н.М. Прохоров. М., 2000. С. 373.
Достоверность информации связывается прежде всего с событиями (явлениями), имевшими место в действительности, т.е. фактами, а также их сопоставлением друг с другом путем анализа разных источников информации. Фактом можно считать сведения, которые не вызывают сомнения в их верности, уже проверенные на достоверность. Информация, которая не проверена или которую невозможно проверить, фактом не является. Например, к фактам относят даты, числа, имена, события и т.д., т.е. все то, что можно потрогать, измерить, подтвердить. Однако большинство фактов не представляется возможным проверить самостоятельно. Поэтому полученные данные во многом основываются на доверии к источникам информации.
Достоверность - это неотъемлемый элемент качества информации, отражающий ее точность, непротиворечивость и объективность. Отсутствие достоверности приводит к искажению информации. Вместе с другими качественными показателями информации (содержательность, доступность, адекватность, достаточность, актуальность и др.) достоверность позволяет правильно воспринимать информацию и своевременно реагировать на нее.
По сути, достоверной информацией следует считать только неискаженные сведения, поскольку на качество информации влияют не только ее подлинность и объективность, но и способы и приемы представления каких-либо сведений, например в случаях предоставления выборочной информации, которая по своей сути является достоверной, но не отражает реальную объективную картину действительности. Такой прием иногда используется для представления "успехов на местах" высшему руководству страны при их малозначительности, что в итоге не позволяет объективно оценить реальную ситуацию, в том числе может повлечь за собой принятие каких-либо ошибочных решений, имеющих негативные социально-экономические последствия.
Таким образом, можно предположить, что достоверная информация представляет собой набор объективных, точных и правдивых сведений, относящихся к какому-либо факту, имевшему место в действительности, исключающих сомнения в их истинности.
Право на достоверную информацию
Одним из ключевых вопросов, который имеет особую значимость для оценки регулирующего воздействия правовых норм в информационно-цифровом пространстве, является вопрос о правовом закреплении качественных характеристик информации в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и законодательстве, а также возможности их обеспечения правовыми средствами.
Провозглашенное частью четвертой ст. 29 Конституции РФ право свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации не содержит требований, которым должны соответствовать такие сведения. Исключение составляют конституционные положения, устанавливающие право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Закрепление указанного конституционного императива связано с тем, что жизнь каждого напрямую зависит от состояния окружающей среды, поэтому предоставление своевременной и достоверной экологической информации можно рассматривать как часть механизма обеспечения безопасности личности <10>.
--------------------------------
<10> См.: Снежко О.А. Безопасность личности в эпоху цифровизации общегородской среды // Градостроительное право. 2020. N 4. С. 40 - 44.
Вместе с тем следует отметить, что право на информацию должно отвечать критерию достоверности. В противном случае имманентно связанные с ним конституционные положения могут оказаться декларативными. Например, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Однако, если информация об условиях труда будет недостоверной, само право на безопасный труд нивелируется. Кроме того, обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ставится в зависимость от достоверности установленного федеральным законом размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Особую значимость приобретает достоверность информации в периоды проведения выборов различного уровня. С одной стороны, участники избирательных кампаний не должны допускать пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ), а с другой - информация об избираемых лицах должна быть достоверной и полной, отражать реальные факты, имевшие место в действительности. При этом проверка достоверности сведений не должна быть формальной, поскольку наделение гражданами властными полномочиями определенных лиц предполагает должный уровень доверия и поддержки избирателей, основанный на объективной информации, полученной из различных источников.
Конституционные установления конкретизируются и содержательно раскрываются в российском законодательстве. Термин "достоверная информация" используется законодателем в различных значениях. Зачастую названный термин употребляется применительно к правомочию пользователя. Так, например, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <11> граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. В ст. 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закрепляется право граждан, общественных объединений и организаций получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права <12>.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
<12> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
Кроме того, в законодательстве термин "достоверная информация" составляет основу: одного из принципов правового регулирования соответствующих отношений <13>; обязанности уполномоченных органов предоставлять сведения об определенных фактах <14>; механизма формирования информационного пространства <15>; обязательного требования для осуществления деятельности в установленной сфере <16>.
--------------------------------
<13> Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<14> Статья 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
<15> Пункт 24 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
<16> Например, ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" обязывает уполномоченных лиц предоставлять достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776. Частью 3 ст. 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что информация, размещенная на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должна быть полной, актуальной и достоверной // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил значимость доступности информации, интерпретируя конституционно-правовые нормы применительно к различным видам отношений. В частности, Суд указывал, что "каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. С данным правом граждан корреспондирует обязанность медицинской организации предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях" <17>. Также Суд обращал внимание и на то, что доступность информации о деятельности муниципальных служащих является одним из основных принципов муниципальной службы как элемента организационного механизма реализации местного самоуправления <18>. В части обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Суд констатировал необходимость соблюдения требования достоверности предоставляемой информации, отмечая, что не допускается направление недостоверных сведений, "даже если запрашиваемая информация передается не в форме электронного документа, а в виде сообщения с использованием адреса электронной почты, подтверждающего, что ответ предоставляется тем органом, в который обратился пользователь информации" <19>.
