Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЖИЛИЩЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
М.А. ДОЛГОШЕЕВ
Суть жилищной проблемы заключается в создании системы, которая способна удовлетворить потребность каждого члена общества в жилище, отвечающем запросам индивида и уровню экономического развития этого общества <1>. В историческом плане жилищная проблема была поставлена перед обществом и государством, что называется, с незапамятных времен, но ее решению пока не видно конца. Этому препятствуют два обстоятельства.
--------------------------------
<1> См.: Диордиева О.Н. Новый ЖК РФ // Юрист. 2005. N 4. С. 39.
Первое из них заключается в том, что определить границы разумных желаний индивида относительно его потребности в жилище трудно, если не невозможно, поскольку удовлетворенность каждого человека в этом отношении основывается не на абсолютной, а на относительной величине, а именно на соотношении притязаний субъекта и его материальных возможностей. В этом смысле каждый имеет свою собственную сферу возможного, исходя из объема которой и удовлетворяет свою жилищную потребность. Второе препятствие вызвано соотношением спроса на жилье и его предложения.
В известной работе "К жилищному вопросу" Ф. Энгельс показал, что этот вопрос "решается совершенно так же, как всякий другой общественный вопрос: постепенным экономическим выравниванием спроса и предложения, а это такое решение, которое постоянно само порождает вопрос заново, то есть не дает никакого решения".
С полной уверенностью можно утверждать, что современная российская система удовлетворения потребностей граждан в жилище не отвечает требованиям времени. По мнению Е.С. Филипповой, проблема доступного и комфортного жилья в последнее время вышла на первый политический план.
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребность в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище (ст. 40 Конституции России). В то же время провозглашается, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача - создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью была проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В настоящее время приватизирована большая часть государственного и муниципального жилья <2>.
--------------------------------
<2> Экономика и жизнь. 1995. N 42.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации <3> 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, "практически каждого гражданина, каждую российскую семью".
--------------------------------
<3> Российская газета. 2004. 27 мая.
В настоящее время приняты четыре составляющие оценки развития страны: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны с проблемой доступности жилья.
Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
а) расширить объемы и улучшить качество жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья;
б) повысить возможности граждан в приобретении жилья, т.е. увеличить платежеспособный спрос на рынке жилья.
Общий объем жилищного фонда России составляет 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них 62,1% старше 30 лет, 3,1% (88,7 млн. кв. м) - это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек. Более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50 - 60-е годы, около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2 - 3 раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека) <4>.
--------------------------------
<4> См.: Грудцына Л.Ю. Жилищная политика в России: прошлое и будущее // Законодательство и экономика. 2005. N 6.
Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85% в конце 80-х годов до 20% в настоящее время. При этом до сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина - в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.
В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:
1) спрос на рынке жилья, в том числе:
а) все еще высокие процентные ставки по ипотеке (11 - 13%);
б) высокие цены на жилье;
в) смешанный состав очереди на получение социального жилья;
г) высокие ограничения в области определения жилищных прав;
2) предложение на рынке жилья, в том числе:
а) большое количество согласований исходной разрешительной документации;
б) отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.
Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять организационные, административные и нормативные правовые ограничения.
Новая редакция Градостроительного кодекса наряду с Земельным кодексом и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства, устранить препятствия, стоящие перед инвестированием в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, выработать правила землепользования с целью застройки на территории муниципальных образований.
Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ограничений и развитие системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня - 1,5% от суммы сделки), на формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.
Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 гг., устанавливающей следующие количественные приоритеты:
а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15 - 20 лет до 5 - 7 лет;
б) обеспечение такого уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года.
С 2005 г. начался основной шестилетний второй этап (2005 - 2010 гг.) программы "Жилище", в котором намечается:
- совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации программы на практике в субъектах Российской Федерации;
- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
- продолжение реализации подпрограмм и мероприятий программы.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы "Жилище" будет производиться на основе системы индикаторов <5>, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период в целях уточнения или корректировки поставленных задач.
--------------------------------
<5> Приведены в приложении 4 к программе "Жилище".
С 1 января 2006 г. в России стартовал приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", рассчитанный на шесть лет (до 2012 г.). Он включает подготовительный (2005 г.), первый (2006 - 2007 гг.) и второй этапы (2008 - 2010 гг.). На первом этапе Президент России определил четыре приоритета:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Таким образом, решение жилищных проблем невозможно без значительного роста объемов жилищного строительства. Эта задача может быть решена в результате соединения усилий как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, граждан, отдельной семьи. Увеличение финансирования жилищной сферы из бюджетов всех уровней должно сопровождаться превращением ипотеки в реально действующий механизм, способный предоставить возможность значительной части россиян за счет собственных сбережений реализовать закрепленное в ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище. Государство лишь тогда сможет обеспечить право малоимущих и иных граждан на бесплатное или за доступную плату жилище, гарантированное ч. 3 указанной статьи Конституции России, когда на подобные меры государственной поддержки не будут претендовать экономически активные, трудоспособные слои населения. Хотелось бы отметить, что речь не идет о каком-либо ограничении юридически правомерных притязаний. Нет, речь идет об изменении иждивенческих настроений, о появлении обширной социальной группы, способной собственным трудом с помощью государственной поддержки ипотечных программ обеспечить себе и своей семье такое благо, как жилище.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.