Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
А.В. АЛТУХОВ, И.В. ЕРШОВА, С.Ю. КАШКИН
Государственная политика, успешно реализуемая в последние годы, создала условия для значительного технического прогресса и цифровизации различных, в первую очередь наиболее важных для нашей страны, отраслей экономики. Программы по внедрению цифровых платформенных решений показали свою эффективность и позволили определить, что в России настало время для инновационной экономики.
Инновационная экономика сегодня - это не только внедрение инновационных экономических моделей, но и цифровизация различных отраслей, использование искусственного интеллекта с учетом государственных инициатив по социально-экономическому развитию страны.
Наиболее важным для создания законодательной основы инновационного прогресса является тот факт, что при реализации планов по указанным направлениям сегодня применяются платформенные решения. Это понятие включает в себя группы технологий, используемых в качестве основы, обеспечивающей создание конкретизированной и специализированной системы цифрового и технологического взаимодействия с целью достижения высокотехнологичного продуктивного результата.
Сегодня уже сформировалась потребность в современном правовом регулировании, учитывающем особенности применяемых цифровых технологий и искусственного интеллекта. Ярким примером здесь является использование платформ в сфере экономики и предпринимательства.
Платформа как группа технологий, которые используются в качестве основы, обеспечивающей создание конкретизированной и специализированной системы цифрового взаимодействия, является ядром инновационного развития и, соответственно, требует к себе особого внимания с точки зрения правового обеспечения функционирования. Основой платформенных решений, наряду с технологией, выступают персонифицированные правовые платформы. Такой подход указывает на необходимость разработки и внедрения платформенного права в систему российского права <1>.
--------------------------------
<1> Кашкин С.Ю., Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 4 (68). С. 26 - 40.
Реализация национальных инициатив по цифровизации различных отраслей позволяет сделать работу государственных структур более ориентированной на современной уклад жизни общества. Вместе с тем огромное количество отраслевых нормативных актов подвергаются редакциям и не всегда одинаково реализуются на практике. Это приводит к появлению нагромождений и разночтений в законодательстве и его применении.
Современные потребности общества в сочетании с созданной на сегодняшний день необходимостью удаленного взаимодействия существенно повысили значимость цифровых решений в реализации масштабных экономических и социальных задач, стоящих перед государственными органами и бизнесом.
Платформы, очевидно, являются физическим воплощением сетевого взаимодействия. Цифровые платформы <2> создают оборудование и программное обеспечение, необходимые для перевода традиционного производства на интернет-рельсы, что позволит снизить производственные издержки и превратить товары в услуги, такой подход неуклонно трансформирует и производственные процессы и отношения, вытекающие из подобных производств. Следующим элементом трансформации, соответственно, выступает сам характер получения прибыли и общественные отношения, а соответственно, и их правовое регулирование. Платформенное право является важным элементом упорядочивания новшеств и позволит, по нашему мнению, расширить технологические ресурсы каждой платформы.
--------------------------------
<2> Моазед А., Джонсон Н. Платформа, практическое применение бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 с.
Вместе с высокой эффективностью платформ в экономике стала очевидна и острая потребность в более точном индивидуальном (персонифицированном) законодательстве и учете, как уже описывалось ранее <3>. Решение вопросов в сферах защиты информации, информационной безопасности, платформенного и межплатформенного взаимодействия сегодня нуждается в дополнениях, гармонизации и унификации.
--------------------------------
<3> Дидикин А.Б., Юдкин А.В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий. М.: Фонд "СЭЦ "Модернизация", 2015. 40 с.
В этой связи крайне важно создать особую комплексную систему взаимодействия экономических процессов, законодательного регулирования инновационной деятельности и научно-технического развития в рамках внедрения новейших технологий в различные сферы взаимодействия общества и государства, что и является главной задачей платформенного права.
Платформенное право как новое направление развития права, регулирующее общественные отношения в сфере функционирования платформ, а также комплексного и системного межплатформенного взаимодействия, способно существенно расширить возможности современных технологий, гармонично связать их с экономикой и дать им адекватное правовое оформление. Это становится все более необходимым в современной инновационной практике.
Для развития науки, техники и экономики своеобразная и своевременная эволюция права и его гибкое приспособление к меняющимся условиям общественной жизни становится важнейшим фактором. Так, без создания и разработки качественно нового законодательства для регулирования резко обновляющихся общественных отношений невозможно построить эффективно функционирующую национальную инновационную систему, направленную на полное раскрытие научного потенциала страны <4>.
--------------------------------
<4> Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 74 - 81.
Среди причин актуальности поставленной задачи можно назвать активное формирование и продвижение новых экономических моделей развития. Речь в первую очередь идет о технопарках, технополисах и научно-технологических центрах.
Интерес к названным образованиям обусловлен тем, что все они представляют собой особую экосистему, целью функционирования которой является исследование, создание и внедрение новейших высоконаучных разработок, а также обеспечение условий для окупаемости затрат на их разработку. Особый режим налогообложения, государственные субсидии и иные привилегии государственного уровня, распространяющиеся на эту группу структур <5>, позволили России добиться высочайших результатов в развитии науки <6>.
--------------------------------
<5> Янковский Р.М. Правовое регулирование государственной поддержки инноваций в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 21 - 29.
<6> Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. N 12 (180).
В основе любой экосистемы (научно-технической, в частности) лежит платформа или совокупность платформ, откуда следует вывод, что недостаточное правовое регулирование научных экосистем связано с отсутствием соответствующих платформенных решений, а также системно и комплексно функционирующего платформенного права.
Развитие научного сектора без параллельной и, что более важно, предварительной перспективной разработки соответствующего предметного законодательства тормозит сам процесс использования инноваций. Ведь отсутствие необходимых правовых актов, регламентов, стандартов, механизмов и инструментов правового регулирования в сфере обращения с новейшими разработками, техническими и сложными технологическими инновациями существенно ограничивает их функциональные возможности.
Как показывает практика, масштабная цифровизация структур управленческой системы страны, российского образования <7>, использование достижений искусственного интеллекта, платформенных моделей и т.д. способны существенно повысить эффективность деятельности и взаимодействия государственных систем и бизнеса, сделать работу во всех областях общественной жизни более прозрачной, а значит, более легитимной в глазах граждан. Эта сторона эффективности формирующегося платформенного права приобретает сегодня особое социальное значение.
--------------------------------
<7> Ершова И.В. Цифровизация образования: pro & contra // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 61 - 68.
Было бы ошибкой утверждать, что в данной области не ведется законотворческая деятельность, и прежде всего это отражается в направленности государственной политики <8>. Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <9>, включает в себя необходимые положения для внедрения инноваций в социально-экономической сфере, рассчитанных на длительную перспективу.
--------------------------------
<8> Лебедева Д.В. Состояние инновационной деятельности Российской Федерации: основные препятствия развития // Вестник РГГУ. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. N 4. С. 92 - 104.
<9> СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Акцент обоснованно сделан на цифровизации большинства экономических процессов: на это сегодня направлена национальная политика. Обратим внимание на то, что "Цифровая трансформация" определена в качестве национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. <10>, а одним из ее целевых показателей выступает достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления.
--------------------------------
<10> Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020.
Развитие науки и техники в сочетании с трансформацией потребностей общества формирует необходимость модернизации экономики. Соответственно, возникают задачи обеспечения современного правового регулирования экономических нововведений, количество и масштабы которых неуклонно растут.
При этом в Концепции, регламентирующей инновационные внедрения, содержится избирательный подход к субъектам экономической деятельности: выбраны определенные ключевые направления развития экономики. Именно эта стратегия и создала условия для масштабного государственного содействия в создании и продвижении технополисов, наукоградов и технопарков как наиболее удачных экономических моделей научного инновационного роста <11>.
--------------------------------
<11> Едкова Т.А., Калмыкова А.В., Крысенкова Н.Б. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2014. 245 с.
