Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Д.С. КАРЛАШ
В настоящее время основным правовым средством представления, обмена и хранения информации является документ, в том числе электронный <1>. Юридическое определение документа было предложено еще в 1994 г. в ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов": "документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения" <2>. Интересное определение выработано и судебной практикой: "электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ" <3>.
--------------------------------
<1> Пункт 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ "О защите информации") // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
<2> Собрание законодательства РФ. 02.01.1995. N 1. Ст 1.
<3> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. Апрель. N 4.
Как видно из определений, документ можно понимать в узком и широком смысле. В широком смысле документ представляет собой материальный носитель с зафиксированной информацией: это может быть картина, скульптура, рукопись и т.п. В узком смысле документ - облеченный в определенную (в т.ч. электронную) форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения.
В международно-правовых актах термин "электронный документ" вообще не используется: приведена более широкая трактовка данного института через определение "сообщение данных" (англ. data messages). Под данным определением Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" понимает "информацию, подготовленную, отправленную, полученную или хранимую с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но без ограничения ими" <4>.
--------------------------------
<4> Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" (принят в г. Нью-Йорке 28 мая - 14 июня 1996 г. на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996. Том XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319 - 323.
Иными словами, электронный документ - это документ, в котором информация представлена в цифровой форме, причем подготовленной и оформленной для того, чтобы человек мог ее воспринимать. Исходя из многих определений можно сформулировать три ключевых признака электронного документа:
- электронная форма документа, под которой понимается представление документа через специально подготовленную ЭВМ для передачи такого документа по информационно-телекоммуникационным сетям и (или) обработке в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 ФЗ "О защите информации");
- наличие установленных законом требований документирования информации;
- заверение информации электронной цифровой подписью.
Следует обратить внимание, что, например, при подготовке и рассмотрении судебного дела с использованием документов в электронном виде доказательства могут быть предоставлены посредством заполнения формы на официальном сайте суда без электронной подписи как таковой. При этом суд вправе, но не обязан запросить подлинники электронных доказательств <5>.
--------------------------------
<5> См.: п. п. 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. Апрель. N 4.
Достоинств у электронного документа действительно много: он позволяет освободить материальное пространство от бумажных носителей информации, существенно ускорить процесс ее передачи, упорядочить сведения, придав четкость и логичность системе документооборота в любой сфере деятельности, будь то бизнес, внутренние государственные ведомства или даже личное, персональное пользование информацией. Также электронный документооборот позволяет оптимизировать экономические затраты на отправку документов и их регистрацию в системе.
На данном этапе в России законодательство в сфере электронного документооборота представлено четырьмя основными блоками:
1. Гражданское законодательство. Статья 434 ГК РФ указывает, что договор может быть заключен "в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору" <6>. Верховный Суд РФ разъяснил данную статью, уточнив: "При заключении договора путем обмена документами для целей признания предложения офертой не требуется наличия подписи оферента, если обстоятельства, в которых сделана оферта, позволяют достоверно установить направившее ее лицо" <7>. Данное разъяснение ВС РФ позволяет сделать вывод о том, что ГК РФ трактует "электронный документ" широко, поскольку не ограничивается только лишь электронными средствами, допуская электронный обмен документами как таковой, что соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле".
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
<7> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" // Российская газета. 2019. 11 января. N 4.
Согласно данному Закону электронным документом, равнозначным бумажному, признается информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью либо простой, в случаях, предусмотренных федеральными законами или соглашением между контрагентами. Квалифицированная электронная подпись выдается аккредитованным Минкомсвязи <8> удостоверяющим центром, к ней прилагается квалифицированный сертификат ключа проверки. Как справедливо отмечает Е.А. Шелепина, "электронный документ может использоваться не только при заключении договоров, но и при их исполнении, изменении, расторжении, в преддоговорных контактах, для обмена иной юридически значимой информацией, хотя в ГК РФ об этом прямо и не указано" <9>. Далее автор приходит к выводу, что отношения с использованием электронного документооборота не новы, поскольку "при использовании электронных средств не меняется правовая сущность сделки как действия..." <10>. Как отмечал А.Б. Венгеров, "появление ЭВМ вносит лишь новые технические правила. Точно так же изобретение новых средств производства не меняет сути самого производства и его цели - создания материальных благ" <11>.
--------------------------------
<8> В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28.11.2011 N 976, от 02.06.2008 N 418 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций является уполномоченным органом в области использования электронной подписи, на который возложены полномочия по установлению формата электронной подписи (п. 5 ч. 4 ст. 8 ФЗ "Об электронной подписи").
<9> Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Там же.
<11> Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1975. С. 16.
2. Налоговое законодательство: ст. 169 НК РФ <12> и Приказ ФНС от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@ <13>. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком. Оператором электронного документооборота является российская организация <14>, соответствующая Требованиям, утвержденным Приказом от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@. Роль оператора электронного документооборота состоит в том, чтобы обеспечить единообразную, технологичную и соответствующую нормативным требованиям среду для организации обмена счетами-фактурами. На уровне внедрения операторы ведут разъяснительную и обучающую работу, облегчая тем самым вступление в новую сферу правоотношений. Профессиональные инструменты - системы обмена счетами-фактурами - обеспечивают совместимость технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком <15>.
--------------------------------
<12> Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
<13> Изменения, внесенные Приказом ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/176@, вступили в силу с 1 июля 2016 г.
<14> Перечень таких организаций размещен на сайте ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/submission_statements/operations/ (дата обращения: 01.05.2019).
<15> О состоянии законодательства Российской Федерации в сфере регулирования электронного документооборота. URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/aleksey-paukov/2/ (дата обращения: 10.03.2019).
3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - ФЗ "Об электронной подписи"). Помимо вышеупомянутых видов ЭЦП стоит отметить также, что соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью. Положениями ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об электронной подписи" также установлено, что в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании его учредительных документов или доверенности. На практике обычно происходит следующее: сертификат ключа выдается лично генеральному директору банком при открытии счета юридического лица, от имени которого директор действует.
В целом соглашение между участниками электронного взаимодействия содержит примерно следующее положение: электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении одного и (или) нескольких условий:
- простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
- соблюдены правила, установленные оператором информационной системы, с использованием которой осуществляется создание/отправка электронного документа, который в том числе содержит информацию о лице, от имени которого был создан/направлен электронный документ.
Для того чтобы подтвердить правильность пересылаемого электронного документа, необходимо установить "принадлежность отправителю конкретного закрытого ключа, использованного при создании ЭЦП для данного документа; неизменность содержания документа в процессе пересылки" <16>.
--------------------------------
<16> Ворожбит С.В. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.
4. Вышеупомянутый ФЗ "О защите информации". Согласно ч. 4 ст. 11 данного Закона "в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами" (выделено нами. - Д.К.).
Каким образом можно защитить обмен документами? При сетевом взаимодействии пользователей можно ограничить доступ к передаваемым данным, используя набор протоколов IP Security. Для защиты данных и ограничения доступа используется шифрование на общем ключе, при этом могут применяться разные криптографические алгоритмы и программные средства, в том числе и разработанные в России. Защита передаваемых почтовых сообщений обеспечивается совместным использованием электронной подписи и шифрования. При удаленном взаимодействии пользователей разных систем наиболее эффективными являются решения с использованием сертификатов (ключей-токенов), обеспечивающие доверие ко всем взаимодействующим сторонам и позволяющие удаленно согласовать ключи шифрования для защиты передаваемых электронных данных, а также использовать в рамках электронного документооборота усиленную электронную подпись.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона "защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:
1) на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации".
В дополнение к текущим блокам законодательство в сфере электронного документооборота по состоянию на май 2019 г. представлено несколькими новыми законопроектами, в частности, в сфере банковского регулирования происходит постепенный переход на электронное взаимодействие между банками и их клиентами. Законопроектом <17> предусматривается механизм создания электронных дубликатов документов. Такие дубликаты создаются путем сканирования или использования иных технических средств документов на бумажных носителях и при соблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка признаются равнозначными документам на бумажных носителях.
