Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КОНТРАКТАЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ 1920-Х ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Ю.О. НОВИКОВА
В настоящее время вопросу развития сельского хозяйства и устойчивому развитию сельских территорий уделяется повышенное внимание государственной власти. Сельское хозяйство, как отрасль в целом, так и отдельные его формы, всегда рассматривалось как один из важнейших механизмов повышения благосостояния населения. Создание условий для эффективного и рентабельного сельского хозяйства, сохранение занятости на селе относятся к приоритетным направлениям государственной политики. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года <1> первоочередной задачей названо совершенствование законодательства в области регулирования сельскохозяйственной кооперации, ее малых форм и кооперативных объединений. Реализация намеченных Правительством РФ планов возможна при коренной структурной перестройке в сельском хозяйстве, которая предполагает поиск новых эффективных форм хозяйствования. В связи с этим интересно обратиться к истории развития такого многомерного и уникального явления, как российская сельскохозяйственная кооперация.
--------------------------------
<1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. N 151-р.
Российская сельскохозяйственная кооперация, возникшая в конце XIX в. в ответ на запрос крестьянского населения на доступ к сельскохозяйственным машинам, посевным культурам и знаниям, достигла к началу XX в. огромных размеров. К 1920-м гг. правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации прошло несколько этапов развития. Основы советской аграрной политики были заложены на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, по итогам которого был принят декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Согласно п. п. 1 - 2 этого документа советская власть передавала землю помещиков, монастырей, церкви со всем имуществом, находящимся на ней, крестьянам.
По словам В.И. Ленина, на основе политики национализации был создан земельный строй, "наиболее гибкий в смысле перехода к социализму" <2>. Более того, он считал национализацию земли и равенство землепользования "идеальной" и "радикальной" политикой большевистской власти, облегчающей и ускоряющей переход к социалистической революции <3>.
--------------------------------
<2> Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 37. С. 326.
<3> Там же.
Основные положения декрета о земле получили развитие в декрете ВЦИК от 9 февраля 1918 г. "О социализации земли". Закон ввел уравнительное землепользование (ст. 12). Землю получали сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные товарищества, сельские общества, отдельные семьи и лица, в первую очередь деревенская беднота, безземельное население и сельскохозяйственные рабочие (п. "а" ст. 20, ст. 22). Полномочиями по перераспределению земли наделялись органы федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской Советской власти (п. "б" ст. 20).
Уничтожение частной собственности на землю и создание государственной земельной собственности означало, что "право неограниченного и безраздельного распоряжения землей принадлежит Советскому государству, которое получило возможность регулирования земельных отношений в интересах социалистического строительства" <4>. Глобальной задачей внутренней аграрной политики советского правительства было наладить взаимодействие с мелкобуржуазной демократией, используя последнюю как союзника пролетариата.
--------------------------------
<4> Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М.: Наука, 1977. С. 78.
Исследования В.В. Кабанова показали, что в 1917 - 1918 гг. в европейской России процесс конфискации помещичьей земли и передачи ее крестьянам был практически завершен <5>. Центральной фигурой на селе становился крестьянин-середняк. Цель создания союза крестьянина-середняка и рабочего класса была провозглашена на VIII съезде РКП(б), проходившем 18 - 23 марта 1919 г. Вступительная речь В.И. Ленина, доклады о программе партии и о работе в деревне содержали тезисы о необходимости подготовки почвы для прочного союза со средним крестьянством на основе уничтожения "ига помещиков" <6>. Этот союз должен был обеспечить постепенный осознанный переход от частного капитала к сельскохозяйственной коммуне. Декларативно не допускалось ни малейшего принуждения крестьян переходить к данной форме производства.
--------------------------------
<5> Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в период "военного коммунизма". М.: Наука, 1988. С. 22.
<6> Восьмой съезд РКП(б). 18 - 23 марта 1919 г. / под ред. Е. Ярославского. М.: Парт. изд-во, 1933. С. 8, 395, 418, 464 и др.
Перед социалистическим государством ставилась задача оказания всесторонней помощи кооперативным товариществам крестьян по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, кустарной промышленности через снабжение крестьян продуктами городской промышленности, улучшенными сельскохозяйственными орудиями, семенами, а также различными механизмами с целью повышения сельскохозяйственной культуры <7>.
--------------------------------
<7> Восьмой съезд РКП(б). 18 - 23 марта 1919 г. С. 418 - 419.
В ст. 1 - 2 Постановления ВЦИК от 14 февраля 1919 г. "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" было закреплено единоличное право государства на всю землю в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла. Это решение было продиктовано необходимостью организации сельского хозяйства на основах социализма и объединения пролетариата и деревенской бедноты в борьбе с капитализмом. При этом законодатель считал, что все виды единоличного землепользования нужно рассматривать как временное и отживающее экономическое явление, а наилучшими формами хозяйствования признавались крупные советские хозяйства-коммуны (ст. 3). В соответствии со ст. 29 указанного документа задачами последних были: а) максимально возможное увеличение продуктов путем поднятия производительности сельского хозяйства и расширения посевной площади; б) создание условий для полного перехода к коммунистическому земледелию; в) создание и развитие культурно-агрономических центров.
Таким образом, в данном Постановлении была поставлена задача построения единого производственного хозяйства, которое будет снабжать республику необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства при наименьшей затрате труда.
Еще на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, проводимом в декабре 1918 г., В.И. Ленин призывал крестьянство развивать коллективное хозяйство как наиболее выгодное с точки зрения экономии труда и продуктов <8>. Съезд также настаивал на необходимости "неуклонного перехода от мелких единоличных хозяйств к общественной обработке земли" <9>. Однако, как отмечал А.Ф. Чмыга, крестьянство в массе своей было еще не готово к организации социалистических форм хозяйства <10>.
--------------------------------
<8> Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 37. С. 360.
<9> Там же. С. 363.
<10> Чмыга А.Ф. В.И. Ленин и творчество народных масс в колхозном строительстве // Из истории революционной и государственной деятельности В.И. Ленина: сб. ст. к 90-летию со дня рождения. 1870 - 1960 / под ред. Л.М. Папина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. С. 413 - 417.
Таким образом, в период военного коммунизма были заложены основы социалистического способа производства в земледелии, определены направления его развития, одним из которых было постепенное вовлечение крестьянства на добровольных началах в трудовые коллективы разных форм.
Вместе тем в период перехода от буржуазного капитализма к государственному народное хозяйство страны терпело колоссальные разрушения и убытки вследствие военных и революционных событий.
В ст. 1 декрета Совета народных комиссаров от 11 января 1919 г. "О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства" было закреплено, что "все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями".
Сложившийся порядок изъятия излишков продукции был непосильным для многих домохозяйств, товариществ и обществ. Делегат от Казанской губернии на II Всероссийском съезде коллективных хозяйств говорил, что продорганы "отняли" все продовольствие. Делегаты от Уральской и Костромской губерний свидетельствовали о том, что приходилось быть лишь безмолвным свидетелем "расправы" продорганов с коллективами. В связи с описанными событиями национальный доход с 1917 по 1920 г. упал почти в три раза - с 11 млрд до 4 млрд руб., а прямые убытки сельского хозяйства и крестьянства исчислялись почти 3 566 160 тыс. руб. <11>.
--------------------------------
<11> Кабанов В.В. Указ. соч. С. 32.
Государственная власть ввиду бедственного положения прежде всего крестьянства приняла решение обратиться к такому социально-экономическому явлению, как кооперация.
Следует оговориться, что период военного коммунизма внес свои коррективы в правовое регулирование кооперативного движения. Кооперативное законодательство тех лет соответствовало тезисам, изложенным в резолюциях, декретах и постановлениях советской власти, отвечало задачам военного времени, а также политики жесткого огосударствления. Так, 16 марта 1919 г. был принят декрет Совета народных комиссаров "О потребительских коммунах", в соответствии с которым все виды кооперативного движения были объединены в единую потребительскую кооперацию, в основании которой стояла потребительская коммуна. Принятие этого декрета стало одним из проявлений государственной политики военного коммунизма, целью которой являлась концентрация ресурсов для обеспечения победы в гражданской войне.
Механизмы реализации политики военного коммунизма, которые выразились во введении продовольственной диктатуры, изъятии "излишков" продукции, производимой крестьянским населением, запрещении частной торговли и пр., свели на нет все достижения российской кооперации, которая основывалась на демократических принципах частной инициативы, самодеятельности, самоуправления и самоорганизации.
Переход государства к новой экономической политике (нэп) предопределил дальнейшую судьбу российской кооперации.
На X съезде РКП(б), проходившем с 8 по 16 марта 1921 г., была подготовлена резолюция о кооперации, где указывалось на необходимость выработки новелл в кооперативном законодательстве, которые стимулировали бы возникновение и развитие кооперативных товариществ как частноправовых институтов, чья деятельность улучшала бы материальное положение населения. Решая данную задачу, законодатель фактически вернул кооперацию к дореволюционному правовому положению.
В период нэпа было принято четыре основных закона, касающихся сельскохозяйственной, промысловой, потребительской и кредитной кооперации <12>. При этом советское правительство воспроизвело большую часть норм имперского кооперативного законодательства, а также законодательства Временного правительства.
--------------------------------
<12> Декрет СНК РСФСР от 7 апреля 1921 г. "О потребительской кооперации"; декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 7 июля 1921 г. "О промысловой кооперации"; декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. "О сельскохозяйственной кооперации"; декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 24 января 1922 г. "О кредитной кооперации".
В указанный период перед государственной властью стояла задача экономически сомкнуть развивающиеся мелкокрестьянские кооперативные товарищества с социалистической промышленностью, предоставив последней ведущую роль в вытеснении частного капитала с путей, которые связывали деревню и город.
Декрет Совета народных комиссаров от 26 июля 1921 г. "О средствах кооперации" закрепил в качестве одного из средств финансирования деятельности товариществ пособия от государства на выполнение мероприятий, имеющих народно-хозяйственное значение. При этом ссуды на развитие деятельности товариществ должны были выдаваться из средств Кооперативного отдела Народного комиссариата финансов и его местных органов. Ссуды можно было получить как на выполнение заключаемых государственными органами договоров с кооперативами по производству и заготовке товаров или по исполнению различных хозяйственных поручений, так и на самостоятельные операции кооперативов, если они были признаны полезными для народного хозяйства.
В 1922 г. в СССР начала применяться контрактация, обусловившая дальнейшее преобразование кооперации из частноправового института в публично-правовой. Контрактация - это соглашение, двусторонний договор между заготовителями и производителями, который предусматривал заказ производителей на производство сельскохозяйственной продукции и организованную сдачу ее в установленные сроки на предусмотренных договором условиях <13>. В целом контрактация была механизмом организации крестьянского хозяйства. При этом, по мнению А.И. Микояна, не имело значения, какую сферу она затрагивала - торговую или производственную, чем шире контрактация, тем глубже ее воздействие на сельское хозяйство <14>.
--------------------------------
<13> Из выступления А.И. Микояна на заседании Коллегии Наркомторга СССР о плане контрактации сельскохозяйственного сырья в 1928 г. 9 января 1928 г. // Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 - 1939: док. и материалы: в 5 т. Т. 1: Май 1927 - ноябрь 1929 г. / отв. ред. В. Данилов. М.: РОССПЭН, 1999. С. 140.
<14> Там же. С. 138 - 140.
Т.Г. Намнек понимал под контрактацией договор между сельской кооперацией и государственными органами, по которому сельский производитель обязуется выполнить сельскохозяйственные работы и сдать государству продукцию по определенной цене, получая за это аванс для нужд производства. В более узком смысле, по мнению ученого, это обязательство прямой сдачи продукции. Задачей контрактации было обеспечение промышленности основным сырьем <15>.
--------------------------------
<15> Намнек Т.Г. Контрактация как кооперативная проблема // Плановое хозяйство. 1928. N 2. С. 156.
С началом экономической "смычки" сельского хозяйства и промышленности "стихийная" связь между городом и деревней стала плановой.
В решениях XV съезда ВКП(б) указывалось, что "кооперация мелких производителей, в условиях капитализма неизбежно враставшая в систему капиталистических хозяйственных органов, становится в условиях пролетарской диктатуры огромным передаточным механизмом, помогающим социалистической индустрии вести за собой деревню - простых товаропроизводителей" <16>.
--------------------------------
<16> Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1986): в 16 т. Т. 4: 1926 - 1929 / под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1984. С. 294.
Резолюции съездов ВКП(б) и главным образом первые кооперативные декреты 1921 - 1922 г. вводили через первичные формы кооперации начальные элементы обобществленного производства, предполагавшего не только создание коллективных хозяйств, но и использование наемного труда <17>.
--------------------------------
<17> См., например: декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 7 июля 1921 г. "О промысловой кооперации" (ст. 1).
Договор на контрактацию стал основным элементом системы перехода от частнокапиталистической кооперации к государственной коллективной системе производства. Контрактация, исходя из норм названного выше декрета от 26 июля 1921 г., являлась "обязательной" формой выполнения государственного задания (п. "ж" ст. 2). По сути, кооперативное товарищество становилось передаточным звеном между крестьянином и государством.
К 1926 - 1927 гг. контрактационные договоры на все виды продукции сельского хозяйства охватили более 1 316,5 тыс. га посевов 973,6 тыс. крестьянских хозяйств, т.е. 4,9% их общей массы. А общий объем законтрактованной продукции составил 208 855 тыс. руб. Контрактация представляла собой серьезный сдвиг в преодолении рыночной стихии и внедрении планового, государственно организованного начала в производство и товарооборот.
С 1927 г. контрактация стала применяться в заготовке зерна. Так, ст. 1 Постановления Совета труда и обороны от 27 июля 1927 г. "О директивах на хлебную кампанию 1927/28 г." предусматривалось усиление планового начала в "деле использования хлеба". При этом кооперации отводилась особая роль при заготовке, снабжении, экспорте зерна и хлеба.
Таким образом, с помощью контрактации государственная власть, с одной стороны, обеспечивала и стимулировала рост посевных площадей, а с другой - способствовала росту кооперативных объединений района.
26 апреля 1929 г. Наркомторг СССР издал Постановление, в котором планировалось законтрактовать за счет семян посевщиков 87 тыс. га ржи и 277 тыс. га пшеницы (п. 13).
Инструкция Наркомторга СССР от 26 апреля 1929 г. "О контрактации озимых посевов зерновых культур в 1929 году", принятая в развитие упомянутого Постановления (далее - Инструкция), предполагала реализацию плана контрактации только с привлечением сельскохозяйственной кооперации (п. 2). На основании п. 11 обозначенного документа договоры на контрактацию должны были заключаться с колхозами, простейшими производственными объединениями, земельными обществами и группами посевщиков.
В Инструкции сельскохозяйственной кооперации отводилась как методическая, так и практическая роль. Она выполняла следующие функции:
участие в разработке поокружных планов контрактации по культурам (п. 3);
участие в разработке финансовой части планов контрактации (п. 6);
участие в разработке и утверждении календарных сроков передачи денежных средств поставщикам сельскохозяйственной продукции (п. 12);
отпуск сортовых семян при контрактации сортовых посевов посевщикам, не имеющим собственных сортовых семян (п. 16);
плановое проведение контрактации республиканских площадей зерновых культур (п. 22);
установление формы и конкретного плана агрономического обслуживания контрактующих хозяйств (п. 27);
организация агрономического обслуживания контрактующих хозяйств (п. 28).
Означенный документ также определял форму и содержание договора на контрактацию с низовыми кооперативными организациями. В договорах, заключаемых окружными союзами и первичными кооперативами с организациями, для которых производилась контрактация, закреплялись: право кооперативов на непосредственное участие в окончательной проработке планов контрактации; право на участие в проведении разъяснительной кампании по контрактации; обязанность этих организаций обеспечивать снабжение посевщиков семенами надлежащего качества в пределах, предусмотренных планом, и в установленные сроки; право на непосредственное наблюдение за проведением посевщиками на законтрактованных площадях агрикультурных мероприятий, обусловленных договором; право на наблюдение за сдачей зерна посевщиками (п. 23 Инструкции).
На сельскохозяйственную кооперацию были возложены следующие юридические обязательства: организовать сдачу всего зерна с законтрактованных площадей посевщиками на пункты по указанию организаций, для которых проводится контрактация, по согласованию с органами Наркомторга СССР; организовать наблюдение за выполнением посевщиками специальных агротехнических условий и проведением мероприятий, касающихся обработки земли, ухода за посевами и уборки урожая; оказывать посевщикам агрономическую помощь и агрономическое обслуживание в максимально возможном размере; периодически представлять организациям, для которых проводится контрактация, информацию о ходе контрактации (п. 24 Инструкции).
Также сельскохозяйственная кооперация по договорам с посевщиками принимала на себя обязательство уплатить посевщикам, сдающим зерно с контрактуемых у них площадей, конвенционную заготовительную цену для сдачи хлеба вместе с бонификацией и рефакцией (причем эта цена не должна была быть ниже существующей на день заключения договоров). В отношении зерна, сданного не позднее двух месяцев со дня начала уборки урожая, устанавливалась доплата за срочность в размере 30,5 коп. на центнер, при сдаче зерна на франко-вагон (баржа) или пристанционный склад заготовителя или Народного комиссариата путей сообщения РСФСР партиями не менее 82 центнеров - 18,3 коп. с центнера, партиями не менее одного вагона - 24,4 коп. с центнера. Кроме того, при сдаче зерна непосредственно производителями предусматривалась доплата, установленная для этих предприятий. Сверх перечисленных доплат за сортовое зерно определенных сортов, имеющее сортовую чистоту не ниже 80%, выплачивались 10 - 15% от заготовительной цены (п. 33 Инструкции).
В Инструкции было четко обозначено, что контрактация, проводимая по планам соответствующих сельскохозяйственных центров (союзов), организовывалась не в порядке договоров, а в порядке "твердых определенных заданий", соответствующих республиканским, краевым и областным планам, где указывались площадь контрактуемых посевов, культуры, размер финансирования контрактации, его источники "с подразделением на натуральные выдачи, семенами, кредиты Госбанка, производственные кредиты, зачитываемые в счет контрактационных авансов" (п. п. 6, 9, 30).
Важную роль в проведении заготовительных кампаний играли зерновые товарищества с обобществленным имуществом и капиталом. С 1928 г. государственная власть ставила задачу организации такого вида товарищества в каждом населенном пункте, причем именно зерновым товариществам отводилась ведущая роль в деле кооперирования производства и сбыта крестьянской зерновой продукции <18>.
--------------------------------
<18> К озимой посевной кампании. Озимая кампания и задачи хлебной кооперации // Хлебоцентр. Еженедельный информационный бюллетень. 1929. N 20. 25 мая. С. 1.
Зерновые товарищества должны были решать достаточно широкий круг задач: 1) проведение в жизнь постановлений правительства о поднятии урожайности путем введения на земельной площади их членов многополья, рационального севооборота, чистосортных семян, организации очистки и протравливания семян, борьбы с вредителями, вытеснения сохи; 2) организация производственной помощи бедняцкой и маломощной части своих членов за счет контрактационных авансов и прочих кредитов главным образом путем организованного найма инвентаря и "тягловой силы" для обработки бедняцких полей и организации общественной обработки земли; 3) организация общественного семенного фонда; 4) организация прокатных и зерноочистительных пунктов и общественных зернохранилищ; 5) организация в каждом зерновом товариществе обобществленного участка земли с обобществленным посевом; 6) организация общественной молотьбы и общественной обработки земли и уборки урожая <19>.
--------------------------------
<19> Озимая кампания и задачи хлебной кооперации. С. 2.
При этом зерновые сельскохозяйственные товарищества создавались не только как один из инструментов реализации заготовительной кампании государства, но и как инструмент построения более сложной формы коллективного хозяйства. Считалось, что организация общественной молотьбы являлась первым шагом к обобществлению остальных процессов производства.
На 1 октября 1928 г., например, в Центральной черноземной области насчитывалось 852 зерновых товарищества в составе 54 тыс. крестьянских хозяйств <20>. В Нижнем Поволжье было организовано 2 835 различных производственных сельскохозяйственных кооперативных объединений. В это число входило 1 346 зерновых (посевных) товариществ, 449 товариществ по общественной обработке земли, 113 сельскохозяйственных артелей, 98 семенных товариществ, 17 крупных колхозов, 5 коммун и пр. Всего было кооперировано около 115 тыс. крестьянских хозяйств <21>.
--------------------------------
<20> Достижения контрактации // Хлебоцентр. Еженедельный информационный бюллетень. 1929. N 18. 11 мая. С. 9.
<21> Там же. С. 10.
Таким образом, к 1928 - 1929 гг. сельскохозяйственная кооперация не только рассматривалась советской властью как основа для перехода от частнокапиталистических к социалистическим отношениям, но и была непосредственно встроена в систему контрактационных государственных экономических отношений.
Контрактация как экономический механизм в заготовительной кампании являлась "системой-смычкой" между крестьянином, производящим сельскохозяйственную продукцию, и государством. В этой системе кооперация выполняла роль общественно-экономической площадки и создавала условия для перехода к крупной форме народного хозяйства с государственным участием.
Телеграмма Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР от 30 апреля 1929 г. N 6/4123 "О контрактации озимых зерновых посевов 1929 г. Союзхлебом и потребкооперацией" обозначила исключительную роль сельскохозяйственной кооперации в деле развития контрактации продукции. С 1929 г. контрактация проводилась исключительно через систему сельскохозяйственной кооперации, т.е. договоры с производителями зерна могли заключаться только через органы сельскохозяйственной кооперации <22>.
--------------------------------
<22> Хлебоцентр. Еженедельный информационный бюллетень. 1929. N 20. 20 мая. С. 8.
Государственная экономическая политика контрактации выразилась в утверждении средних норм сдачи зерна с законтрактованных площадей по категориям хозяйств с каждого гектара по районам. Из общей площади авансовой контрактации озимых зерновых посевов 1929 г. контрактовалось: Союзхлебом - 1 895 тыс. га, в том числе 735 тыс. га пшеницы и 1 160 тыс. га ржи; Московским союзом потребительных обществ - 550 тыс. га, в том числе 250 тыс. га пшеницы и 300 тыс. га ржи; центральными рабочими кооперативами Нижнего Новгорода, Иваново-Вознесенска, Тулы, Харькова, Ростова и Баку - 350 тыс. га, в том числе 100 тыс. га пшеницы и 250 тыс. га ржи; Транпосекцией - 100 тыс. га, в том числе 50 тыс. га пшеницы и 50 тыс. га ржи; Ленинградским союзом потребительских обществ - 200 тыс. га, в том числе 100 тыс. га пшеницы и 100 тыс. га ржи <23>.
--------------------------------
<23> Хлебоцентр. Еженедельный информационный бюллетень. 1929. N 20. 20 мая. С. 12.
Кроме того, к весне 1929 г. на авансирование контрактации советской властью были выделены огромные финансовые средства - 247 110 тыс. руб.
Контрактация не только стимулировала расширение посевных площадей, но и способствовала повышению урожайности (вследствие внедрения сортовых семян, агротехнических улучшений и т.п.). Еще одна задача, которую советское правительство ставило перед сельскохозяйственной кооперацией, - максимальное включение в ее состав малоимущего населения - тоже была достигнута. К 1929 г. 34,5% хлебной кооперации составляло бедняцкое население, в то время как доля кулаков по сравнению с 1928 г. уменьшилась с 1,9 до 0,7%. Тем самым контрактация выступила мощным фактором подъема бедняцких крестьянских хозяйств.
В связи с широким применением механизма контрактации сельскохозяйственная кооперация в России стала трансформироваться. Деятельность данного вида кооперативных объединений по производству продукции, выработке и распространению агрокультурных знаний строилась не на демократических принципах самоуправления, самодеятельности и самоорганизации, а на системе обязательных контрактов частного производителя и государства.
Таким образом, 1920-е гг. в истории правового регулирования сельскохозяйственной кооперации стали переходным периодом. Начало 1920-х гг. ознаменовалось утверждением специальных кооперативных законов, регулировавших юридический статус разных видов кооперации. При этом, признавая провалившимися планы разверстки, советская власть предоставила кооперативам те права и свободы, которые были отняты в период военного коммунизма. Однако с помощью норм права, которые обязывали кооперативные товарищества выполнять государственные сельскохозяйственные заказы, был сделан первый шаг на пути к трансформации кооперации из частноправового образования в публично-правовое.
Список литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.