Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДАННЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРИНЯТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Е.В. БУЛГАКОВА
Введение. В информационном обществе в условиях увеличения объема данных [1], постоянного их обновления, разнообразия видов и способов представления, в том числе в формате "открытых данных" для дальнейшей машинной обработки, инноваций передачи, хранения данных, обеспечения доступа к данным возрос интерес к созданию новых инструментов сбора, обработки, управления и анализа "больших данных".
Технологии "больших данных" наращивают свое присутствие в решении задач в системе государственного управления, экономике, образовании, здравоохранении, спорте, экологии, строительстве, культуре, торговле, безопасности и др. и призваны совершить революцию, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим [2]. К сожалению, примеров использования технологий "Больших данных" в юриспруденции единицы. В качестве положительного примера можно выделить правовую статистику. Так, например, в 2014 году в докладе Генерального секретаря ООН о повышении качества и доступности статистических данных о преступности и уголовного правосудия для разработки политики обозначен переход на дезагрегированные данные. В 2014 - 2015 годах Генеральная прокуратура и Открытое правительство России сделали ряд шагов по повышению открытости данных о преступности. В решении криминологических задач используют математические, статистические методы, модели, которые позволяют получить качественные характеристики преступности, строить прогнозы по развитию уровня преступности, управлять ею посредством принятия решений. Данные криминальной статистики, представленные в формате "открытых данных", возможности современных методов их анализа расширили круг потребителей данных (экономисты, предприниматели, риелторы и др.). Данные на портале стали более детализированными, а возможность анализа дезагрегированных данных привела к повышению спроса и возможности трансформации данных в знания. В частности, широкую известность получила система Blue CRUSH (от англ.: Crime Reduction Utilizing Statistical History - "Снижение преступности на основе статистических данных"), разработанная компанией IBM, которая предоставляет полицейским подготовленные на основе имеющейся статистики совершения преступлений сведения о зонах потенциальной угрозы совершения преступления с указанием места (в пределах нескольких кварталов) и времени (в пределах нескольких часов конкретного дня недели). Подобного рода профилактическое прогнозирование привело к снижению уровня преступности в г. Мемфисе на 31%, из которых 15% приходится на тяжкие преступления [3]. Технические решения, имеющие в своей основе аналитику "больших данных", используются в ряде иных городов США (Нью-Йорк, Сиэтл, Лос-Анджелес и др.), и масштаб их использования возрастает с каждым годом [4, с. 35 - 68].
Методы, технологии, аппаратные решения "больших данных" в юриспруденции. Следует отметить, что мы имеем дело практически с тем же набором методов анализа правовой информации, которые использовались ранее при подготовке и принятии юридических решений и будут адаптированы для использования в свете применения технологий "Больших данных" (кластерный анализ, статистические методы, краудсорсинг, прогнозная аналитика, имитационное моделирование, распознавание образов, визуализация аналитических данных и др.). Созданы технологии и аппаратные решения, которые могут быть адаптированы к применению технологий "больших данных" в решении юридических задач.
Основные проблемы использования технологий "больших данных" в юриспруденции. По мнению автора, главными проблемами применения технологий "больших данных" в решении юридических задач являются незавершенность начатых реформ; проблемы выполнения основных этапов развития информационного общества; проблемы информатизации юридической деятельности (нормативные правовые акты в сфере информатизации постоянно пролонгируются, и выполнение основных задач растянулось на 20 лет); начальный этап открытия данных и перевода их в формат "открытых данных"; проблемы правового и организационно-технического обеспечения передачи и хранения большого объема постоянно обновляемой информации; отсутствие четкой регламентации перечня задач и набора необходимых данных в юридической деятельности и др.
Также к перечню основных проблем использования технологий "больших данных" следует отнести сложность в выявлении закономерностей данных, их определенного набора, вида данных. Так, в правоохранительных органах Германии при расследовании преступлений используется система мультимодальных доказательств и созданы методы их интерпретации. По сути, создана система, позволяющая установить закономерности элементов и определить набор необходимых данных, которые могут быть использованы при подготовке и принятии решений, что как раз и есть основа для применения технологий "больших данных".
До недавнего времени говорить о наличии эффективных механизмов по установлению закономерностей различных юридических процессов, явлений не приходилось. Так, известный ученый-криминалист Р.С. Белкин признал свое "детище" - криминалистическую характеристику расследования отдельных видов преступлений - "фантомом" из-за несовершенства методов анализа криминалистически значимой информации и практически отсутствия возможности установления взаимосвязи между событиями преступления.
Еще одной проблемой является отсутствие единства данных и их источников.
Несмотря на предпринимаемые усилия по обеспечению информационного взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством, сегодня не удалось преодолеть сложности обмена данными. Разрозненность систем хранения данных, практически отсутствие системы регулирования предоставления данных, особенно в частном секторе, создает барьер к доступу и использованию данных. Следует согласиться с мнением И.Л. Бачило о наличии разных подходов в государственном и частном секторах доступа к информации, приводящих к ограничению свободы доступа к "...информации, исходящей или содержащейся в собственности государства, власти или в ведении органов государственной власти. Права как бы сосредоточены на стороне граждан, обязанности - на стороне органов государственной власти и, возможно, местного самоуправления. Такой подход к проблеме доступа к информации, кстати идущий из опыта ряда других стран, не представляется наилучшим. Если мы признаем, что около 70% в экономике и социальной сфере составляет частный сектор, то можно без труда понять, сколько информации, нужной гражданам, производится и находится в частном секторе" [5, с. 42 - 44] <1>. В качестве положительного опыта по подготовке условий применения технологий "больших данных" в юриспруденции рассматривается создание государственного сегмента информационных систем, предоставляющих официальную правовую информацию в режиме 24/7, бесплатно, позволяющих юристам, специалистам в области "больших данных" приступить к проектам по подготовке данных к использованию, их систематизации, детализации, переводу в формат "открытых данных". Качество принимаемых в юриспруденции решений напрямую зависит от наличия актуальных, достоверных данных, доступ к которым обеспечивается на основании Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
--------------------------------
<1> От редакции: ссылка содержит утверждение, что информация может находиться в собственности. С учетом исключения информации с 01.01.2008 из состава объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) такая позиция автора представляется некорректной.
Востребованность таких данных увеличивается с каждым годом. Однако на настоящий момент более 50% информации, представленной в формате "открытых данных", остается не востребованной, востребованность региональных данных за 2012 - 2013 гг. выше и составляет 72%. В 2015 г. новых наборов не опубликовывали:
- 46 федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
- 22 субъекта Российской Федерации.
Актуализация "открытых данных" на порталах ФОИВ составила всего 32%, по субъектам - 17%. В такой ситуации применение методов "больших данных" значительно затруднено, так как нет актуальной информации для принятия решений. Данные востребованы, но не актуальны.
Стремление открыть как можно больше данных для принятия качественных и своевременных решений вполне объяснимо. При этом не следует забывать о возможных негативных последствиях для граждан при раскрытии данных [6, с. 78 - 86]. Полагаем, что одной их насущных проблем использования технологий "больших данных" в юриспруденции является недостаточно проработанный механизм классификации данных и правового режима доступа к ним и их использования [7, с. 48 - 53]. В частности, уже сейчас возникают проблемы соблюдения ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в свете применения технологий "больших данных". Так, применение технологий "больших данных" противоречит принципу ограничения обработки персональных данных заранее определенными целями, указанному в ст. 5 Закона [8, с. 43 - 66]; необходимо истребовать информированное, конкретное и сознательное согласие субъекта персональных данных; обезличивание персональных данных (например, в системе ГАС "Правосудие") не убережет лицо от возможности их открытия через другие корреляционные связи данных. Так, большая часть данных, которая будет произведена в период с 2012 по 2020 год, будет сгенерирована не людьми, а различного рода устройствами в ходе их взаимодействия друг с другом и сетями данных (например, сенсорами, смартфонами, устройствами радиочастотной идентификации (RFID), спутниковыми системами навигации типа ГЛОНАСС или GPS и т.д.) [9, с. 2]. При этом необходимо внимательно проанализировать законодательство, учесть практику зарубежных стран по предотвращению прецедентов, связанных с нарушением прав граждан в данной сфере, и на основе этого разработать классификатор данных, которые будут отнесены либо к общедоступным и переведены в формат "открытых данных" (в понимании 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), либо к данным ограниченного доступа (с сохранением возможности машинной обработки и их использования при соблюдении правового режима). При решении целого ряда юридических задач специфичным как раз является симбиоз данных общедоступных и ограниченного доступа, например, при расследовании преступлений.
Приведем пример использования технологий "больших данных" и одновременного использования общедоступных данных и данных ограниченного доступа. Одним из первых крупномасштабных проектов на основе работы с большими объемами данных стало совместное исследование The Guardian и Лондонской школы экономики, в рамках которого они анализировали массовые беспорядки, происходившие в Англии летом 2011 года. Основным результатом работы на втором этапе стала интерактивная визуализация того, как распространялась информация о беспорядках в Twitter. Проанализировав более 2,6 млн сообщений на тему городских беспорядков в Twitter, журналисты смогли детально разобрать то, как в социальной сети распространялись все новые слухи о беспорядках, разбив сообщения в Twitter по ключевым темам ("бунтующие захватили зоопарк и выпускают на волю животных", "бунтующие атакуют детский госпиталь" и др.). В результате удалось создать карту распространения информации по каждой из тем: начиная с того, как очередная тема появляется, как она развивается в дискуссиях на Twitter и как она постепенно идет на спад. Полученная аналитика позволяет получить совершенно новые сведения о распространении информации в социальных сетях и способах ее контроля, в том числе при массовых беспорядках. Для идентификации и привлечения к ответственности лиц, участвующих в беспорядках, правоохранительные органы могут воспользоваться данными с систем видеонаблюдения и сравнить изображения с данными в системе учетов (информация ограниченного доступа).
Тенденции открытия данных наступают, и многие данные ограниченного доступа изменили режим и теперь отнесены к разряду общедоступной информации. Так, например, на портале открытых данных Федеральной службы исполнения наказаний в разделе "Безопасность" размещена статистическая информация о гражданах, отбывавших наказания в исправительных колониях.
Требования, предъявляемые к данным, используемым в решении юридических задач, включают следующие: полнота, релевантность, кумулятивность, первичность, своевременность, доступность, сохранность, пригодность к машинной обработке, отсутствие дискриминации к доступу, отсутствие проприетарных форматов, лицензионная чистота и др.
К перечню основных требований (перечисленных выше), предъявляемых к данным, используемым в решении юридических задач, по мнению автора статьи, следует также добавить: актуальность, достоверность, аутентичность, легальность, конфиденциальность (в случаях, предусмотренных законодательством), верифицируемость, единство данных и их источников.
Полагаем, что сегодня актуальной задачей является создание правового поля, методического обеспечения организационно-технических основ по сбору, передаче, хранению, анализу, использованию данных в юриспруденции. На начальном этапе по установлению направлений юридической деятельности и отдельных задач в свете использования технологий "больших данных", в условиях перехода на дезагрегированные данные, которые могут быть сгенерированы не только человеком, но и машинами, следует разработать алгоритмы с уже известными (установленными теорией и практикой) закономерностями процессов и явлений. На наш взгляд, этой непростой задачей следует заняться, чтобы не "потеряться" в лавине данных, которые каким-то образом могут быть связаны определенными модами, но не относиться к решаемой задаче. С другой стороны, мы не знаем, какие данные нам будут необходимы, пока не проанализируем, насколько они взаимосвязаны. Современные методы и средства позволят решить поставленную задачу путем определения примерного набора данных при принятии конкретного вида юридического решения, а также найти в сети данные, которые мы могли не учесть при принятии решения и которые могут его изменить. Главное для решения поставленных задач - обеспечить единство информационного пространства [10, с. 63] и обеспечить доступ к данным.
К данным, используемым в решении юридических задач, предъявляются особые требования в свете установления пригодности и соответствия данных. Одни данные могут иметь информативный характер, другие могут предстать в качестве доказательств. В этой связи следует также ставить вопрос о классификации данных по различным основаниям. Так, например, необходимо учитывать время и дату создания данных, источник получения данных и др.
Рассуждая о возможностях использования технологий "больших данных", полагаем, что следует выделить направления юридической деятельности, в которых они могут быть использованы: анализ правовой информации на сайтах государственных органов власти; правовой мониторинг, правовая статистика, анализ законодательства, анализ судебной практики, расследование и предупреждение преступлений, анализ данных, размещенных в системе учетов, анализ информации, поступающей из АИС "Безопасный город", противодействие коррупции, анализ данных в ГАС "Выборы", анализ юридической литературы и др.
Для создания условий по применению технологий "больших данных" в юриспруденции должны быть созданы: системы поддержки принятия решений с удобным интерфейсом для пользователя, системы аналитической обработки данных и выявления закономерностей, системы организации и управления данными, ИТ-инфраструктура.
Таким образом, направление по использованию технологий "больших данных" в подготовке и принятии решений по отдельным направлениям юридической деятельности следует признать перспективным. Следует привлечь внимание специалистов для создания профессиональных экспертных систем, компьютерных приложений, позволяющих не только повысить качество принимаемых юридических решений, но и значительно сократить время их подготовки и принятия.
Литература
1. По данным IDC, в период между 2009 и 2020 годом объем данных увеличится в 44 раза и составит 35 зеттабайт. Gantz J. and Reinsel D. The Digital Universe in 2020: Big Data, Bigger Digital Shadows, and Biggest Growth in the Far East. December 2012. URL: http://www.emc.com/collateral/analyst-reports/idc-the-digitaluniverse-in-2020.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
2. Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / Виктор Майер-Шенбергер, Кеннет Кукьер; пер. с англ. И. Гайдюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 240 с.
3. Thompson T. Crime Software May Help Police Predict Violent Offences // The Guardian. 2010. July 25. URL: http://www.theguardian.com/uk/2010/jul/25/police-software-crime-prediction (дата обращения: 04.05.2016).
4. Joh E. Policing by Numbers: Big Data and the Fourth Amendment // Washington Law Review 2014. No. 89:35. P. 35 - 68.
5. Бачило И.Л. Свободный доступ к информации и Интернет // Информационное общество. 2000. Вып. 4. С. 42 - 44.
6. Булгакова Е.В., Денисов И.С. Правовое регулирование опубликования информации в формате открытых данных в системе "Электронного правосудия" // Сборник Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Серия "Электронное законодательство". Вып. 3: "Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частноправовое регулирование". СПб.: ФГБУ "Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина", 2013. С. 78 - 86.
7. Bulgakova E.V., Schilichina V.A., Dyachenko A.A. Legality of Placement of Personal Data to International Sites, their Safety and Security // Nauka i Studia. 2012. N 6 (51), p. 48 - 53.
8. Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху "Больших данных" (BIG DATA) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. N 1. С. 43 - 66.
9. White T. Hadoop: The Definitive Guide. O'Reilly Media, Inc. 3rd ed., 2012. P. 2.
10. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. С. 63.
References
1. Meyer-Shenberger W. Big data. A revolution that will change the way we live, work and think / Viktor Mayer-Shenberger, Kenneth Kukier; translate from English. I. Gaydyuk. M.: Publishing house "Mann, Ivanov and Ferber", 2014. 240 p.
2. Thompson T. Crime Software May Help Police Predict Violent Offences // The Guardian, July 25, 2010. URL: http://www.theguardian.com/uk/2010/jul/25/police-software-crime-prediction.
3. Joh E. Policing by Numbers: Big Data and the Fourth Amendment // Washington Law Review. 2014. No. 89:35. P. 35 - 68.
4. Bachilo I.L. Free access to information and the Internet // Informacionnoe obshchestvo - Information Society. 2000. Vol. 4. P. 42 - 44.
5. Bulgakova E.V., Denisov I.S. Legal regulation of the publication of information in open data format in the "e-justice" system // Sbornik Prezidentskoj biblioteki im. B.N. Yeltsina. Seriya "Elektronnoe zakonodatelstvo". Vyp. 3: "Poluchenie, hranenie i ispolzovanie informacii v ehlektronnoj srede: publichnopravovoe i chastno-pravovoe regulirovanie" - Proceedings of the Presidential Library named after Boris Yeltsin. "E-law" series. Issue 3: "Preparation, storage and use of information in the electronic environment: public law and private-law regulation" - SPb.: FGBU "Presidential Library named after Boris Yeltsin", 2013. P. 78 - 86.
6. Bulgakova E.V., Schilichina V.A., Dyachenko A.A. Legality of Placement of Personal Data to International Sites, their Safety and Security // Nauka i Studia. 2012. N 6 (51). P. 48 - 53.
7. Savelyev A.I. The problems of application of the law of personal data in the era of "Big data" (Big data) // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki - Law. Journal of Higher school of economics. 2015. N 1.
8. White T. Hadoop: The Definitive Guide. O'Reilly Media, Inc. 3rd ed., 2012. P. 2.
9. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Information Law: Textbook / Ed. acad. RAS B.N. Topornin. 2nd ed., As amended. and ext. SPb.: Publisher R. Aslanova "Press Law Center", 2005. P. 63.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных