Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Д.Л. ПИВНЕНКО
Введение
Конституцией Российской Федерации <1> и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об ОКН) <2> закреплены взаимонаправленные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по сохранению объектов культурного наследия (далее - ОКН).
--------------------------------
<1> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6 октября 2022 г., ст. 0001202210060013.
<2> Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от 24 июля 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 2022. N 26. Ст. 2519.
Такие обязанности сопоставляются с безусловным принципом неприкосновенности частной собственности и осуществлением равноправными субъектами принадлежащих им прав разумно и добросовестно, возможностью возмещения и компенсации убытков, причиненных в случае как неправомерных, так правомерных действий соответственно.
Вместе с тем, по мнению автора, в отношении правового режима выявляемых объектов археологического наследия (далее - ОАН) законодательство Российской Федерации характеризуется рядом противоречий, не отвечающих вышеприведенным принципам, и внутриотраслевой неопределенностью, что обусловливает неоднозначность подходов к реализации гражданских прав и обязанностей.
Исследуемая проблема является многоаспектной, находящей свое отражение в различных сферах правовых и общественных отношений, выявляющейся в первую очередь в особой для цивилистов конституционно-правовой плоскости <3>, которая представляется в сочетании обязанности по сохранению ОКН с возможностью свободной и не ограничиваемой произвольно реализацией принадлежащих субъектам прав.
--------------------------------
<3> См.: Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. N 11. С. 37.
Публично-правовой аспект видится в такой организации деятельности органов власти по исследуемому вопросу, которая бы обеспечивала необходимый баланс публичных и частных интересов в сфере сохранения ОКН.
Гражданско-правовой аспект "означает использование в процессе исследования... гражданско-правовых категорий" <4>. В контексте проводимого исследования он проявляется в том, что момент выявления ОАН, не связанный по своей правовой природе с властно-распорядительными функциями органов власти, оказывается, становится событием, влекущим за собой изменение правового режима земельного участка, в пределах которого располагается выявленный ОАН. Следовательно, он сужает объем гражданских прав и обязанностей, возникающих по поводу такого земельного участка как объекта гражданского оборота <5>.
--------------------------------
<4> Шаронов С.А. Концептуальные проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: гражданско-правовой аспект // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. N 3. С. 265.
<5> См.: Дерюгина Т.В. Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных гражданских прав: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Волгоград, 2010. 38 с.
Правоприменительный аспект, обусловленный вышеприведенной аргументацией, находит свое проявление в разнообразном спектре правоотношений гражданского, земельного, публичного и других отраслей права.
Вместе с тем должного внимания проблемам правового режима выявленных ОАН, особенно проблемам соотношения момента их выявления и сопутствующих ему возникновению ограничений гражданских прав, не уделяется. В результате в данной части законодательство Российской Федерации обладает рядом неоднозначных положений, корректировка которых предложена автором в настоящей публикации.
Исследовательская часть
Закон об ОКН и Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 <6> закрепили общий порядок и последовательность процедур в целях признания объекта выявленным ОКН. Данные процедуры предусматривают проведение осмотра объекта, сбор документов, определение его историко-культурной ценности, принятие уполномоченными органами власти соответствующих решений и пр.
--------------------------------
<6> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201509080001?ysclid=lnla49iqya536581858 (дата обращения: 11.10.2023).
Вместе с тем в отношении ОАН предусмотрен особый порядок придания им указанного правового режима. Такие объекты, минуя общие процедуры, считаются выявленными ОКН со дня их обнаружения специальным субъектом - лицом, имеющим разрешение по изучению ОАН (открытый лист).
Важными с точки зрения частноправовых отношений являются последствия выявления ОАН, которые проявляются в следующем. Во-первых, очевидно, что земельный участок в связи с нахождением в его границах ОАН в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ <7> ограничивается в обороте. И здесь следует отметить, что пределы такого ограничения являются предметом научного спора <8>, <9>.
--------------------------------
<7> Земельный кодекс Российской Федерации (ред. от 4 августа 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<8> См.: Макарова А.Н. Некоторые вопросы приватизации федерального имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 7. С. 8.
<9> См.: Богомяков И.В. Гражданский оборот земельных участков, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия: проблемы правоприменительной практики // Юрист. 2011. N 4. С. 30 - 35.
Во-вторых, на правообладателя земельного участка в силу норм Закона об ОКН возлагаются обязанности по соблюдению требований ст. 5.1 и 47.3 названного нормативного правового акта (далее - НПА) <10>. Иными словами, правовой режим выявленного ОКН оказывает существенное воздействие на объем прав конкретного субъекта, поскольку, с одной стороны, их реализация взаимоувязывается с необходимостью содержания и сохранения ОАН, с другой - хозяйственная деятельность на таком земельном участке практически исключается.
--------------------------------
<10> К таким требованиям относятся запрет капитального строительства, проведение земляных и мелиоративных работ, обеспечение сохранности ОКН и т.д.
Не следует здесь забывать и о сопутствующих санкциях, следующих за нарушением Закона об ОКН, в виде административной, уголовной и иной ответственности вплоть до изъятия земельного участка, в пределах которого располагается ОАН.
Вместе с тем интерес для автора представляют не собственно правовые последствия выявления ОАН, а момент, когда режим выявленного объекта становится для правообладателя земельного участка обязательным. Исследование показывает, что в данном вопросе законодательство Российской Федерации характеризуется явной неоднозначностью.
Так, как указывалось ранее, Закон об ОКН определяет, что ОАН считается выявленным со дня его обнаружения. Однако согласно ст. 16.1 и 45.1 указанного НПА общий срок включения такого объекта в перечень выявленных ОКН составляет не менее тринадцати рабочих дней: уведомление о выявлении объекта уполномоченного органа держателем открытого листа - десять рабочих дней, принятие соответствующего решения - три рабочих дня со дня поступления сведений.
Очевидно, что к указанному сроку также возможно добавить и время на пересылку информации от держателя открытого листа в орган охраны ОКН. Такой вывод обусловлен тем, что норма Закона об ОКН предписывает письменно проинформировать уполномоченный орган о выявленном ОАН в конкретный срок, но без указания способа уведомления.
Тем самым, применяя общие положения ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <11> во взаимосвязи с формой уведомления, можно утверждать, что общий срок в тринадцать рабочих дней на абсолютно легальных основаниях увеличивается на время пересылки данного уведомления при условии соблюдения держателем открытого листа требований названной нормы ГК РФ.
--------------------------------
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 24 июля 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Необходимо отметить, что в указанный период ОАН в силу Закона об ОКН считается выявленным, однако соответствующее решение уполномоченного органа власти еще не принято, а правообладатель не осведомлен о наличии ОАН в границах принадлежащего ему земельного участка.
Принятие органом охраны ОКН решения о включении ОАН в перечень выявленных объектов также сопряжено с необходимостью выяснения дискуссионного вопроса о закрепляемой в таком решении дате включения ОАН в перечень выявленных ОКН.
Сказанное выше позволяет сделать предварительный вывод о том, что такой датой является дата фактического выявления ОАН держателем открытого листа, что в целом соотносится с нормами Закона об ОКН.
Вместе с тем решение вопроса в таком ключе не отвечает общим принципам гражданского и конституционного права о действии правовых актов во времени, об исключительности случаев придания им обратной силы, которая должна быть направлена на улучшение положения субъекта права <12>. Включение же ОАН в перечень выявленных ОКН явным образом ведет к изменению прав конкретного землепользователя и приданию принадлежащему ему объекту - земельному участку нового правового режима, как ограничивающего права, так и приводящего к возникновению новых обязанностей.
--------------------------------
<12> Решение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1993 г. N 81-р "По индивидуальным жалобам граждан о проверке конституционности правоприменительной практики отказа в рассмотрении в судебном порядке трудовых споров об увольнении, разрешенных по действовавшему до 21 июня 1990 года законодательству о труде вышестоящими в порядке подчиненности органами" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. N 6.
Следовательно, по мнению автора, тождественность даты включения ОАН в перечень выявленных объектов, отражаемой в решении уполномоченного органа власти, дате его фактического обнаружения вступает в противоречие с указанными выше принципами, и в то же время ее отсутствие не соответствует нормам Закона об ОКН. Очевидна необходимость изменения нормы Закона об ОКН либо формирования соответствующей позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Наличие указанной проблемы в то же время сопряжено и с тем обстоятельством, что на данном этапе правообладатель земельного участка о наличии выявленного ОАН также все еще не осведомлен.
Статья 16.1 Закона об ОКН предоставляет уполномоченному органу тридцатидневный срок с даты получения соответствующей информации от держателя открытого листа на уведомление о выявленном ОАН правообладателя земельного участка, органов регистрации прав и местного самоуправления. При этом и здесь способ доставки уведомления законодатель не определил, что вновь позволяет обратиться к ст. 194 ГК РФ, очевидно, приводящей к увеличению срока, по истечении которого конкретный субъект все же считается извещенным о возникновении у него сопутствующих режиму выявленного ОАН новых прав и обязанностей.
Отдельного исследования заслуживают объем информации, направляемой органом охраны ОКН в адрес вышеперечисленных лиц, и позиция органов регистрации прав в части отражения сведений об ОАН в Едином государственном реестре недвижимости в свете ст. 20 Закона об ОКН, что выходит за рамки настоящей статьи, но чему автор в ближайшее время посвятит отдельные публикации.
В рамках же рассматриваемого вопроса следует отметить дополнительную правовую неопределенность, возникающую в отношении момента, который становится для правообладателя земельного участка с расположенным на нем выявленным ОАН отправной точкой для выполнения требований ст. 5.1 и 47.3 Закона об ОКН.
В целом, законодатель указывает на то, что обязанность по исполнению обязательных требований возникает у соответствующего субъекта с момента получения уведомления органа охраны ОКН. Однако суждение о том, насколько данная норма применима к ОАН, по мнению автора, носит весьма дискуссионный характер.
Так, с одной стороны, вышеприведенное положение совместно с нормами о выявленных ОАН фиксируется в одной структурной единице Закона об ОКН <13>. С другой - ее логический анализ показывает, что ОАН выделены в отдельный пункт, содержащий в себе весь спектр правового регулирования в отношении иных видов выявляемых ОКН, закрепленный в ранее излагаемых п. 3 - 12 ст. 16.1 Закона об ОКН.
--------------------------------
<13> См.: Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
Следовательно, можно утверждать, что для выявляемых ОАН действует особый порядок, который, оказывается, только лишь констатирует обязанность правообладателя земельного участка соблюдать требования Закона об ОКН, однако без уточнения момента, с которого такая обязанность возникает.
Решение возникающих вопросов видится в комплексной переработке ряда положений Закона об ОКН, которые, по мнению автора, должны выражаться в следующем.
1. ОАН считается выявленным в силу Закона об ОКН, из чего следует, что дополнительного решения органа охраны ОКН о включении данного объекта в перечень выявленных ОКН не требуется и данный документ, если не является избыточным, явно носит технический характер.
Наиболее удачной была бы такая формулировка, которая действует в отношении ОКН, принятых на государственную охрану, до введения в действие Закона об ОКН (ст. 64), в ее взаимосвязи со ст. 20 этого же НПА.
Законодатель предусмотрел, что вышеуказанные ОКН являются таковыми в силу Закона об ОКН, а полномочия органов охраны ОКН в их отношении ограничил необходимостью осуществления действий, связанных с регистрацией объекта в Едином государственном реестре ОКН.
Таким образом, представляются целесообразными изменения нормы, предполагающие аналогичные действия уполномоченных органов и в отношении выявляемых ОАН, а также определяющие их компетенцию не принятием решения о включении данных объектов в перечень выявленных ОКН, а регистрацией в данном перечне.
Данный подход, во-первых, снимает проблему соблюдения принципов действия правовых актов во времени и, во-вторых, соотносится с последующими действиями органов охраны ОКН, закрепленными в самом Законе об ОКН, в части информирования заинтересованных лиц о наличии выявленного ОАН и проверке сведений, которые должны быть предоставлены держателем открытого листа.
2. Изменения должны разрешить вопрос о способах вручения соответствующих уведомлений от держателя открытого листа уполномоченному органу и от уполномоченного органа иным лицам.
Обоснованным видится подход, при котором юридические последствия возникают только лишь после вручения указанных уведомлений участникам правоотношений, что особенно актуально в отношении правообладателя земельного участка.
Кроме того, целесообразным представляется введение обязанности держателя открытого листа по одновременному уведомлению о выявлении ОАН как уполномоченного органа, так и других заинтересованных лиц, при этом объем предоставляемых сведений в отношении последних должен быть ограничен.
Заключение
Законодательство Российской Федерации закрепляет специальное правовое регулирование выявления ОКН в целом и ОАН в частности.
При этом режим выявленного ОАН, по мнению автора, возникает в силу Закона об ОКН, а последующие процедуры, направленные на его правовое оформление и информирование о нем заинтересованных лиц и в первую очередь правообладателей земельных участков, в границах которых располагаются такие объекты, характеризуются отсутствием четкой регламентации.
Сложившаяся ситуация приводит к правовой неопределенности, связанной с включением ОАН в перечень выявленных ОКН, а также моментом возникновения режима выявленного ОАН, в том числе и для правообладателей земельных участков.
Анализ поставленных в публикации вопросов приводит к осознанию необходимости корректировки законодательства Российской Федерации, предложенной автором, целью которой является изменение Закона об ОКН, имеющее своим итогом, с одной стороны, устранение неточностей регулирования порядка выявления ОАН, с другой - прояснение вопроса момента возникновения для правообладателей земельных участков обязанностей по выполнению требований указанного НПА, что оказывает прямое воздействие на частноправовые отношения, объектами в которых выступают обременяемые выявляемыми ОАН вещи.
Библиографический список
1. Богомяков И.В. Гражданский оборот земельных участков, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия: проблемы правоприменительной практики // Юрист. 2011. N 4. С. 30 - 35.
2. Дерюгина Т.В. Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных гражданских прав: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Волгоград, 2010. 38 с.
3. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
4. Макарова А.Н. Некоторые вопросы приватизации федерального имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 7. С. 6 - 13.
5. Шаронов С.А. Концептуальные проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: гражданско-правовой аспект // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. N 3. С. 264 - 268.
6. Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. N 11. С. 37 - 40.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.