Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦ-СВЯЗЬ В ЦИВИЛИСТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Е.В. БЕГИЧЕВА, В.Г. ПРИМАК
Введение. Актуальность темы статьи состоит в том, что в настоящее время происходит активное внедрение в судопроизводство современных технологий, в том числе видеоконференц-связи, а поскольку видеоконференц-связь является способом осуществления процессуальных действий, которые часто в связи с унификацией цивилистического процесса становятся межотраслевыми институтами, то вопросы, связанные с ее единообразным нормативным регулированием в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Кодексе административного судопроизводства РФ, видятся весьма важными. Кроме того, процессуальные нормы об организации судебных заседаний таким способом имеют некоторые недостатки, что вызывает необходимость переработки части норм для их приведения в соответствие с современными реалиями и эффективного регулирования быстро меняющихся общественных отношений в свете тенденций унификации цивилистического процесса.
Вопросы, связанные с применением систем видеоконференц-связи в арбитражном процессе, исследовались И.И. Черных, В.И. Решетняком. Отдельные аспекты применения видеоконференц-связи в цивилистическом процессе стали предметом исследования С.В. Васильковой в рамках диссертационного исследования "Электронное правосудие в цивилистическом процессе". Участие в гражданско-процессуальных правоотношениях лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, посредством использования систем видеоконференц-связи было исследовано в работах А.В. Китаевой. Однако остаются недостаточно изученными проблемы правового регулирования использования систем видеоконференц-связи в цивилистическом процессе в свете тенденций его унификации. Таким образом, цель исследования - выявление проблем правового регулирования в арбитражном, гражданском процессе, а также в административном судопроизводстве при использовании систем видеоконференц-связи в судебном заседании.
Основные положения. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы на 2013 - 2020 годы", которая предусматривает проведение мероприятий по повышению открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения в том числе и систем видеоконференц-связи [8]. В частности, она предусматривает необходимость оснащения 95% федеральных судов системами видеоконференц-связи.
В утвержденном Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 N 401 Регламенте организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции [9] раскрываются понятия "видеоконференц-связь (ВКС)" и "оборудование ВКС". Под термином "видеоконференц-связь" (ВКС) понимается способ осуществления процессуальных действий, предусмотренных законом, с использованием программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи с одним или несколькими абонентами; "оборудование ВКС" представляет собой комплекс технических средств, который состоит из каналообразующего оборудования, программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи, отображения информации, ведомственной телефонии с интегрированной функцией передачи твердой копии документов (факсимильной связи), устройств конфиденциальной связи и резервного питания [9].
В настоящее время АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ предусматривают возможность для лиц, участвующих в деле, их представителей, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков участвовать в судебных заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции путем использования систем видеоконференц-связи. Это - одно из направлений унификации судопроизводства, упрощения и ускорения процесса [3]. Использование систем видеоконференц-связи способствует сокращению сроков рассмотрения дела, а также общему повышению эффективности правосудия. К.Л. Брановицкий, И.Г. Рейнц, Ал.В. Незнамов, Ан.В. Незнамов и В.В. Ярков относят телекоммуникационные средства - теле- и видеоконференц-связь, позволяющие обеспечить дистанционную явку и участие в судебном заседании, к одной из цифровых технологий, которые определят образ будущего правосудия [1].
По мнению В.М. Жукова и М.О. Доловой, дальнейшая унификация цивилистического процессуального законодательства может производиться путем: 1) унификации норм в рамках действующих ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ; 2) создания единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; 3) создания основ гражданского судопроизводства при одновременном сохранении ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в части особенностей рассмотрения отдельных категорий дел. Современное реформирование процессуальных кодексов свидетельствует об избрании первой модели унификации процессуального законодательства [4]. Однако указанные нормативные правовые акты содержат нормы, по-разному регулирующие вопросы применения систем видеоконференц-связи в судебном заседании.
Согласно ст. 153.1 АПК РФ условиями участия лиц, участвующих в деле, а также других участников арбитражного процесса в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи является наличие соответствующего ходатайства, а также технической возможности ее осуществления.
В ст. 155.1 ГПК РФ и ст. 142 КАС РФ также указывается на наличие технической возможности в качестве условия использования системы видеоконференц-связи при проведении судебного заседания, но при этом суд может решить вопрос об использовании такой системы как по своей инициативе, так и при наличии соответствующего ходатайства.
