Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ХИЩЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В.А. КОЛЛАНТАЙ
Способ совершения преступления является одним из элементов оперативно-розыскной характеристики. Факторы, влияющие на выбор того или иного способа совершения преступления экономической направленности, предопределены сферой деятельности. Способы совершения хищений в ЖКХ в целом находятся во взаимосвязи со спецификой производства и, как и в любой другой экономической сфере, детерминированы присущими этой отрасли особенностями.
Проведенный анализ 56 уголовных дел и 30 материалов доследственной проверки по заявлениям позволяет сделать вывод, что отличительным признаком для группы специфических способов хищений в ЖКХ является то, что они находятся в прямой зависимости от особенностей технологии производства, документооборота, нормативных требований, действующих в этой отрасли экономики, сфере производственной деятельности, на отдельном предприятии, в организации или учреждении. По нашему мнению, к таким способам можно отнести:
- завышение тарифов на поставку жилищно-коммунальных услуг с целью получения денежных средств от граждан и организаций различных форм собственности - 28%;
- получение в собственность помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилым фондам, - 22% <1>;
--------------------------------
<1> См.: Квасникова Т.В. Предупреждение преступности в сфере оборота недвижимости // Закон и право. 2013. N 9. С. 86.
- заключение договоров по поставке и монтажу приборов учета (тепловой энергии, водоснабжения и т.д.) <2> или иных товарно-материальных ценностей, при которых завышается стоимость данных приборов или приборы не устанавливаются вовсе - 14%;
--------------------------------
<2> См.: Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.-Новгород, 2009. С. 21; Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2009. С. 75.
- перевод денежных средств со статей предприятия (текущий ремонт, капитальный ремонт, содержание жилья и т.д.) в счет оплаты заработной платы - 13% <3>;
--------------------------------
<3> Об этом подробнее см.: Пластинина Н.В. Все о коммунальных услугах. Куда уходят наши деньги? М.: Эксмо, 2009. С. 64; Панагушин О.В. Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы: о налогообложении коммунальных платежей на содержание жилья // Жилищное право. 2011. N 7. С. 51.
- получение денежных средств, направляемых на обеспечение готовности объектов ЖКХ (многоквартирных домов, предприятий и т.д.) к зимнему отопительному периоду - 12%;
- совершение хищений денежных средств или товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете работника организации ЖКХ, - 11%.
Знание оперативными сотрудниками способов хищений, связанных с завышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, способствует успешному предупреждению и выявлению преступлений, совершаемых в ЖКХ, а также установлению лиц, их совершивших.
Изменения, происходящие в области тарифообразования жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), без преувеличения касаются большинства граждан Российской Федерации, так как мы являемся основными потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства. Завышение тарифов на поставку ЖКУ является самым распространенным способом хищения в ЖКХ по ряду причин. Во-первых, разнообразие ЖКУ, предоставление которых потребители оплачивают. Во-вторых, сложность процесса установления тарифов за потребляемые услуги. В-третьих, отсутствие контроля со стороны ревизионных комиссий собственников жилья и контролирующих органов. В-четвертых, нежелание или отсутствие возможности у собственников жилья участвовать в проведении собраний по выбору тарифов. По нашему мнению, такой способ хищения, как завышение тарифов на ЖКУ, можно разделить по внесенным в первичные документы изменениям на следующие:
- полная или частичная подделка протокола общего собрания собственников по выбору тарифа;
- включение в тариф работ, не предусмотренных им;
- исключение из тарифа некоторых видов работ и их оценка отдельно по завышенной цене.
Еще одним основанием для разделения способов совершения хищений, связанных с завышением тарифов за ЖКУ, являются сами услуги. На основании этого можно выделить следующие способы совершения хищений:
- завышение тарифа на содержание жилья и текущий ремонт;
- завышение тарифа на управление многоквартирным домом <4>;
--------------------------------
<4> Мы специально выделили завышение тарифа на управление многоквартирным домом в отдельный способ хищений (хотя этот платеж входит в тариф на содержание жилья и текущий ремонт), так как виды работ и услуг в них различны.
- завышение тарифа на капитальный ремонт;
- завышение тарифа на вывоз твердых бытовых отходов и снега;
- завышение тарифов на водо-, газо-, тепло- и электроснабжение.
Для простоты изложения мы возьмем за основу последнюю классификацию, так как подделка протоколов общих собраний и включение в тариф различных работ, к нему не относящихся, присущи всем из выделенных нами способов.
Тариф по содержанию и текущему ремонту жилья предназначен для оплаты сразу нескольких услуг (текущий ремонт, содержание жилья и управление домом). Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ <5> (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из: платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги. В ч. 7 ст. 156 ЖК РФ указано, "что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год". В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, который ежегодно своим постановлением устанавливает тариф за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирных домов разного типа, расположенных на территории муниципального образования. Собственники жилья результат проведения общего голосования (по очной или заочной форме) по выбору тарифа за содержание и текущий ремонт оформляют протоколом. Эти постановления являются основанием начисления тарифа управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами собственникам жилых помещений многоквартирного дома. С целью искажения данных о тарифе за содержание и текущий ремонт лица, совершающие хищения, могут:
--------------------------------
<5> Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 14.
- подделать протокол общего собрания собственников жилья;
- издать приказ о выборе тарифа, не принимая во внимание протокол общего собрания собственников.
Размер платы за управление многоквартирным домом формируется из тарифа за содержание и текущий ремонт, установленный органом местного самоуправления.
С целью совершения хищения лица, выполняющие в управляющей организации распорядительные функции, издают приказ перед началом работ по текущему ремонту и содержанию жилья или по итогам года отчет о проделанной работе, где в графе "управление многоквартирным домом" указывается определенный органом местного самоуправления тариф. Также отдельно в отчете могут быть указаны аналогичные входящим в этот тариф виды работ, при этом оцененные отдельно. В совокупности сумма тарифа выше, чем предусмотрено постановлением органа местного самоуправления.
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" <6> к работам по управлению многоквартирным домом относятся руководство управляющей организацией, технический контроль и планирование, финансово-экономическая деятельность, договорно-правовая деятельность и регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ <7>. Другими словами, тариф за управление многоквартирным домом взимается с целью оплаты труда сотрудникам управляющей организации за выполненные работы.
--------------------------------
<6> Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Методические рекомендации по определению численности работников управляющей организации в жилищной сфере. М.: Центр муниципальной экономики и права, 2008. С. 6.
Завышение тарифа за выполнение капитального ремонта отличается тем, что источником финансирования самого ремонта являются не только собственники жилья многоквартирного дома, но и бюджет муниципального образования, а также бюджет субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений, в том числе по их восстановлению и замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.
При совершении хищения этим способом создаются излишки денежных средств, полученных от собственников жилья, которые выводятся под предлогом оплаты работ или услуг, выполненных третьими лицами.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с подп. "д" п. 11 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" <9> являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной, и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов.
--------------------------------
<9> Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // СПС "КонсультантПлюс".
Тарифы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) устанавливаются для населения, бюджетных организаций и прочих потребителей. Разработка тарифа на вывоз ТБО осуществляется органом местного самоуправления. Утверждается тариф решением законодательного органа. Повышение тарифа на эту ЖКУ происходит один раз в год. С целью совершения хищения завышаются объемы вывезенных ТБО. После производства работ образовавшиеся излишки со счета управляющей организации или ТСЖ перечисляются другой организации за выполнение работ, которые выполнены не были или снимаются в подотчет.
Установить фактический объем вывезенных отходов можно путем анализа журналов въезда автотранспорта на полигонах захоронения ТБО и проведения встречных проверок в организациях, оказывающих эту услугу.
Завышение тарифов на водо-, тепло- и электроснабжение является еще одним способом хищения денежных средств в ЖКХ. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) <10>. В соответствии с ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" тарифы на электроэнергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) <11>. Также в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области регулирования тарифов, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса <12>. Все тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение и т.д.) для конкретного субъекта Российской Федерации устанавливают органы исполнительной власти этого субъекта.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159.
<11> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
<12> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 36.
При включении в счет оплаты рассматриваемых коммунальных услуг с целью совершения хищения преднамеренно искажается информация о количестве потребленных услуг или их стоимости. После внесения собственниками помещений денежных средств на счет обслуживающей организации часть денег перечисляется в организации, поставившие услуги, а часть похищается.
Проведенное исследование показало, что совершение хищений, связанное с завышением тарифов на тепло-, водо- и электроснабжение, характеризуется тем, что в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации <13>. Денежные средства, полученные за жилищно-коммунальные услуги, предприятие или организация ЖКХ получает на свой счет. После чего указанная организация перечисляет полученные денежные средства поставщикам жилищно-коммунальных услуг или оставляет себе в случае, если услугу оказала она. Совершение хищения по рассматриваемому способу заключается в том, что руководитель предприятия или организации ЖКХ (чаще всего ими выступают управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы), имея преступный умысел на хищение денежных средств, направляет деньги, полученные от граждан, в счет оплаты услуг не поставщикам данных услуг, что приводит к хищению. Как правило, указанные преступления совершаются путем искусственного завышения тарифов оплаты или завышения показаний приборов учета. Примером может служить уголовное дело, возбужденное в г. Томске по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении председателя ТСЖ "Подгорное" М. Так, она, являясь на основании протокола от 7 апреля 2006 г. N 8 общего собрания членов ТСЖ "Подгорное", расположенного по ул. Б. Подгорная, 56, в г. Томске, председателем данной организации в период с 1 января 2007 г. по 1 марта 2008 г., действуя от имени указанной организации, используя служебное положение, путем обмана, выразившегося во внесении изменений в счета квитанции на оплату коммунальных услуг, и самовольного завышения тарифов, предоставленных ей поставщиками коммунальных услуг, похитила денежные средства, принадлежащие А. В отношении фигурантки было доказано более 20 эпизодов преступной деятельности.
--------------------------------
<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501.
Приведенная нами классификация способов хищений, связанных с завышением тарифов за ЖКУ, не претендует на исключительность и может быть дополнена в ходе дальнейших исследований проблем выявления и раскрытия преступлений в ЖКХ.
Литература
1. Квасникова Т.В. Предупреждение преступности в сфере оборота недвижимости // Закон и право. 2013. N 9.
2. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009.
3. Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2009.
4. Пластинина Н.В. Все о коммунальных услугах. Куда уходят наши деньги? М.: Эксмо, 2009.
5. Панагушин О.В. Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы: о налогообложении коммунальных платежей на содержание жилья // Жилищное право. 2011. N 7.
6. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1.
7. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда" // СПС "КонсультантПлюс".
8. Методические рекомендации по определению численности работников управляющей организации в жилищной сфере. М.: Центр муниципальной экономики и права, 2008.
9. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // СПС "КонсультантПлюс".
11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31.
12. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13.
13. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // СЗ РФ. 2006. N 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.