Наиболее распространены такие организационные формы инновационной деятельности, как бизнес-инкубатор, технопарк, технополис, стратегический альянс. Безусловно, многокомпонентность и потребность в прочной связи и взаимодействии между компонентами объединения указывают на необходимость внедрения платформенных технологий и технологий искусственного интеллекта в основу функционирования любой из перечисленных экосистем. Весьма действенной формой поддержки становления и развития новой бизнес-модели со стороны государства является и бизнес-инкубатор.
Принципы работы в технопарках и технополисах на настоящий момент в полной мере законодательно не закреплены, что приводит к хаотичности самого процесса работы и тормозит их эффективное научное развитие. Формирование подобных ядер науки напрямую способствует повсеместному ее прогрессу на территории России, независимо от удаленности субъектов от центра. Это способствует созданию единого и все более однородного экономического пространства в нашем государстве, а следовательно, и одновременно единого социального и правового пространства, что совершенно необходимо для эффективного развития страны на современном этапе.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. предусматривает курс на цифровизацию и косвенно указывает на необходимость наличия дополнительного правового регулирования. В нашем понимании платформенное право сможет конструктивно систематизировать инновационные изменения различных нормативных правовых актов и снизить риск возникновения коллизий правоприменения в рамках развивающихся различных платформенных моделей, а также улучшить взаимодействие между ними.
Право, подключая присущие ему регулятивные механизмы, создает нормативно очерченную модель научного прогресса. Оно даже может и должно его предсказывать и к нему подталкивать за счет соответствующих стимулов, а также предохранять от возможных ошибок с использованием запретов и санкций. В первую очередь, конечно, речь идет о законодательстве. Свою роль здесь играют юридическая наука, судебная практика, правоприменение, современная управленческая инфраструктура. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что даже самая прорывная инновация не может быть использована без четкого и слаженного взаимодействия экономики, науки, технологий и права <12>. А ведь именно это и заложено в платформенном праве.
--------------------------------
<12> Лебедева Д.В. Состояние инновационной деятельности Российской Федерации: основные препятствия развития // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. N 4. С. 92 - 104.
Особое место в этой сфере в отношении реальных секторов экономики занимает Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Она определяет пути и стратегии развития инновационных экономических процессов в нашей стране и является одним из самых мощных катализаторов совершенствования, развития платформ и искусственного интеллекта, так как именно реализация указанной инициативы показала на практике высочайшую полезность и эффективность платформ. Наряду с программой можно выделить также ряд источников правового регулирования, которые содействуют научному прогрессу в нашей стране:
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <13>;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" <14>;
- Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" <15>;
- Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<14> СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.
<15> СЗ РФ. 2007. N 48 (2 ч.). Ст. 5814.
<16> СЗ РФ. 2017. N 31 (часть I). Ст. 4765.
Особым примером индивидуального подхода в регулировании инновационных процессов в науке можно считать Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" <17>.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
Важно отметить, что все приведенные в перечне законодательные акты не содержат в себе понятий платформ и механизмов их использования в области научного развития и цифровизации отраслей.
Самым информативным в научной сфере является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Тем не менее и этот документ не содержит норм относительно платформ и платформенного права.
Однако здесь важно обратить внимание на то, что масштабное стимулирование государством научного развития, которое сегодня активно выражается в значительной финансовой и процедурной поддержке, все же недостаточно для того, чтобы в полной мере использовать заложенный потенциал использования инновационных решений без внедрения платформенного права. Существующее законодательство создает в целом благоприятную почву для подготовки дополнительных правовых норм в области регулирования отношений, связанных с взаимодействием с новейшими цифровыми технологиями. Разработка правового регулирования использования новейших технологий должна ощутимо повысить эффективность государственных инвестиций в науку <18>.
--------------------------------
<18> Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 74 - 81.
Особое внимание по инициативе Президента РФ В.В. Путина, сейчас уделяется искусственному интеллекту - инновационной технологии с неисчерпаемым потенциалом для общества и государства. Это также подтверждается Стратегией развития искусственного интеллекта до 2030 г., в которой содержится позиция о важности развития этой технологии для национальных интересов нашей страны <19>. Незаменимость и огромная значимость технологий искусственного интеллекта была доказана всему миру схваткой с пандемией, когда масштабы и скорость распространения биологической угрозы не оставили шансов традиционным методам борьбы <20>.