Надо отметить, что ни в одном из указанных процессуальных актов законодатель не определяет, что следует понимать под отсутствием технической возможности осуществления видеоконференц-связи при проведении судебного заседания.
Представляется, что это понятие охватывает не только неисправность системы видеоконференц-связи. Достаточно распространенной причиной отказа в участии в процессе посредством ВКС является занятость такого оборудования. К примеру, не удастся воспользоваться видеоконференц-связью, если в предполагаемое время организации сеанса зал судебного заседания, оборудованный ВКС, уже занят для организации заседания по другому делу.
В большинстве судов оборудовано, как правило, один-два зала подобными системами, что в настоящее время явно недостаточно. Например, в Арбитражном суде Оренбургской области судебные заседания с использованием системы видеоконференц-связи проводятся только в двух залах <1>. В Белгородском областном суде оборудовано системами видеоконференц-связи восемь залов судебных заседаний, при этом в случае необходимости и по предварительному согласованию с Белгородским областным судом районные (городские) суды Белгородской области также могут проводить судебные заседания с использованием системы видеоконференц-связи в Белгородском областном суде <2>. Как правило, в судах составляется график проведения заседаний в залах, оборудованных системой видеоконференц-связи и цифровой телефонии, а также аудио- и видеопротоколирования.
--------------------------------
<1> URL: http://orenburg.arbitr.ru/proc/vks (дата обращения: 20.12.2019).
<2> URL: http://oblsud.blg.sudrf.ru/modules.php?name=information&rid=70 (дата обращения: 20.12.2019).
Еще одной причиной отказа суда от удовлетворения ходатайства о ВКС может являться разница в часовых поясах между регионами.
Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума от 17.02.2011 N 12 разъяснил, что под наличием технической возможности использования ВКС понимается наличие в арбитражном суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела [6]. Полагаем необходимым формулировку "техническая возможность проведения судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи", содержащуюся в Постановлении Пленума ВАС РФ N 12, закрепить законодательно.
В силу ст. 155.1 и ч. 6 ст. 10 ГПК РФ, а также ст. 142 и ч. 8 ст. 11 КАС РФ в гражданском и административном судопроизводстве основаниями для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи являются отсутствие технической возможности и проведение закрытого судебного заседания. Часть 5 ст. 153.1 АПК РФ содержит аналогичные основания для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Однако ст. 159 АПК РФ устанавливает еще одно условие удовлетворения ходатайства - его своевременность: речь идет о том, что оно должно быть подано до назначения дела к судебному разбирательству.
Несоблюдение условия о своевременности обращения с соответствующим ходатайством является довольно частым основанием для отказа в применении видеоконференц-связи в арбитражном процессе. Так, 19 февраля 2018 г. Суд по интеллектуальным правам отказал в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, сославшись в Определении только на то обстоятельство, что данное ходатайство поступило в суд после назначения даты судебного заседания [7]. Однако представляется, что сам факт поступления ходатайства в суд после вынесения определения о назначении судебного заседания не может служить основанием для отказа в использовании систем видеоконференц-связи при наличии для этого технической возможности, которую суд, во всяком случае, должен проверять.
По-разному в арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве решается вопрос о том, должен ли заявитель обосновывать невозможность своей явки в суд, рассматривающий дело, и вопрос об использовании для его участия в судебном заседании систем видеоконференц-связи.
Буквальное толкование норм, содержащихся в ст. 153.1 АПК РФ и ст. 155.1 ГПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что для участия в арбитражном и гражданском процессе с помощью ВКС достаточно лишь заявить ходатайство без обоснования объективной невозможности участия в судебном заседании.
По-иному решен это вопрос в КАС РФ: он предусматривает возможность применения систем видеоконференц-связи только для лиц, которые по объективным причинам не могут участвовать в судебном заседании, в связи с чем они обязаны обосновывать невозможность своей явки в суд.
Однако применение систем видеоконференц-связи только при наличии соответствующего ходатайства истца, без установления обстоятельств, которые свидетельствуют об уважительности причин его неявки в судебное заседание, может привести к злоупотреблению правом со стороны заявителей. Как указывает С.В. Василькова, характерным примером злоупотребления правом в электронном правосудии является злоупотребление в сфере использования систем видеоконференц-связи [2].
В связи с этим было бы целесообразным внесение изменений в ст. 153.1 АПК РФ и ст. 155.1 ГПК РФ, которые предусматривают возможность применения систем видеоконференц-связи только для лиц, которые по объективным причинам не могут участвовать в судебном заседании.
Отсутствует единый подход в цивилистическом процессе и к вопросу об организации видеоконференц-связи в суде, при содействии которого заявитель участвует в судебном заседании. Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы устанавливают, что действия, связанные с проверкой явки, установлением личности явившихся лиц, их полномочий, осуществляет суд, который также берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. При этом в ч. 3 ст. 153.1 АПК РФ устанавливается, что арбитражный суд, осуществляющий организацию видеоконференц-связи, кроме вышеперечисленного выясняет также вопрос о возможности явившихся лиц участвовать в судебном заседании. По мнению И.И. Черных, судья, видимо, должен учесть психологические особенности лица, отсутствие навыков общения через телекоммуникацию, наличие дефектов речи, слуха и прочие обстоятельства, препятствующие передаче информации данным способом [11].
В.И. Решетняк считает необходимым возложение обязанностей проверять явку лиц, участвующих в деле, и их полномочия на помощника судьи или на секретаря судебного заседания суда, обеспечивающего видеоконференц-связь [10]. Такой подход был реализован в КАС РФ, который возлагает данные обязанности на аппарат суда, т.е. на секретаря судебного заседания или помощника судьи. Однако названный подход, по нашему мнению, ущемляет права лиц, участвующих в деле.
В целях реализации процессуальных прав лиц, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представляется необходимым внесение изменений в ГПК РФ и КАС РФ, предусматривающих выполнение в суде, при содействии которого осуществляется организация видеоконференц-связи, проверки явки лиц и установления их личности, полномочий, а также установление возможности явившихся лиц участвовать в судебном заседании судьей, поскольку "любой "сбой" в механизме правового регулирования... влечет за собой искажение правовой действительности" [12, с. 10].
Также стоит отметить, что АПК РФ, в отличие от ГПК РФ и КАС РФ, никак не регулирует участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, что можно расценивать как нарушение равного доступа к правосудию для таких лиц. В гражданском и административном судопроизводстве для этой цели используются системы видеоконференц-связи этих учреждений, а получение подписки у данных лиц о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение осуществляется администрацией этих учреждений. И тут следует согласиться с А.В. Китаевой в том, что с введением норм о применении систем видеоконференц-связи в гражданском процессе в отношении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, сделан большой шаг в развитии такого конституционного принципа, как доступность правосудия, а также принципа непосредственности участия лица в судебном процессе [5].
Представляется, что положения ГПК РФ о применении систем видеоконференц-связи для участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, должны быть заимствованы АПК РФ.
Выводы. Подводя итоги исследования, представляется возможным сформулировать ряд выводов и предложений.
Список литературы
1. Брановицкий К.Л., Рейнц И.Г., Незнамов Ал.В., Незнамов Ан.В. и Ярков В.В. Цифровые технологии в цивилистическом процессе: некоторые проблемы и перспективы // Вестник гражданского процесса. 2019. N 4. С. 52 - 95.
2. Василькова С.В. О злоупотреблении правом при применении систем видеоконференц-связи в судах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. N 6. С. 75 - 78.
3. Громошина Н.А. Упрощение цивилистического процесса как проявление тенденции его унификации // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. N 9-10. С. 35 - 40.
4. Жуйков В.М., Долова М.О. Актуальные проблемы унификации процессуального законодательства // Журнал российского права. 2019. N 8. С. 121 - 135.
5. Китаева А.В. Участие в гражданско-процессуальных правоотношениях лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, посредством использования систем видеоконференц-связи // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: Мат-лы Междунар. науч.-практ. межвед. конференции. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 289.
6. О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации": Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. N 4.
7. Определение Суда по интеллектуальным правам от 19.02.2018 по делу N СИП-727/2017. URL: https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 21.12.2019).
8. Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы: Федеральная целевая программа (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 1. Ст. 13.
9. Регламент организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции: утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28.12.2015 N 401 (ред. от 07.08.2019) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
10. Решетняк В.И. Применение видеоконференцсвязи в арбитражном судопроизводстве // Российский юридический журнал. 2013. N 1. С. 20 - 30.
11. Черных И.И. Использование видеоконференцсвязи в арбитражном процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10. С. 32 - 36.
12. Ширяева С.В., Юрков Д.Ю., Соловьев А.А., Шеяфетдинова Н.А., Завадская Л.Н. Объем судебного решения в период высокотехнологичной экономики // Представительная власть - XXI век. 2019. N 3(170). С. 7 - 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных