Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В.В. ГРИБ
Взаимодействие общественных палат субъектов Российской Федерации с некоммерческими организациями является, на наш взгляд, одним из фундаментальных факторов развития гражданского общества в России, учитывая, что общественные палаты субъектов Российской Федерации играют ключевую роль как органы, призванные координировать развитие институтов гражданского общества.
Для налаживания данного взаимодействия во многих субъектах Российской Федерации были приняты соответствующие правовые нормы; в настоящее время мы видим необходимость проведения анализа данных правовых процессов с целью выработки новых предложений по активизации процессов сотрудничества между некоммерческими организациями и общественными палатами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона Краснодарского края "Об Общественной палате Краснодарского края" <1> общественная палата может привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, представители которых не вошли в ее состав. Решение об участии в работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав, принимается советом Общественной палаты.
--------------------------------
<1> Закон Краснодарского края от 29.04.2008 N 1459-КЗ "Об Общественной палате Краснодарского края" (принят ЗС КК 16.04.2008) // Кубанские новости. 2008. N 77.
Общественная палата Республики Адыгея на основании ст. 9 Закона Республики Адыгея от 24.07.2007 N 109 "Об Общественной палате Республики Адыгея" <2> предусматривает аккредитацию общественных объединений при Общественной палате. В целях привлечения к работе в Общественной палате наиболее активных представителей гражданского общества и учета их мнения Общественная палата Республики Адыгея осуществляет аккредитацию общественных объединений. Порядок аккредитации общественных объединений и формы их взаимодействия с Общественной палатой определяются регламентом Общественной палаты.
--------------------------------
<2> Закон Республики Адыгея от 24.07.2007 N 109 (ред. от 29.04.2008) "Об Общественной палате Республики Адыгея" (принят ГС - Хасэ РА от 18.07.2007) // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 2007. N 17; Советская Адыгея. 2007. N 147.
Общественная палата Новосибирской области предусматривает создание специального регистра. Так, п. 2 ст. 8 Закона Новосибирской области от 17.11.2006 N 51-ОЗ "Об Общественной палате Новосибирской области" <3> предусматривает, что для участия в работе Общественной палаты общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке и действующее на территории Новосибирской области, должно быть внесено в регистр. Основанием для внесения общественного объединения в регистр является письменное заявление общественного объединения об участии в работе Общественной палаты. Образец заявления разрабатывается Общественной палатой. К заявлению об участии в работе прилагаются:
--------------------------------
<3> Закон Новосибирской области от 17.11.2006 N 51-ОЗ "Об Общественной палате Новосибирской области" (принят Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 01.11.2006 N 51-ОСД) // Советская Сибирь. 2006; Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2006. N 51; Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов. 2006. N 4 (27). С. 486.
- копия устава общественного объединения;
- копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения;
- решение руководящего органа общественного объединения об участии в работе Общественной палаты, принятое в соответствии с его компетенцией, определенной в уставе общественного объединения;
- информация о деятельности общественного объединения.
В общественной палате Новосибирской области предусмотрено создание общественных советов по направлениям деятельности общественных объединений, которые вырабатывают рекомендации по направлениям деятельности. Заседания общественного совета являются открытыми. Общественный совет возглавляет член Общественной палаты. Общественные советы вырабатывают рекомендации по направлениям своей деятельности, содействуют координации и взаимодействию общественных объединений в данной сфере. Решения общественного совета направляются в совет Общественной палаты и носят рекомендательный характер.
Формами сотрудничества и взаимодействия Общественной палаты и общества являются общественные приемные, которые в Новосибирской области (п. 8 ст. 7 Закона Новосибирской области "Об Общественной палате Новосибирской области") обеспечивают прием заявлений и предложений от граждан и общественных организаций.
В большинстве региональных законов одной из целей палат является выработка рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества (к примеру, Белгородская область <4>, Республика Дагестан <5>, Республика Коми <6>, Томская область <7>, ХМАО <8>, Республика Ингушетия <9>, Мурманская область <10>, Костромская область <11>, Саратовская область <12>).
--------------------------------
<4> Закон Белгородской области от 21.07.2008 N 226 "Об Общественной палате Белгородской области" (принят областной Думой 08.07.2008) // Белгородские известия. 2008. N 119 - 123; Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2008. N 14 (132).
<5> Закон Республики Дагестан от 17.10.2006 N 48 (ред. от 03.10.2007) "Об Общественной палате Республики Дагестан" (принят Народным Собранием РД 28.09.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в: Дагестанская правда. 2006. N 267 - 268.
<6> Закон Республики Коми от 07.07.2006 N 63-РЗ "Об Общественной палате Республики Коми" (принят ГС РК 22.06.2006) // Республика. 2006. N 130 - 131; Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2007. N 1. Ст. 4656.
<7> Закон Томской области от 06.06.2006 N 110-ОЗ (ред. от 09.02.2008) "Об Общественной палате Томской области" (принят Постановлением Государственной Думы Томской области от 25.05.2006 N 3026) // Томские новости. 2006. N 24; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). 2006. N 53 (114); Собрание законодательства Томской области. 2006. N 6 (11).
<8> Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2006 г. N 33-ОЗ "Об Общественной палате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 10 февраля 2006 г.).
<9> Закон Республики Ингушетия от 31.12.2007 N 61-РЗ "Об Общественной палате Республики Ингушетия" (принят Народным собранием РИ 22.12.2007) // Ингушетия. 2008. N 5 - 6.
<10> Закон Мурманской области от 11.07.2008 N 996-01-ЗМО (ред. от 07.10.2008) "Об Общественной палате Мурманской области" (принят Мурманской областной Думой 25.06.2008) // Мурманский вестник. 2008. N 133. С. 3.
<11> Закон Костромской области от 07.12.2006 N 92-4-ЗКО (ред. от 24.04.2008) "Об Общественной палате Костромской области" (принят Костромской областной Думой 30.11.2006). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в: СП - нормативные документы. 2006. N 57 (59).
<12> Закон Саратовской области от 09.11.2007 N 243-ЗСО (ред. от 03.12.2008) "Об Общественной палате Саратовской области" (принят Саратовской областной Думой 31.10.2007) // Саратовская областная газета. Официальное приложение. 2007. N 66.
Общественные палаты взаимодействуют с общественными и некоммерческими организациями, во-первых, путем привлечения представителей данных объединений к работе в различных органах общественных палат (как правило, пленарных заседаниях) и рабочих группах. Во-вторых, при организации общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, участие в которых принимают представители институтов гражданского общества.
В-третьих, от субъектов выступают экспертные организации при оценке проектов на государственное финансирование из субъекта РФ.
В-четвертых, привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработке по данным вопросам рекомендаций.
В-пятых, институты гражданского общества выступают в качестве экспертов при проведении общественной экспертизы НПА. Подробный порядок привлечения к работе общественной палаты, как правило, регулируется нормами регламента общественной палаты.
Таким образом, мы видим, что в нормативных актах субъектов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общественных палат субъектов РФ, существуют нормы, закрепляющие необходимость взаимодействия общественных палат субъектов Российской Федерации с некоммерческими организациями. Данная законодательная тенденция представляется нам соответствующей задаче построения гражданского общества в России.
На наш взгляд, для развития гражданского общества в России необходимо создание в будущем реестра некоммерческих организаций, активно принимающих участие в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, с целью привлечения данных некоммерческих организаций к участию в деятельности Общественной палаты России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.