--------------------------------
<19> Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // СЗ РФ. 2019. N 41. Ст. 5700.
<20> Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии: монография / под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 240 с.; Кашкин С.Ю., Тищенко С.А., Алтухов А.В. Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. N 7. С. 105 - 114.
Каждая инновация вследствие своих технических особенностей требует персонифицированного подхода в обеспечении правовой охраны. Сегодня одна из самых острых проблем - это отсутствие системы платформенного права: правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия с платформенными решениями в разных сферах общественной жизни. Но работа в этом направлении ведется и уже приносит осязаемые результаты.
Так, в 2019 г. был принят Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21>. В этом документе впервые закреплено понятие "инвестиционная платформа".
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2019. 7 августа.
20 июля 2020 г. был подписан Закон, регулирующий финансовые операции, совершенные на базе финансовых платформ. В дополнение к инвестиционной платформе было сформулировано также и понятие финансовой платформы как системы, обеспечивающей взаимодействие финансовых организаций и их элементов средствами информационных сетей <22>. Упомянутые нормативные правовое акты можно считать началом новой эры правового регулирования и первыми практическими законодательными шагами в создании нового направления - платформенного права.
--------------------------------
<22> Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" // Российская газета. 2020. 24 июля.
В то же время, учитывая особую универсальность платформ в применении ко многим отраслям жизни общества, признание важности платформенного права делает потребность в разработке соответствующего законодательства более очевидной и для других сфер общественной жизни и экономики. Необходимо создать правовые условия для раскрытия всего конструктивного потенциала платформенных решений и платформенного права в сфере инноваций в технике и экономике <23>.
--------------------------------
<23> Алтухов А.В., Кашкин С.Ю. Юридические аспекты цифровых платформенных технологий управления умными городами // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. N 1. С. 77 - 82.
Литература
1. Алтухов А.В. Юридические аспекты цифровых платформенных технологий управления умными городами / А.В. Алтухов, С.Ю. Кашкин // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. N 1. С. 77 - 82.
2. Беликова К.М. Ярмарка инновационных идей на школе-практикуме молодых ученых-юристов / К.М. Беликова, О.А. Дворникова, Н.Е. Егорова // Журнал российского права. 2009. N 7. С. 131 - 137.
3. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России / О.Г. Голиченко. Москва: Наука, 2011. 634 с.
4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, О.В. Антонова. Москва: Юнити-Дана, 2017. 663 с.
5. Грибанов Д.В. Национальная инновационная система в структуре гражданского общества (теоретико-правовой аспект) / Д.В. Грибанов // Российский юридический журнал. 2012. N 5. С. 41 - 45.
6. Дидикин А.Б. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий / А.Б. Дидикин, А.В. Юдкин. Москва: Модернизация, 2015. 40 с.
7. Едкова Т.А. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова; под редакцией Л.К. Терещенко. Москва: ИЗиСП; Инфра-М, 2014. 245 с.
8. Ершова И.В. Цифровизация образования: pro & contra / И.В. Ершова // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 61 - 68.
9. Кашкин С.Ю. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели / С.Ю. Кашкин, А.В. Алтухов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 4 (68). С. 26 - 40.
10. Кашкин С.Ю. Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта / С.Ю. Кашкин, С.А. Тищенко, А.В. Алтухов // Lex Russica (Русский закон). 2020. N 7 (164). С. 105 - 114.
11. Лапина М.А. Правовое регулирование национальной инновационной системы России / М.А. Лапина // Административное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 26 - 33.
12. Лебедева Д.В. Состояние инновационной деятельности Российской Федерации: основные препятствия развития / Д.В. Лебедева // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. N 4. С. 92 - 104.
13. Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации / В.А. Перькова // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 74 - 81.
14. Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии: монография / под общей редакцией В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. Москва: Проспект, 2020. 240 с.
15. Цифровое право: учебник / под общей редакцией В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. Москва: Проспект, 2020. 640 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных