Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЦЕННЫХ БУМАГ
А.С. МАТКОВА
2009 год ознаменовался ужесточением административной ответственности за различные виды правонарушений корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг, в том числе в части раскрытия <1> информации <2>.
--------------------------------
<1> В настоящей статье автор не ставит задачу разграничить понятия "раскрытие информации" и "предоставление информации". В связи с отсутствием в корпоративном законодательстве и законодательстве о рынке ценных бумаг их четкого разделения предоставление информации в целях настоящей статьи рассматривается как часть раскрытия информации. Разделение указанных понятий дано в ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<2> В связи с вступлением в силу 13 апреля 2009 г. ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ N 9) // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 777.
Так, непредставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 руб. до 2000 руб.; на должностных лиц - от 10 000 руб. до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 300 000 руб. до 500 000 руб. (п. 3 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП)), а непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР России или его территориальный орган (далее именуются регулятором) отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - на граждан - от 2000 руб. до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до 1 года; на юридических лиц - от 500 000 руб. до 700 000 руб. (ст. 19.7.3 КоАП).
Отныне к административной ответственности могут быть привлечены владельцы ценных бумаг, аффилированные лица и лица, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении сделки акционерным обществом (далее - АО) (п. 3 ст. 15.19 КоАП).
Кроме того, ФЗ N 9 ввел такую категорию субъектов административной ответственности, как члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, предусмотрев, что указанные лица несут ответственность за нарушения корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг как должностные лица.
В этой связи предлагается еще раз обратиться к информации, раскрываемой владельцами ценных бумаг, в том числе являющимися должностными лицами в понимании ФЗ N 9. Отсутствие единого подхода к информации, подлежащей раскрытию, и порядку раскрытия приводит к многочисленным проблемам на практике.
1. Общеизвестной представляется норма ст. 30 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <3> (далее - ФЗ о РЦБ), предусматривающая обязанность владельца обыкновенных акций раскрывать информацию о приобретении 5% и более общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих лицу таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций. Указанная информация раскрывается путем направления уведомления регулятору и эмитенту в течение пяти дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) либо со дня, когда владелец узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций, в случае если приобретение или изменение указанной доли произошли в ходе размещения дополнительного выпуска.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Такое уведомление в соответствии с ФЗ о РЦБ должно содержать имя/наименование владельца; наименование эмитента; наименование государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций; количество принадлежащих владельцу акций.
Иных требований к содержанию и порядку оформления указанного уведомления законодательством не предусмотрено. Это породило многочисленные обращения участников рынка ценных бумаг в ФСФР России, отвечая на которые ФСФР России выпустил информационное письмо от 18 марта 2008 г. N 08-ВМ-03/4874 <4>, где рекомендовал для направления уведомления регулятору использовать приложенную к письму форму такого уведомления.
--------------------------------
<4> Вестник ФСФР России. 2008. N 3.
ФСФР России также разъяснил, что в случае, если владельцем обыкновенных акций является АО, которое в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н <5> (далее - Положение), обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах <6>, раскрытие информации о приобретении 5% общего количества размещенных обыкновенных акций и более, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих такому АО обыкновенных акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций, осуществляется в соответствии с п. 8.6.1 ("р") Положения в форме сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг АО. "Направление иных уведомлений в этом случае не требуется" <7>.
--------------------------------
<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 4.
<6> Обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяется на следующих эмитентов (АО):
а) в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) созданные при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
г) биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже (п. 5.1, п. 6.1.1 Положения).
<7> Вестник ФСФР России. 2008. N 3.
Такое сообщение публикуется в ленте новостей не позднее одного дня, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней с момента наступления соответствующего события (п. 8.6.3 Положения). Моментом наступления события является дата, на которую АО узнало или должно было узнать о переходе права собственности на долю участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) коммерческой организации, в том числе о зачислении акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии. В случае, если изменение доли принадлежащих акций происходит в результате размещения дополнительных акций, моментом наступления события считается дата государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций либо дата представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций, если в соответствии с ФЗ о РЦБ или иными федеральными законами эмиссия акций осуществлялась без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).
Следуя изложенной в письме позиции ФСФР России, АО, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, освобождаются от обязанности направлять уведомления регулятору и самому обществу. Последнее "освобождение" носит избыточный характер, так как порождает необходимость для эмитента как минимум следить за информацией, раскрываемой в ленте новостей уполномоченных агентств.
Такое "освобождение" предусмотрено только для лиц, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, и не распространяется на лиц, которые раскрывают такую информацию в добровольном порядке.
2. В связи с введением акционерных соглашений законодатель предусмотрел аналогичный порядок раскрытия информации в случае приобретения лицом акций АО, выпуск эмиссионных ценных бумаг которого сопровождался регистрацией их проспекта, или в случае приобретения права по соглашению с акционером определять порядок голосования по таким акциям на общем собрании акционеров, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям (ст. 30 ФЗ о РЦБ, в ред. ФЗ от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ <8>).
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2770.
Очевидно, что данная норма частично дублирует предыдущую, однако обладает отличительными чертами:
обязанность раскрывать информацию предусмотрена для лица, в случае если оно самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться указанным количеством акций АО;
обязанность раскрывать информацию предусмотрена в отношении акций АО, выпуск эмиссионных ценных бумаг которого сопровождался регистрацией их проспекта <9>. С учетом того, что эмиссионными ценными бумагами являются акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки (ст. 2 ФЗ о РЦБ), круг эмитентов, в отношении приобретения акций которых должно осуществляться раскрытие указанной информации, широк;
--------------------------------
<9> В случае если регистрирующим органом для такого АО является не регулятор, то уведомления направляются в регистрирующий орган независимо от сопровождения выпуска эмиссионных ценных бумаг регистрацией их проспекта (ст. 30 Закона).
наступление обязанности раскрывать информацию связано с получением возможности распоряжаться голосами, что может произойти в результате прямого владения акциями, в результате заключения акционерного соглашения, в результате управления ценными бумагами;
раскрытие информации не предусмотрено, в случае если доля акций становится меньше указанного количества;
неопределенность в части порядка раскрытия: будет ли послабление, предусмотренное указанным письмом ФСФР России, по аналогии распространяться на отношения из настоящей нормы.
3. Частичное дублирование нормы ст. 30 ФЗ о РЦБ содержится и в ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <10> (далее - ФЗ об АО). Так, п. 4 ст. 6 ФЗ об АО предусматривает обязанность АО опубликовать сведения о приобретении более 20% голосующих акций другого общества. Опубликование такой информации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
Особенность данной нормы заключается в следующем. Во-первых, ее действие распространяется только на АО, в отношении которых не предусмотрена обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (п. 8.7 Положения). Во-вторых, обязанность раскрытия возникает только в случае приобретения голосующих акций и не требуется в случае их отчуждения. В-третьих, в отличие от ст. 30 ФЗ о РЦБ обязанность раскрытия информации, предусмотренная ФЗ об АО, распространяется на приобретение привилегированных акций в тех случаях, когда они являются голосующими.
В этой связи правомерен вопрос: должно ли АО раскрывать информацию в соответствии со ст. 6 ФЗ об АО в случае, если в результате того, что привилегированные акции станут голосующими, пакет принадлежащих ему голосующих акций превысит 20%? Из содержания нормы п. 8.7.2 Положения следует, что обязанность раскрывать информацию в данном случае отсутствует. В соответствии с указанным пунктом раскрытие должно осуществляться АО путем опубликования указанной информации в ленте новостей не позднее одного дня с момента наступления соответствующего события. При этом моментом наступления указанного события является дата, на которую АО узнало или должно было узнать о зачислении акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии, т.е. обязанность АО раскрывать указанную информацию наступает только в случае приобретения акций.
Оценивая объем раскрытия информации публичными <11> и непубличными АО, можно сделать вывод, что последние в данном случае обязаны раскрывать информацию в большем объеме, что противоречит логике развития законодательства о рынке ценных бумаг в части увеличения объема информации, раскрываемой публичными компаниями.
--------------------------------
<11> Под публичными компаниями в целях настоящей статьи понимаются компании, ценные бумаги которых включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам фондовой биржи.
4. Особый порядок раскрытия информации установлен для лиц, приобретающих на основании добровольного или обязательного предложения в соответствии с ФЗ об АО крупного пакета обыкновенных акций и (или) привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ об АО, и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, АО, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ст. 30 ФЗ о РЦБ).
Раскрытию подлежит информация о направлении добровольного или обязательного предложения регулятору, а также содержание такого предложения.
Информация о направлении регулятору предложения раскрывается в виде сообщения не позднее дня, следующего за днем представления регулятору соответствующего предложения путем опубликования в ленте новостей, а также на странице в сети Интернет, если лицо, приобретающее ценные бумаги, является ОАО либо эмитентом, обязанным раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и существенных фактов (п. 3.2 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н <12> (далее - Положение о 30%)).
--------------------------------
<12> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 34.
До момента опубликования сообщения о направлении предложения регулятору в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе его опубликование на странице в сети Интернет, не допускается. Текст сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты его опубликования в сети Интернет (п. 3.2 Положения о 30%).
Содержание предложения раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения 15-дневного срока с даты представления регулятору предложения, если в течение указанного срока регулятором не было вынесено предписание о приведении предложения в соответствие с ФЗ об АО, путем опубликования сообщения о раскрытии содержания предложения в ленте новостей; опубликования документа, в котором указывается содержание предложения, на странице в сети Интернет (п. 3.3 Положения о 30%).
В этой норме законодатель также предусмотрел ограничение, аналогичное тому, которое содержится в п. 3.2 Положения о 30%, определив, что до момента опубликования сообщения о раскрытии содержания предложения в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе опубликование документа, в котором указывается содержание предложения, на странице в сети Интернет, не допускается. Однако при этом возложил обязанность указать адрес страницы в сети Интернет, на которой опубликован текст указанного документа, а также дату его опубликования. Из указанной формулировки следует, что опубликование документа в сети Интернет должно предшествовать опубликованию сообщения в ленте новостей, что порождает неопределенность в сроках и очередности опубликования указанной информации.
В случае внесения изменений в предложение информация о направлении указанных изменений регулятору раскрывается в порядке, предусмотренном Положением о 30% для раскрытия информации о направлении предложения регулятору, а содержание указанных изменений - в порядке, предусмотренном Положением о 30% для раскрытия содержания предложения (п. 3.4 Положения о 30%) <13>.
--------------------------------
<13> Об иных требованиях к содержанию публикуемой информации и порядке ее опубликования см.: Положение о 30%.
5. Дополнительная обязанность по раскрытию информации о владении ценными бумагами предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц, в которые входят иностранные инвесторы, приобретающих 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (ст. 14 ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государств" <14> (далее - ФЗ N 57)) <15>.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
<15> Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (далее также - пользование участками недр федерального значения), подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 57-ФЗ).
Иностранные инвесторы или группы лиц, в которые входят иностранные инвесторы, обязаны в течение 45 дней с момента совершения сделки по приобретению 5% и более акций (долей) раскрыть информацию путем представления в уполномоченный орган <16> уведомления, содержащего информацию, предусмотренную Правилами представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795.
--------------------------------
<16> Таким уполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба (п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.
В данном случае необходимо уведомлять о владении обыкновенными и привилегированными акциями вне зависимости от того, являются ли последние голосующими. Момент наступления обязанности раскрывать указанную информацию связан с моментом совершения сделки без учета факта исполнения сделки. В этом смысле более оправданной представляется позиция ФСФР России, когда момент приобретения ценных акций связывается с моментом зачисления акций на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии либо с моментом, когда владелец узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций, в случае если приобретение или изменение указанной доли произошло в ходе размещения дополнительного выпуска.
Ответственность за несоблюдение требований ФЗ N 57 предусмотрена его ст. 15.
6. Особый порядок раскрытия информации установлен для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В соответствии со ст. 30 ФЗ о РЦБ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях, если: а) он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которым количество ценных бумаг составило не менее чем 100% общего количества указанных ценных бумаг (форма N 041); б) он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которой количество ценных бумаг составило не менее чем 15% общего количества указанных ценных бумаг (форма N 040). Указанная информация раскрывается в соответствии с порядком и сроками предоставления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н <17> (далее - Порядок), путем ее направления регулятору. Форма отчетности установлена Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России и Министерством финансов РФ от 11 декабря 2001 г. N 33/109н <18>.
--------------------------------
<17> Российская газета. 2010. 26 янв.
<18> Российская газета. 2002. 16 - 17 янв.
Обязанность предоставлять информацию регулятору по указанным формам предусмотрена только для профессиональных участников, имеющих лицензии на осуществление дилерской деятельности, брокерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами <19>. Формы заполняются в отношении всех операций на рынке ценных бумаг, проводимых профессиональным участником, за исключением операций, совершенных профессиональным участником от своего имени и за свой счет при отсутствии у него дилерской лицензии (т.е. операций, не являющихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг) (п. 2.5.2 Рекомендаций). В соответствии с Порядком форма N 040 и форма N 041 представляются один раз в квартал не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом.
--------------------------------
<19> Пункт 2.5.1 Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденных распоряжением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 991/р // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 9 (далее - Рекомендации).
Порядок также предусматривает обязанность всех профессиональных участников в отношении собственных финансовых вложений предоставлять регулятору сведения об "изменении во владении ценными бумагами" (форма N 030). Указанные сведения предоставляются не позднее пяти рабочих дней с даты совершения соответствующей сделки.
Указанная форма в соответствии с п. 2.4.4 Рекомендаций заполняется только в отношении собственных финансовых вложений профессионального участника в следующих случаях:
владелец вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг;
владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.
Информация об уменьшении доли участия до уровня ниже 20% раскрытию не подлежит.
Указанные формы не заполняются в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг, а также приравненных к ним ценных бумаг (в том числе в отношении долговых ценных бумаг в иностранной валюте, выпущенных органами государственного управления и Внешэкономбанком).
Раскрытие информации должностными лицами. Специальная обязанность по раскрытию информации о владении ценными бумагами предусмотрена Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н <20> (далее - Положение о торгах). В соответствии с указанным Положением внутренними документами общества, ценные бумаги которого включены в один из разделов котировального списка, должна быть предусмотрена обязанность членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа управления, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации и ее должностных лиц, раскрывать информацию о владении ценными бумагами эмитента, а также о продаже и (или) покупке ценных бумаг эмитента (п. 4.10.5, п. 6 приложения N 1, п. 4 приложения N 2, п. 4 приложения N 3, п. 3 приложения N 4 Положения о торгах).
--------------------------------
<20> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 8.
Обращает на себя внимание тот факт, что в данном случае обязанность раскрывать информацию возлагается не только на должностных лиц, признанных таковыми в соответствии с ФЗ N 9. Момент, с которого наступает обязанность раскрывать информацию, связан с фактом покупки либо продажи ценных бумаг (исполнением обязательств по договору купли-продажи). Таким образом, из поля зрения выходят не только приобретение ценных бумаг либо изменение доли в процессе размещения дополнительного выпуска акций, но и в результате совершения иных гражданско-правовых сделок, что, очевидно, выходит за рамки логики ФЗ о РЦБ. Неясным остается вопрос, с какого момента наступает обязанность раскрывать информацию о владении ценными бумагами, поскольку понятие "владение" носит длящийся характер.
Данный пункт также не определяет "порог", пересекая который указанные лица обязаны раскрывать такую информацию. Это породило разрозненную правоприменительную практику - ряд эмитентов предусматривают в своих документах порог в 20%, по достижении которого указанные лица обязаны раскрыть информацию о доле участия в обществе, большинство дублируют норму ст. 30 ФЗ о РЦБ, и лишь немногие предусматривают обязанность раскрывать информацию о любом приобретаемом (отчуждаемом) количестве ценных бумаг общества.
Полагаем, что последняя позиция в наибольшей степени соответствует духу указанного Положения и позволяет эмитенту соблюсти его требования в части раскрытия сообщения об изменении размера доли участия указанных лиц (п. 8.6.1 ("в") Положения).
Дополнительные обязанности по раскрытию информации предусмотрены для служащих системы Банка России (Перечень должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций, утвержденный Приказом Центрального банка РФ от 4 февраля 1997 г. N 02-15 <21>).
--------------------------------
<21> Документ опубликован не был. См.: "КонсультантПлюс".
В соответствии с указанным Перечнем все служащие системы Банка России обязаны уведомить совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций и иных юридических лиц в течение:
10 дней со дня приобретения - для вновь приобретающих;
1 месяца со дня приобретения - для имеющих акции и доли участия.
Сокрытие информации о владении акциями и долями участия в капитале кредитных организаций и иных юридических лиц считается дисциплинарным нарушением.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.