--------------------------------
<17> Проект федерального закона N 657361-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.03.2019).
Поскольку электронный документооборот является одним из институтов цифровой экономики, необходимо отметить, что ранее в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" к 2020 г. планировалось создать условия для обеспечения безопасности, надежности и юридической значимости электронных документов при трансграничном взаимодействии <18>. 12 февраля 2019 г. Программа утратила силу в связи с принятием распоряжения Правительства РФ от 12.02.2019 N 195-р <19>. При этом 24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Согласно Паспорту к 31 июля 2019 г. планируется принять "федеральный закон, предусматривающий уточнение понятия электронного документа, определение процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа" <20>.
--------------------------------
<18> Цифровая экономика Российской Федерации. Программа утверждена распоряжением от 28 июля 2017 г. N 1632-р. С. 57.
<19> Собрание законодательства РФ. 25.02.2019. N 8. Ст. 803.
<20> Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 15.05.2019).
На данном этапе трансграничное взаимодействие между субъектами, находящимися в различных юрисдикциях, только начинает развиваться и осложняется различиями в правовых системах, в национальных способах подтверждения юридической значимости документов, в степени развития информационной инфраструктуры и др.
При этом законодательство европейских стран ушло далеко вперед. Еще в 2014 г. была подготовлена и принята Директива ЕС 910/2014/EU <21>. Взамен старой (Директива 1999/93/EC <22>) новая Директива ввела на всем пространстве Европейского союза единую квалифицированную электронную подпись, которая по статусу приравнивается к обычной (т.е. верификация происходит с помощью логина и пароля пользователя) и применяется даже на мобильных устройствах, что значительно упрощает не только весь электронный документооборот (ведь мобильные устройства используются намного чаще, чем персональные компьютеры), но и в целом идентификацию, в т.ч. регистрацию компаний, запись в европейские вузы и даже электронное голосование. С начала века европейское законодательство предусматривает применение различных способов использования цифровой подписи, начиная со щелчка кнопкой мыши по панели "я принимаю" <23> и заканчивая такими типами подписей, как биометрическая (biometric signature) и оцифрованная (digitized signature) <24>.
--------------------------------
<21> Директива ЕС 910/2014/EU. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L_.2014.257.01.0073.01.ENG (дата обращения: 11.03.2019).
<22> URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31999L0093 (дата обращения: 11.03.2019).
<23> Пункт 82 Руководства по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ "Об электронных подписях", 2001 год. Нью-Йорк: ООН, 2002. С. 51.
<24> Neal Hutchko. Electronic Signature Statutes. URL: http://www.rjop.com/publish45 (дата обращения: 01.05.2019).
Благодаря принятию Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR <25>), который вступил в силу только в мае прошлого года, защита персональных данных всех лиц в Европейском союзе существенно усилена. Так, данным актом установлено "право на забвение" (right to be forgotten). Это право позволяет лицу в любой момент потребовать удаления своих персональных данных из Сети и всей информации о проводимых им сетевых операциях <26>. Стоит отметить довольно серьезные санкции: за невыполнение закона накладывается штраф до 20 000 000 евро или до 4% от годового мирового оборота компании за предыдущий финансовый год в зависимости от суммы в сторону увеличения наказания (p. 5, article 83).
--------------------------------
<25> Regulation (EU) N 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32016R0679 (дата обращения: 11.03.2019).
<26> Подробнее рекомендую прочитать обзор данного акта. URL: https://workflowotg.com/gdpr-martin1118/ (дата обращения: 11.03.2019).
Практический смысл внедрения электронного документооборота видится в 4 направлениях <27> (перевод мой. - Д.К.):
--------------------------------
<27> Основа плана. URL: https://www.datamaxtexas.com/blog/4-ways-digital-document-management-and-workflow-helps-law-firms (дата обращения: 16.03.2019).
1. Безопасность и надежность. Хотя существует риск утечки данных ввиду нарушения законодательства о защите персональных данных <28>. Для работы с персональными данными, за исключением ст. 6 ФЗ "О персональных данных", требуется согласие на их обработку. Персональные данные в договорной работе предоставляются от физических лиц юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые фактически выступают операторами персональных данных. Зачастую их утечка происходит именно по вине бизнеса. Электронный документооборот позволяет надлежаще оформить такое согласие и избежать рисков при обработке персональных данных: "Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью" (п. 4 ст. 9 ФЗ "О персональных данных").
--------------------------------
<28> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // Российская газета. 2006. 29 июля. N 165 (далее - ФЗ "О персональных данных").
2. Снижение издержек. При этом для успешного закрепления электронного документооборота государством выделяются существенные средства из бюджета. Так, из резервного фонда Правительства России в прошлом году выделены средства в размере 2 млрд рублей на предоставление межбюджетных трансфертов 75 субъектам Федерации для внедрения медицинских информационных систем в государственных и муниципальных организациях системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь <29>.
--------------------------------
<29> Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2018 года N 659-р // СПС "КонсультантПлюс".
Для бизнеса с 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 234-ФЗ внесены поправки в ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина не должна уплачиваться, если в налоговый орган документы, необходимые для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направлены в форме электронных документов. При этом обязательным условием является наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя усиленной ЭЦП <30>.
--------------------------------
<30> С 1 января 2019 года госпошлину за регистрацию ЮЛ и ИП платить не нужно, если документы направляются в электронной форме. URL: https://www.nalog.ru/rn61/news/activities_fts/8190287/ (дата обращения: 02.05.2019).
3. Повышение эффективности и продуктивности. Электронный документооборот способствует существенному ускорению времени подачи документов в суд и иные государственные органы. С 1 января 2017 г. подать исковое заявление в федеральные суды общей юрисдикции можно в электронном виде. Для этого нужно заполнить специальную форму, размещенную на портале ГАС "Правосудие". В ней есть такие поля, как дата и место рождения подающего документы физического лица, его ИНН, сведения о его регистрации в качестве ИП, а также полное наименование, ИНН, ОГРН заявителя-юрлица. Если эти поля оставить пустыми, в приеме документов будет отказано <31>. Данный порядок подачи был подтвержден ВС РФ в решении от 11.01.2018 по делу N АКПИ17-946 <32>. На уровне кассации позиция ВС РФ следующая: принятая к производству кассационная жалоба, направленная в суд в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр", не может быть оставлена без рассмотрения, если по запросу суда не представлены оригиналы жалобы и приложенных к ней документов и у суда нет оснований сомневаться в полномочиях подписавшего ее лица <33>.
--------------------------------
<31> Верховный Суд объяснил порядок подачи исков в электронном виде. URL: https://pravo.ru/story/200681/ (дата обращения: 16.03.2019).
<32> Решение Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N АКПИ17-946. URL: http://test.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1613426 (дата обращения: 17.03.2019).
<33> Определение ВС РФ от 29.08.2016 N 305-ЭС16-6892 по делу N А40-88792/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
В сфере нотариата произошли кардинальные изменения: с 1 января 2018 г. все нотариальные действия фиксируются в электронной форме <34>, а 24 декабря того же года Федеральная нотариальная палата утвердила порядок формирования простой электронной подписи, которой гражданин будет подписывать цифровой документ <35>. Для этого гражданину необходимо будет обратиться в специальные центры, предоставить пакет удостоверяющих документов, чтобы получить электронную подпись. При обращении к нотариусу прямо на его планшете гражданин сможет расписаться посредством своей электронной подписи для получения любой нотариальной услуги.
--------------------------------
<34> Документы на экране. Нотариусы перешли на цифру. URL: https://rg.ru/2018/01/03/notariusy-pereshli-na-cifrovoj-dokumentooborot.html (дата обращения: 17.03.2019).
<35> Доверим планшету. Граждане смогут оформить доверенности в электронном виде. URL: https://rg.ru/2018/12/24/notariusy-smogut-oformliat-elektronnye-doverennosti.html (дата обращения: 17.03.2019).
4. Улучшенное пользовательское обслуживание. Все государственные ведомства постепенно переходят на электронный документооборот. Одной из первых в данном вопросе выступила Генеральная прокуратура РФ, о чем свидетельствует Приказ от 08.02.2018 N 68/56 "Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" <36>. Ожидается, что нововведения позволят существенно сократить срок прохождения обращений, что повысит и качество реагирования на них. Так, от Генпрокуратуры до регионального надзорного органа обращение доберется в течение двух дней, но "в реальности речь должна будет идти о нескольких часах", по словам начальника управления правовой статистики и информатизации Генпрокуратуры Олега Инсарова. Сейчас этот процесс может занимать несколько недель. "Уровень удовлетворенности" граждан от взаимодействия с надзорными органами должен вырасти до 90%, как предусматривает паспорт проекта <37>.
--------------------------------
<36> Приказ от 08.02.2018 N 68/56 "Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации". URL: http://www.genproc.gov.ru/documents/orders/document-1331642/ (дата обращения: 17.03.2019).
<37> Органы прокуратуры оцифруют документооборот к 2025 году. URL: https://pravo.ru/news/view/147793/.
Для бизнеса есть еще одно важное нововведение: с 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 234-ФЗ <38> внесены поправки в ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина не должна уплачиваться, если в налоговый орган документы, необходимые для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направлены в электронном виде. При этом обязательным условием является наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя усиленной электронной цифровой подписи.
--------------------------------
<38> Собрание законодательства РФ. 30.07.2018. N 31. Ст. 4823.
В заключение стоит сделать некоторые выводы. Электронный документооборот позволяет представлять информацию в цифровой форме, освобождая от необходимости хранения ее в бумажном виде, существенно ускорить процесс передачи информации и упорядочить ее. В России регулирование электронного документооборота представляется фрагментарным: законодательство представлено несколькими федеральными законами (ФЗ "О защите информации", ФЗ "Об электронной подписи") и некоторыми отдельными положениями в гражданском и налоговом законодательстве.
Законодательство Европейского союза - пример для формирования отечественного: все нормативные акты и директивы Европейского союза централизованы, едины и обычно принимаются на 2 - 3 года раньше (например, положение о единой квалифицированной электронной подписи).
Практический смысл внедрения электронного документооборота видится в 4 основных направлениях: безопасность и надежность по сравнению с бумажным документооборотом, снижение издержек в работе государства и бизнеса, повышение эффективности и продуктивности их работы и, наконец, улучшенное пользовательское обслуживание за счет внедрения электронного документооборота в систему государственных органов России.
Автору представляется, что внедрение системы электронного документооборота в России позволит существенно улучшить и облегчить организационную работу во всей стране.
Библиографический список
1. Директива ЕС 910/2014/EU. URL: https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.L.2014.257.01.0073.01.ENG.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // Российская газета. 2006. 29 июля. N 165.
4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // Российская газета. 2011. 8 апреля. N 75.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 4.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" // Российская газета. 2019. 11 января. N 4.
7. Определение ВС РФ от 29.08.2016 N 305-ЭС16-6892 по делу N А40-88792/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
8. Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 659-р // СПС "Гарант".
9. Барциц И.Н., Быков В.П., Черникова Е.В. Осуществление электронного правосудия в условиях развития цифровой экономики // Современное право. 2019. N 1. С. 74 - 82.
10. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1975. С. 16.
11. Волчинская Е.К. Электронный документооборот: проблемы хранения // Информационное право. 2017. N 1. С. 4 - 12.
12. Ворожбит С.В. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.
13. Фирфарова Н.В. Что такое электронный документооборот и как его организовать? // Налоговая проверка. 2017. N 3.
14. Цифровая экономика Российской Федерации. Программа утверждена распоряжением от 28 июля 2017 г. N 1632-р. С. 57.
15. Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных