Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СССР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЕВА
Д.О. БАБЕНКО
Затяжная "сталинская зима" длиною в 31 год оставила много скептицизма в сознании граждан Советского Союза. До настоящего времени в историко-правовой науке, в ходе ведения диалогов на бытовом уровне не утихают споры относительно личности И.В. Сталина и его бурной политической деятельности. Все одно к единому умозаключению так никто и не пришел. Однако история СССР не обходится одним только Сталиным: за период существования советского государства немало внимания притягивали и другие политические деятели, среди которых мы не можем не выделить Н.С. Хрущева, чью государственную политику в истории прозвали "оттепелью после сталинской зимы". Действительно, ни одно пособие по истории не даст соврать, что методы и приемы ведения политики и управления государством у двух вышеуказанных государственных деятелей были кардинально различны. С одной стороны - жесткие тоталитарные рамки, проведение бесчисленного множества репрессий, тотальная национализация, автаркия; с другой - критика репрессивной государственной деятельности, либерализация общественных отношений, стремление установления дипломатичных связей с Западом, осваивание целинных земель, осваивание космоса и многое другое. Хотя бы из представленных отличительных черт можно увидеть, насколько разнился подход к управлению государством.
Однако в рамках настоящего исследования мы не будем заострять внимание на оценке двух политических лидеров и проводимой ими политики. Здесь и сейчас хотелось бы остановиться на одном из заглавных достижений Хрущева во время нахождения у руля государства. Нет, это не первый полет человека в космос, датируемый 12 апреля 1961 г. Это не что иное, как жилищная реформа, проведенная Н.С. Хрущевым в 1955 г.
Говоря о причинах проведения жилищной реформы, можем отметить, что на тот момент в государстве стремительными темпами рос уровень урбанизации, так как в стране проводилась политика индустриализации. Граждане повально переезжали в города, тем самым образуя колоссальный дефицит городского жилья. Свободных жилых помещений было мало, крестьяне сначала жили в обычных бараках с ужасными санитарными условиями <1>. Кроме того, другой заглавной причиной проведения жилищной реформы Хрущевым стоит признать его деловой визит в ГДР, в ходе посещения которой он обратил внимание на пятиэтажные жилые постройки небольшого размера, в которых, как выяснилось, проживали рабочие заводов и фабрик. Мы полагаем, что по большому счету стремительный рост урбанизации и опыт зарубежного государства в обуздании урбанизации подтолкнули Хрущева к проведению жилищной реформы в СССР.
--------------------------------
<1> Жилищная реформа Н.С. Хрущева. URL: https://www.istmira.com (дата обращения: 24.03.2023).
Отправной точкой реформирования жилищного вопроса принято считать Постановление Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" <2>. Проводя жилищную реформу, Хрущев, согласно его заявлениям, стремился избавить от проживания в бараках людей, оказавшихся там вследствие военных разрушений. Кроме того, глава государства хотел, чтобы в СССР было прекращено строительство кирпичных домов и было начато строительство панельных компактных домов. Основной же целью, провозглашенной Хрущевым, принято считать наделение абсолютно каждого гражданина СССР жилой площадью через 15 лет.
--------------------------------
<2> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 4 ноября 1955 г. N 1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" // СПС "КонсультантПлюс".
Что касаемо идейной основы реформы Хрущева, то она состояла в максимальном упрощении и удешевлении строительства многоквартирных домов, что нашло свое отражение в жилищном законодательстве того времени. Если более конкретно, то Хрущев предлагал, что впоследствии было очень умело и успешно реализовано на практике, строить компактные многоквартирные дома, именуемые в простонародье "пятиэтажками", с максимальным сжатием жилой площади (кухня - не более 6 м2, совмещенный санузел, низкие потолки - не выше 2,5 м). Кроме того, кардинально важным моментом реформы было отсутствие в домах лифтов и мусоропроводов. Все идеи, отраженные в реформе, исходили из соображений экономии и возведения домов в кратчайшие сроки с минимальными затратами и усилиями. Новое жилье выделялось в первую очередь работникам заводов и фабрик различного типа, а также сотрудникам государственных учреждений, добросовестно выполнявшим свои трудовые обязательства. Весьма парадоксальным последствием указанной реформы являлось помещение людей различных классов в бытовые условия идентичного типа: например, преподаватель вуза и фрезеровщик с завода жили в одной и той же "хрущевке".
Как справедливо полагает С.Б. Верещак, жилищная реформа была направлена на удовлетворение не личных, а семейных потребностей в жилье и исходила из принципа посемейного заселения квартир <3>. Об этом неоднократно заявлял и сам Хрущев в ходе своих публичных выступлений. В общем-то, идеологии СССР таковой лозунг нисколько не противоречил, а, напротив, сопутствовал.
--------------------------------
<3> Верещак С.Б. Становление и развитие жилищного права в Советской России (1917 - 1991 гг.): историко-правовой аспект. Нижний Новгород, 2006. С. 26.
В рамках настоящего исследования мы также обращаем внимание на правовую основу проводимой жилищной реформы. Среди нормативных правовых актов следует выделить:
1. Постановление Совета Министров СССР "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" <4>.
2. Постановление Совмина СССР "Об устранении излишеств в отделке, оборудовании и во внутреннем убранстве общественных зданий" <5>.
3. Постановление Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" <6>.
--------------------------------
<4> Постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" // СП СССР. 1958. N 5. С. 47.
<5> Постановление Совмина СССР от 23 апреля 1959 г. N 449 "Об устранении излишеств в отделке, оборудовании и во внутреннем убранстве общественных зданий" // СП СССР. 1959. N 8. С. 55.
<6> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 4 ноября 1955 г. N 1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" // СПС "КонсультантПлюс".
В период нахождения у власти Н.С. Хрущева в СССР как такового нормативного правового акта в области жилищных правоотношений не существовало, что может показаться странным ввиду столь масштабной общегосударственной реформы в области жилья. De juro право граждан на жилище было регламентировано только лишь в 1977 г. с принятием новой Конституции СССР <7>, хотя de facto указанное право начало реализовываться с 1955 г. с началом реформы. Только лишь в 1981 г. в правопорядке СССР начал действовать единый систематизированный нормативный правовой акт, регулирующий жилищные правоотношения, получивший название Основы жилищного законодательства СССР <8>. Однако в период управления СССР Н.С. Хрущевым жилищные правоотношения все-таки были нормативно закреплены на кодифицированном уровне, однако необособленно. Ввиду того, что в рассматриваемый период жилищные правоотношения составляли предмет правового регулирования гражданских правовых норм, они и были отражены в Основах гражданского законодательства <9>, а позднее и в Гражданском кодексе РСФСР <10>. Что принципиально нового приобрело жилищное право ввиду проведения реформы Н.С. Хрущевым? В правопорядке СССР стал регламентирован такой правовой институт, как жилищный наем, помещенный в гл. 28 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Жилищная реформа Н.С. Хрущева также внесла изменения в структуру жилищного фонда СССР: теперь он состоял из государственного, общественного, индивидуального, кооперативного земельных фондов. То есть очевидно, что жилищная реформа Н.С. Хрущева достаточно неоднозначна: с точки зрения расширения спектра человеческих прав и свобод была проведена очень грамотно и успешно; с точки зрения своевременного развития правопорядка СССР - ее благоприятные элементы и результаты не нашли правовой регламентации.
--------------------------------
<7> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 г. (ред. от 14.03.1990) // СЗ СССР. 1990. Т. 3. С. 14.
<8> Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик: приняты ВС СССР 24 июня 1981 г. N 5150-Х // СЗ СССР. 1990. Т. 3. С. 6.
<9> Закон СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" // СЗ СССР. 1990. Т. 2. С. 6.
<10> Гражданский кодекс РСФСР от 11 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 71. С. 904.
Жилищная реформа, проводимая в годы управления государством Н.С. Хрущевым, направленная на упрощение и удешевление строительства жилья для семей СССР, привела к ошеломляющим результатам, коих мало кто мог ожидать. Строительство действительно удалось ускорить и удешевить: затраты на возведение "хрущевок" были ниже своих предшественников примерно на 20 - 30%; дома возводились под ключ на 1 - 1,5 месяца быстрее, чем раньше. С учетом того что "хрущевки" строили по всему СССР, очень сильно возросло количество рабочих мест: примерно в 3 - 4 раза. По итогам проведенной реформы на тот момент СССР занял первое место в мире по количеству построенной жилой площади. Пожалуй, самые внушительные цифры: в период проведения реформы (8 лет) удалось воздвигнуть домов больше, чем за 40 предыдущих лет; жильем обзавелось 55 000 000 человек, что примерно составляет 1/6 часть от общего населения СССР. В этой связи авторы исследования полагают, что цели и результаты жилищной реформы Н.С. Хрущева сошлись, чего достигнуть в таковых масштабах удается далеко не всегда.
Весьма обоснованным является мнение Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило, которые, рассуждая об остро стоящем жилищном вопросе послевоенного периода, отмечают, что в настоящее время, несмотря на провозглашение России социальным государством и закрепление как на уровне Основного Закона страны <11>, так и в отраслевом законодательстве большого числа гарантий обеспечения социальных прав, проблема обеспечения жилищных прав граждан, особенно представителей малоимущих слоев населения, со стороны государства остается актуальной <12>. Нет сомнений в обоснованности выдвигаемого тезиса, ввиду чего полагаем, что сегодня нашему государству в вопросе обеспечения жилыми помещениями граждан РФ следует руководствоваться опытом прошлых лет и делать напрашивающиеся выводы. По большому счету в условиях нахождения нашего государства под большим количеством санкций, в условиях непростой геополитической ситуации попытка возрождения "хрущевской" реформы, но в современном рестайлинге, вполне могла бы дать свои плоды. Авторы исследования считают возможным разработать проект жилищной реформы, аналогичный "хрущевскому", однако добавить в него с учетом нахождения в совершенно иной эпохе необходимые рычаги и механизмы реализации.
--------------------------------
<11> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020). URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.03.2023).
<12> Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Преодоление бедности в России: исторический опыт и современные тенденции правового регулирования // Образование и право. 2018. N 9. С. 317 - 323.
"Хрущевская" реформа в области жилищных отношений, казалось бы, неуязвима и идеальна, поскольку, во-первых, была задана очевидными рациональными целями, во-вторых, была ориентирована на улучшение жилищных условий граждан СССР, в-третьих, проект был более чем успешно реализован на практике. Однако авторы исследования считают возможным сделать вывод о наличии у исследуемой реформы как достоинств, так и недостатков. Достоинствами, бесспорно, следует считать дешевизну, скорость реализации, полученные результаты. К числу недостатков следует отнести, во-первых, привязку реформы к политическому деятелю. Ни для кого не секрет, что преемник Н.С. Хрущева Л.И. Брежнев не стал должным образом продолжать реализацию реформы. Во-вторых, градостроительство по всему СССР приобрело однотипный характер, что лишало каждый из регионов самобытности и исключительности, а также не оставляло гражданам никакого разнообразия при выборе жилья. Мы полагаем, что жилищную реформу Н.С. Хрущева не стоит именовать идеальной, однако, беря во внимание количественные показатели ее реализации, стоит признать факт высокой компетентности политического лидера, его состоятельность как управленца государством. Кроме того, что более остального ценно в рамках настоящего исследования, указанная реформа колоссальным образом повлияла на развитие жилищного законодательства в СССР, находящегося в исследуемый период в значительном упадке ввиду отголосков войны и прочих глобальных факторов. Н.С. Хрущев фактически признал за гражданами право на жилище, благодаря его реформе был дополнен жилищный фонд СССР, создан новый правовой институт, именуемый жилищным наймом.
Литература
1. Верещак С.Б. Становление и развитие жилищного права в Советской России: 1917 - 1991 гг.: историко-правовой аспект: автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.Б. Верещак. Нижний Новгород, 2006. 26 с.
2. Пашенцев Д.А. Преодоление бедности в России: исторический опыт и современные тенденции правового регулирования / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило // Образование и право. 2018. N 9. С. 317 - 323.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.