Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Е.Д. ВОРНИКОВА
В современном мире наблюдается трансформация правоотношений, возникающих из договора возмездного оказания услуг. В эпоху цифровизации бизнес существует в глобальном масштабе. Это происходит за счет использования Интернета и новых цифровых технологий. Возникает проблема системной адаптации гражданско-правовых институтов к новым условиям. В частности, возникает вопрос о том, могут ли современные экономические отношения, складывающиеся на цифровых платформах, быть квалифицированы как договор возмездного оказания услуг? Например, допуск к цифровой инфраструктуре, облачные сервисы, предоставление доступа к цифровому контенту и т.д. Ответить на поставленный вопрос поможет анализ изменения основных элементов правоотношений по оказанию услуг в период цифровизации.
Во-первых, многие услуги становятся цифровыми, то есть их оказание невозможно без использования цифровых технологий. Это связано с трансформацией услуг как объекта правоотношений.
Классически оказание услуг происходит активными действиями исполнителя, а результаты оказания услуг (полезный эффект, который не имеет овеществленной формы) потребляется заказчиком по мере их оказания. Услуги эксклюзивны, поскольку неотделимы от конкретного исполнителя. Качество услуг сложно измерить. Эти теоретические позиции отражены, в частности, в работах М.И. Брагинского и В.В. Витрянского <1>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. Кн. 3. С. 312.
В цифровой экономике виртуальные и цифровые объекты проходят символическую объективацию посредством программного кода и длительное время хранятся на соответствующих носителях, то есть процесс оказания услуг и его результат могут быть задокументированы и сохранены в цифровой форме. Об этом упоминают в своих исследованиях, например, Л.Ю. Василевская и М.А. Рожкова <2>. При этом целью оказания услуг продолжает оставаться удовлетворение потребности заказчика, а не создание цифрового продукта как потенциально охраняемого результата интеллектуальной деятельности или товара.
--------------------------------
<2> Василевская Л.Ю., Рожкова М.А. Оказание электронных услуг онлайн-классифайдами: проблемы правовой регламентации // Хозяйство и право. 2020. N 11(526). С. 41 - 42.
Кроме того, бизнес-агрегаторы используют универсальный, стандартный механизм для подключения к нему максимального количества пользователей, то есть оказание услуг происходит при помощи типовых цифровых алгоритмов. По общему правилу владелец платформы Dropbox не создает специальный эксклюзивный алгоритм для каждого пользователя, который хранит данные в облаке.
Оказание услуг происходит часто без вмешательства человека в автоматическом режиме, что затрудняет определение предмета договора. От владельца платформы Dropbox не требуется никаких действий, для того чтобы разрешить пользователю доступ в облако (на первый взгляд). Отсутствие активных действий должника при исполнении обязательств может быть признаком лицензионного договора или аренды.
С точки зрения теории мы наблюдаем изменение юридически значимых свойств услуг как объекта правоотношений, а на практике появление цифровых технологий вводит в заблуждение относительно предмета договоров, заключаемых в цифровой среде.
Во-вторых, усложняется структура правоотношений и меняется субъектный состав.
Учитывая оказание цифровых услуг с использованием сети Интернет вне территориальных границ конкретного государства, в подавляющем большинстве отношений по оказанию услуг может быть выявлен иностранный элемент. Это не означает, что появляется новый субъект, но на практике иностранный элемент открывает возможность применения механизмов международного частного права и особых правовых режимов предпринимательской деятельности.
Коммерческое присутствие исполнителя цифровых услуг устанавливается не по физическому месту его нахождения, а через фикцию - по критерию направленности его деятельности на лиц конкретного государства. Например, российский предприниматель распространяет рекламу через Facebook о своей хозяйственной деятельности. Он использует платформу Facebook на основании договора оказания услуг с ее иностранным оператором. По общему правилу ст. 1211 Гражданского кодекса РФ к отношениям сторон подлежит применению право страны, где находится "основное место деятельности" исполнителя, если стороны не договорились об ином. Но где это место нахождения? Физически серверы указанной компании располагаются за рубежом, зарегистрирована эта компания за рубежом, контролируется она также из-за границы. При этом ее деятельность направлена в данном аспекте на российские субъекты. В результате с помощью данной фикции мы можем заключить, что местом их нахождения является территория Российской Федерации и поэтому применяется российское право.
Кроме того, между заказчиком и исполнителем в цифровой среде, как правило, есть цифровой посредник, правовой статус которого может быть различным <3>, но оставим эту интересную дискуссию за пределами статьи. Позиция автора заключается в том, что цифровой посредник не участвует в отношениях между заказчиком и исполнителем, то есть имеет отдельные договоры с каждым из них и является посредником в экономическом смысле слова. Отсюда следует необходимость разделения правоотношений в цифровой среде на две группы - основные и вспомогательные. Основные складываются между заказчиком и исполнителем на основании договоров оказания услуг. Вспомогательные возникают на основании организационных договоров между оператором платформы (цифровым посредником) и каждым ее пользователем, которые по правовой природе автор квалифицирует так же как оказание услуг.
--------------------------------
<3> Минбалеев А.В. Цифровые правоотношения: понятие, виды, структура, объекты // Цифровое право: Учебник / Под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М., 2020. С. 70; Подузова Е.Б. Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 2. С. 56.
При этом основные и вспомогательные договоры не имеют самостоятельной экономической ценности вне цифровой экосистемы, а потому являются взаимосвязанными. Понятие взаимосвязанности на самом деле давно известно российскому праву <4>. Здесь необходимо упомянуть труды Н.И. Клейн. В настоящее время указанная конструкция применяется, например, в отрасли корпоративного права, в сфере несостоятельности (банкротства) и т.д. Правовые последствия взаимосвязанности и значение данной теоретической конструкции мы видим далее в вопросах исполнения договорных обязательств, то есть уже в содержании правоотношений.
--------------------------------
<4> Организация договорно-хозяйственных связей / Н.И. Клейн. М., 1976. С. 3.
В-третьих, рассмотрим исполнение обязанностей по оказанию услуг и по их оплате.
Коррелирует ли оказание цифровых услуг с классическим подходом к исполнению обязательств по оказанию услуг, которое совершается активными действиями исполнителя? Например, в облачных сервисах исполнитель не совершает никаких реальных действий, по сути только пассивно предоставляя пользователю возможность входа в информационную систему и право использования определенных вычислительных мощностей. Мы считаем, что признак активных действий исполнителя здесь существует. Автоматизированный режим работы цифровой технологии, в результате использования которой заказчик получает полезный эффект, должен рассматриваться в качестве действий самого оператора. Кроме того, действуя разумно и добросовестно, оператор не только разрешает доступ пользователя в систему, но и совершает ряд действий по обеспечению работоспособности платформы, которые также охватываются понятием надлежащего исполнения договора.
Следующий вопрос: являются ли услуги возмездными? Как пользователь оплачивает услуги оператора платформы, если взамен на доступ в информационную систему он лишь соглашается на обработку своих данных?
На первый взгляд пользовательские соглашения большинства цифровых сервисов выглядят безвозмездными, потому что пользователь ничего не платит оператору платформы. При этом следует вспомнить о связанности правоотношений в цифровой среде, которая упомянута ранее. Оператор платформы получает встречное предоставление по пользовательскому соглашению при исполнении иных договоров, которые связаны с ним. Оператор может получать комиссию от каждой совершенной на платформе сделки или может монетизировать пользовательские данные через распространение рекламы или передачу их третьим лицам за плату <5>.
--------------------------------
<5> Ворникова Е.Д. Особенности встречного предоставления по договорам возмездного оказания услуг на цифровых платформах // Гражданское право. 2023. N 3. С. 31.
Таким образом, основные выводы о трансформации договора возмездного оказания услуг в цифровой экономике связаны с изменением юридически значимых свойств услуг как объекта правоотношений, изменением их субъектного состава и содержания. Указанное, безусловно, влияет на правовое регулирование таких новых общественных отношений, что обусловлено, например, развитием феномена права платформ, применением норм иностранного права, изменением методов правового регулирования.
Литература
1. Брагинский М.И. Договорное право. В 5 книгах. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2002. 1036 с.
2. Василевская Л.Ю. Оказание электронных услуг онлайн-классифайдами: проблемы правовой регламентации / Л.Ю. Василевская, М.А. Рожкова // Хозяйство и право. 2020. N 11(526). С. 41 - 51.
3. Ворникова Е.Д. Особенности встречного предоставления по договорам возмездного оказания услуг на цифровых платформах / Е.Д. Ворникова // Гражданское право. 2023. N 3. С. 31 - 34.
4. Минбалеев А.В. Цифровые правоотношения: понятие, виды, структура, объекты / А.В. Минбалеев // Цифровое право: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / А. Дюфло, Л.В. Андреева, В.В. Блажеев [и др.]; Под общей редакцией В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. Москва: Проспект, 2020. С. 70.
5. Организация договорно-хозяйственных связей / Н.И. Клейн. Москва: Юридическая литература, 1976. 190 с.
6. Подузова Е.Б. Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса / Е.Б. Подузова // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 2. С. 55 - 60.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.