--------------------------------
<17> Постановление Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. N 1-П // СЗ РФ. 2020. N 3. Ст. 275.
<18> Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 1818-О // Официально не опубликовано. СПС "КонсультантПлюс".
<19> Определение Конституционного Суда РФ от 29 октября 2020 г. N 2411-О // Официально не опубликовано. СПС "КонсультантПлюс".
Полагаем, что требование достоверности информации служит интересам как граждан, так и государства. Можно согласиться с выводом о том, что право граждан на достоверную информацию реализуется в системе отношений, где управомоченным субъектом выступает гражданин (группа или объединение граждан), а обязанным - компетентный субъект <20>.
--------------------------------
<20> Симонова С.В. Обеспечение достоверности информации в сети Интернет: современные правовые основы и юридическая практика // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 175.
Вместе с тем возможна и обратная ситуация, когда управомоченным субъектом на получение достоверной информации выступает компетентный орган, а обязанным - гражданин. Например, в отношениях, связанных с прохождением государственной службы <21> (при собственноручном заверении личных анкет, представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или информации о пребывании за границей). При этом уполномоченный субъект наделяется правом проведения проверки достоверности представленных гражданином сведений, а последний может быть привлечен к ответственности за их недостоверность.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
На основании изложенного полагаем, что в конституционно-правовом поле применительно к отношениям личности и государства можно выделить право каждого на достоверную информацию. Для его реализации необходимо не только надлежащее правовое оформление такого права, но и наличие соответствующего механизма его обеспечения.
Обеспечение достоверности информации: проблемы и решения
Признавая и осознавая значение и роль информации в современном мире, большинство государств предпринимают попытки исключить или минимизировать возможности распространения недостоверной или ложной информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такие действия порождают вопросы о потенциальном конфликте между свободой выражения мнения и правом на доступ к информации, с одной стороны, и обеспечением безопасности государства, общественного порядка и прав третьих лиц - с другой.
Балансируя между частными и публичными интересами в информационно-цифровом пространстве, российское законодательство периодически дополняется правовыми нормами, которые призваны обеспечить надлежащую защиту конституционных ценностей от информационных рисков. Например, уточнение существующих обеспечительных мер в сфере информационно-цифрового пространства направлено в том числе на предотвращение распространения недостоверной (ложной, "фейковой" <22>, фальсифицированной) информации, а также на повышение ответственности операторов связи за неисполнение обязанностей по обеспечению безопасного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <23>. Думается, что в основе любого принудительного механизма обеспечения информационной достоверности должен быть баланс личных, общественных и государственных интересов.
--------------------------------
<22> По сути, под термином "фейк" следует понимать любую дезинформирующую информацию, которая вводит в заблуждение ее получателя.
<23> См., например: Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2021. 26 февраля.
В частности, законодательством установлена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования важных объектов. По логике законодателя, юридическая ответственность должна способствовать предупреждению указанных деяний. Поэтому увеличение размеров штрафов предусмотрено за распространение "фейковых" новостей как в СМИ, так и в Интернете. При этом размер штрафов ставится в зависимость от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации. Опасность дезинформации заключается в том, что она способна влиять на общественные убеждения, может использоваться как действенный механизм подрыва народного доверия к государственным институтам в целом, искажать ценности российской государственности, "сеять" межнациональную вражду и т.п.
В этой связи верно подмечено, что требуется дальнейшая настройка обеспечительного механизма на пути "фейковых" сообщений с учетом поиска критерия соразмерности между правом и обязанностью человека в информационном поле <24>. Также отметим предложение о возможности использования конституционно-правовой ответственности вплоть до закрытия СМИ за афиширование заведомо ложной информации, для того чтобы каждый знал, что "клевета не может стать безнаказанным средством публичного поведения" <25>.
--------------------------------
<24> Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 30 - 31.
<25> Авакьян С.А. Основные тенденции современного развития конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 5.
Информация, которая не является достоверной, содержит лживые сведения, распространение которых происходит намеренно с целью введения в заблуждение и для получения максимальной политической или финансовой выгоды, рассматривается как недостоверная ("фейковая") информация. В цифровом мире, когда каждый пользователь имеет техническую возможность стать производителем неконтролируемого контента, избежать "фейковых" новостей практически невозможно. Проблема обостряется еще и тем, что с развитием технологий искусственного интеллекта появляется возможность синтеза нужных изображений и их замена на желаемые образы. Поэтому рядовому пользователю становится гораздо сложнее выявить недостоверную информацию. Так, например, представляет опасность для граждан недостоверная информация, распространяемая с использованием сетевых ресурсов, о проведении различного рода розыгрышей призов, получении компенсационных выплат, проведении специальных акций и т.д. При этом зачастую такая информация умело маскируется под исходящую от официального уполномоченного органа или юридического лица. В этой связи можно только приветствовать соответствующие технические разработки крупных компаний "Яндекс", "Сбер", "МТС" и др., которые в автоматическом режиме распознают ложную информацию и позволяют ее блокировать.
По информации ассоциации "Лига безопасного интернета", созданной для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети, с марта 2020 г. волонтерами было выявлено свыше 33 тыс. недостоверных сообщений. По данным проведенного этой организацией опроса в декабре 2020 г., более 82% граждан сталкивались с недостоверными публикациями. При этом 71% заявили о том, что поверили полученной недостоверной информации в соцсетях и на видеохостингах, 88% - не стали сомневаться в информации, которую им переслали близкие и знакомые в мессенджерах <26>.
--------------------------------
<26> См.: сайт ассоциации "Лига безопасного интернета". URL: www.ligainternet.ru/news (дата обращения: 05.03.2021).
В зарубежных СМИ также отмечается, что дезинформация становится все более действенной и изощренной. Например, австрийская ежедневная газета Wiener Zeitung сообщила, что в ходе опроса, проведенного недавно среди 500 пользователей социальных сетей из Германии, Австрии и Швейцарии, около 60% респондентов заявили, что хотя бы раз уже "повелись" на "фейковые" сообщения. Такой опрос показывает, что если ложная информация воспринимается как достоверная более чем половиной аудитории, то это уже перестает быть незначительной проблемой, поскольку не хочется исходить из того, что человечество становится все глупее. Разумно предположить, что создатели "фейковых" новостей становятся изощреннее и все более искусно скрывают ложный характер предлагаемого контента <27>.
--------------------------------
<27> Wiener Zeitung/ 27/10/2020. URL: https://www.wienerzeitung.at (дата обращения: 09.03.2021).
Например, с начала 2020 г. в Роскомнадзор поступили требования Генпрокуратуры России в отношении "фейковой" информации, распространяемой более чем на 1 670 сайтах. К более 570 из них доступ был ограничен, около 1 100 интернет-ресурсов удалили подобную информацию по требованию Роскомнадзора. Из иностранных платформ большая часть "фейковых" новостей распространялась видеосервисом YouTube <28>.
--------------------------------
<28> См.: сайт информационного телеграфного агентства России "ИТАР-ТАСС". URL: https://tass.ru/obschestvo/10319097 (дата обращения: 02.03.2021).
В этой связи особую значимость приобретают мероприятия, направленные на предотвращение распространения и выявление недостоверной информации. Как ранее отмечалось, вносимые изменения в законодательство направлены на повышение ответственности всех субъектов, которые работают с информацией, персональными данными, информационными системами.
Кроме того, в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, отмечается необходимость повышения цифровой грамотности для того, чтобы граждане могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети Интернет нужную информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз <29>. Полагаем целесообразным включение программ повышения цифровой грамотности в общеобразовательные программы, поскольку по итогам проведенного исследования только 27% россиян - каждый четвертый - обладают высоким уровнем цифровой грамотности <30>. Сегодня навыки обеспечения цифровой безопасности, в том числе умение оценивать риски при передаче информации, знание мер и способов защиты данных, а также быстрое реагирование на онлайн-мошенничество, помогут каждому лучше ориентироваться в информационно-цифровом пространстве.
--------------------------------
<29> СЗ РФ. 2017. N 37. Ст. 5543.
<30> Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 10.03.2021).
Об актуальности усиления мер правовой защиты данных свидетельствуют также результаты проверок, которые проводит Роскомнадзор, являющийся уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. Так, например, в 2019 г. было проведено 989 плановых и 30 внеплановых проверок. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выдано 799 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства в информационной среде <31>.
--------------------------------
<31> Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) за 2019 год. URL: https://rkn.gov.ru/plan-and-reporrts/ (дата обращения: 23.12.2020).
Вместе с тем отмечаем, что предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с распространением недостоверной информации, не следует воспринимать как ограничение свободы или введение цензуры. Представляется, что действия, преследующие цель защитить граждан своей страны, создать эффективный барьер распространению "фейков" и обеспечить цифровую безопасность государства, заслуживают всяческого одобрения.
Литература
1. Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 7. С. 23 - 28.
2. Авакьян С.А. Основные тенденции современного развития конституционного права / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 3 - 7.
3. Большой толковый словарь русского языка: А - Я / составитель, главный редактор С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1534 с.
4. Бондарь Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. 2019. N 11. С. 25 - 42.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 1. А - З / В.И. Даль. Москва: Олма-Пресс, 2002. 636 с.
6. Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение / В.В. Невинский // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 26 - 32.
7. Симонова С.В. Обеспечение достоверности информации в сети Интернет: современные правовые основы и юридическая практика / С.В. Симонова // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 11. С. 172 - 179.
8. Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Т. 4. Ж - З / главный редактор В.И. Чернышев. Москва; Ленинград: Изд. и 1-я тип. изд-ва Академии наук СССР в Ленинграде, 1950. 683 с.
9. Снежко О.А. Безопасность личности в эпоху цифровизации общегородской среды / О.А. Снежко // Градостроительное право. 2020. N 4. С. 40 - 44.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных