Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ <*>
Е.А. КАЗЬМИНА
--------------------------------
<*> Настоящая статья подготовлена в ходе осуществления общественно значимого проекта "Электронная демократия как необходимое условие формирования гражданского общества в России". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 N 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.
Развитие гражданского общества в России и стремление к правовому государству основывается в первую очередь на вовлечении широких групп граждан в осуществление государственной власти и местного самоуправления, на формировании уверенности в значимости воли каждого члена общества, на безусловной реакции со стороны властных структур на потребности населения как социально-экономического, так и политического характера. Государство, провозгласившее себя в качестве демократического, берет на себя обязательства не только закрепить широкий круг политических прав, но и гарантировать их реализацию. При этом власть допускает и конституционное право на протест и иные проявления оппозиционных настроений.
В последние годы все чаще трибуной политических проявлений становится сеть Интернет. Причиной этому служат различные обстоятельства: все более активное пользование Сетью, в первую очередь представителями молодежи, социальными сетями, позволяющими создавать различного рода сообщества в том числе; возможность получения информации и использования различных демократических ресурсов, по сути не выходя из дома, таких как направление обращений, пользование порталом госуслуг, обсуждение законопроектов и даже выдвижение общественных инициатив; неконтролируемость размещаемой информации (что, безусловно, может нести за собой и негативные последствия, но позволяет широко обсуждать и в том числе критиковать действующую власть); скорость распространения информации и возможность ее адресации неограниченному кругу лиц.
Очевидные достижения информационно-коммуникационных технологий не могут упускаться из виду и самим государством не только в ключе возможности мониторинга настроений в обществе, облегчения документооборота, но и в качестве средства установления, укрепления диалога между властью и обществом, являющегося неотъемлемым условием реализации конституционного принципа народовластия. Весьма четко отразил задачи современной демократии в исследуемом аспекте А.А. Джагарян, согласно мнению которого одним из универсальных стандартов современной демократии является то, что она должна стимулировать прогрессивное поступательное развитие общества, способствовать его неуклонному обновлению и совершенствованию, обеспечивать повышение социокультурного и технико-технологического уровня <1>.
--------------------------------
<1> Джагарян А.А. Электронная демократия на местном уровне в России: конституционно-правовые проблемы // Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции (Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года) / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 609.
Развитие информационного общества в последние десятилетия стало одним из приоритетных направлений для современных государств. В разных государствах сам термин "информационное общество" развивался по-разному. Так, в Японии о его развитии официально заговорили еще в 1961 году, но признать этот термин устоявшимся возможно начиная с 90-х годов XX века. В это же время о концепции развития информационного общества заговорили и в России с началом формирования политики в сфере информатизации, которая прочно вошла в деятельность государства в начале XXI века в результате принятия Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002 - 2010 гг.", а позже Стратегии развития информационного общества до 2020 года.
В настоящий момент такие термины, как "электронная демократия", "кибердемократия", "электронное правительство", появившиеся в результате такой политики не только России, но и иных государств, прочно вошли не только в обиход обычных граждан, но и в предмет исследований различных наук, в том числе науки конституционного права.
Причины пристального внимания к вопросам электронной демократии со стороны ученых-конституционалистов весьма четко сформулированы Окинавской хартией глобального информационного общества, подписанной 22 июля 2000 года лидерами стран "Большой восьмерки", согласно положениям которой суть стимулируемой информационными технологиями экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Информационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международным миром и стабильности. Достижение этих целей и разрешение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий <2>.
--------------------------------
<2> Окинавская хартия глобального информационного общества. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html.
В Российской Федерации, как и в ряде иных государств, вопросы включения информационных технологий в осуществление народом своей власти начали воплощаться в термине "открытое правительство", изначально понимаемом в качестве современной и постоянно развивающейся системы управления государством, основными целями которой выступают обеспечение высокого уровня прозрачности исполнительной и других ветвей государственной власти и свободный обмен информацией между государством и обществом и обеспечение активного участия общества в подготовке и реализации решений органов власти; повышение качества и доступности государственных услуг для удовлетворения потребностей населения; развитие гражданского контроля над органами власти <3>.
--------------------------------
<3> См.: Итоговый доклад Президенту Российской Федерации Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы "открытое правительство". URL: большоеправительство.рф.opengov.
В развитие такого подхода и начали приниматься нормативные правовые акты, позволяющие решать задачи, стоящие перед открытым правительством, в том числе информационно-технологическими механизмами (к ним можно отнести электронное правительство; электронный бюджет; электронную обработку обращений граждан; порталы органов исполнительной власти; систему электронной идентификации граждан; электронные государственные услуги <4>. Эта группа механизмов впоследствии была охвачена термином "электронное правительство").
--------------------------------
<4> Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2012 г. N 150 "О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "открытое правительство" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 7. Ст. 820.
Между тем вопросы информационного общества и тем более электронной демократии термином "электронное правительство" не ограничиваются. Представляется, что электронное правительство является составной частью электронной демократии и неотделимо от нее, хотя в науке конституционного права зачастую от нее дистанцируется. Такой подход был отражен в проекте Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года, который так и не был принят. Согласно этой Концепции наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.); механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line; механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий; механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль деятельности органов власти; механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне <5>. Полагаем, что, кроме инструментов электронного правительства, данный перечень незаслуженно упустил электронное правосудие. В то время как демократический характер государства обусловливает тесную связь и взаимовлияние и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти друг на друга, а также взаимодействие общества с каждой из них, в том числе исполнительной и судебной. И не только взаимодействие, но и влияние народа на них.
--------------------------------
<5> Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18121.html/.
Несмотря на то что данная Концепция так и осталась проектом, развитие отдельных механизмов электронной демократии в Российской Федерации может говорить об уже наблюдаемом процессе становления электронной демократии. Принят целый ряд нормативных правовых актов, не только содержащих в себе нормы о системе ее механизмов, но и регулирующих порядок их реализации.
Хотя многие элементы электронной демократии пока не находят своего воплощения. Наиболее ярким примером этому могут служить электронные голосования, которые осуществляются в России исключительно с помощью КОИБов, но не посредством дистанционных технологий.
Но вернемся к тем механизмам, которые внедряются в России в сферу властно-правовую, остановившись в настоящей статье лишь на некоторых из них.
Особый толчок развитию законодательства в направлении широкого внедрения в указанную сферу элементов электронной демократии дал принятый Президентом России 7 мая 2012 года Указ N 601, обозначивший необходимость внедрения широкого спектра государственных и муниципальных услуг в электронной форме, формирования системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, обеспечения повышения информационной открытости саморегулируемых организаций, утверждения концепции "российской общественной инициативы" (по сути, электронной петиции) и др. <6>.
--------------------------------
<6> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2338.
Впоследствии был принят целый перечень нормативных правовых актов, направленных на реализацию настоящего Указа. В частности, Указ Президента России от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" <7>. Его анализ, к сожалению, свидетельствует о том, что такой институт общественной инициативы в России не состоялся в силу целого ряда недостатков Указа, к числу которых могут быть отнесены и завышенные требования к количеству голосов в поддержку региональных и местных инициатив, необходимых для дальнейшего их движения, и нечеткость в требованиях к самой инициативе, позволяющих гарантировать ее размещение на ресурсе, и неопределенные требования как к уполномоченной некоммерческой организации, курирующей интернет-ресурс, так и к рабочей группе, рассматривающей поддержанную гражданами инициативу <8>.
--------------------------------
<7> Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 10. Ст. 1019.
<8> См. подробнее: Институт общественной инициативы в Российской Федерации как одно из средств реализации конституционного принципа народовластия: Сборник статей / Под ред. Е.А. Казьминой, Ю.И. Скуратова. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2015; Сергеева А.А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 71 - 74; Казьмина Е.А. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 24 - 26; и др.
Кроме того, было принято Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" <9>. Однако и институт общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов вызывает множество вопросов. Весьма спорно распространение обязательства о размещении в сети Интернет проектов нормативных правовых актов лишь на органы исполнительной власти. Зачастую народу гораздо более интересно и необходимо обсуждение проектов федеральных законов, субъектами законодательной инициативы по которым выступают Президент России и Федеральное Собрание (в лице палат или отдельных депутатов). Представляется, что такое взаимодействие с законодательным органом и главой государства существенным образом укрепило бы доверие граждан к власти, позволило бы и самому народу почувствовать себя субъектом осуществления власти, носителем суверенитета. Такая потребность обусловлена порядком формирования указанных органов непосредственно народом. Между тем такие механизмы в качестве обязательных пока не предусмотрены. Возможно, планируемое принятие (раннее или позднее) Федерального закона "О нормативных правовых актах" позволило бы такие институты сделать гораздо более действенными.
--------------------------------
<9> Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4902.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться в настоящей статье, это вопрос институализации отдельных механизмов электронной демократии и электронной демократии в целом. Представляется, что говорить об этом как минимум преждевременно. Но, если даже рассматривать в ближайшей перспективе развитие информационного общества в России, говорить об электронной демократии как институте конституционного права неверно. Необходимо воспринимать электронную демократию в качестве совокупности мер, способов и средств реализации существующих и вновь возникающих институтов демократии (как прямой, так и представительной), отличающихся лишь использованием при их реализации информационно-коммуникационных технологий.
Все сказанное позволяет отметить, в первую очередь, актуальность конституционно-правовых исследований в области становления и развития электронной демократии в России и зарубежных странах. Во-вторых, подчеркнуть ее широту, многоаспектность и многогранность. В-третьих, исследования в области электронной демократии, информационного общества требуют системного и междисциплинарного подходов. В-четвертых, государство должно взять на себя обязательства по расширению круга традиционных мер, направленных на повышение уровня правовой культуры, информированности граждан о новых способах участия в управлении делами государства, о доступности каждому гражданину таких форм, а также мер, направленных на укрепление доверия граждан к государству.
Литература
1. Окинавская хартия глобального информационного общества. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html/.
2. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 10. Ст. 1019.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2338.
4. Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2012 г. N 150 "О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "открытое правительство" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 7. Ст. 820.
5. Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18121.html/.
6. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4902.
7. Итоговый доклад Президенту Российской Федерации Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы "открытое правительство". URL: большоеправительство.рф.opengov.
8. Джагарян А.А. Электронная демократия на местном уровне в России: конституционно-правовые проблемы // Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции (Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года) / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.
9. Институт общественной инициативы в Российской Федерации как одно из средств реализации конституционного принципа народовластия: Сборник статей / Под ред. Е.А. Казьминой, Ю.И. Скуратова. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2015.
10. Казьмина Е.А. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 24 - 26.
11. Сергеева А.А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 71 - 74.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.