Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
А.А. АДАМЯН
Процедуры государственных закупок представляют на сегодняшний день один из наиболее эффективных методов реализации государственных потребностей, сопровождаемых обеспечением гарантированного финансирования. Данное направление вызывает увеличение интереса к данному виду торговых процедур. Основные нормативные аспекты торговых процедур проведения регламентированы Федеральным законом N 44-ФЗ. Первоначальная редакция данного законодательного акта принята 5 апреля 2013 г. <1>
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Законодательный акт заключается не только в установлении единовременных оптимальных условий для взаимодействия между поставщиком и государственным потребителем с учетом бюджетных ограничений. Основным фактором является формирование эффективной системы устойчивых взаимосвязей между государственным сектором и предпринимательской средой, способствующей взаимной выгоде обеих сторон. В то же время настоящий Закон направлен на исключение из процесса государственных закупок участников, применяющих нечестные практики, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих продукцию и услуги недостаточного качества [1].
Федеральный закон N 44-ФЗ определяет нормы и принципы проведения закупок с целью обеспечения потребностей государства. Регулирование данного Закона распространяется на различные организации, предприятия и органы власти, осуществляющие свою деятельность при использовании финансирования из различных уровней бюджетов [2]. Важная роль этих организаций проявляется как в общественном контексте, так и в жизни отдельного индивида. Явные направления применения Закона можно наблюдать в следующих отраслях:
- здравоохранение;
- образование;
- органы двух других ветвей власти - судебной и законодательной;
- правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти.
Целью разработки и внедрения Федерального закона N 44-ФЗ являлось усиление механизмов контроля за использованием бюджетных средств. Замысел законодателей заключался в явном стремлении к снижению общего уровня государственных расходов. Проведя анализ результатов нескольких лет практического применения данного законодательного акта, можно утверждать, что поставленная цель была достигнута в значительной степени [3].
Нормы Федерального закона N 44-ФЗ охватывают все существенные аспекты организации и осуществления государственных закупок, включая (но не ограничиваясь) этапы: стратегическое планирование; официальное объявление о проведении закупочных процедур; проведение конкурентных торговых процедур для отбора подрядчиков и поставщиков; заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг; осуществление контроля за выполнением обязательств, предусмотренных государственными контрактами; общий аудит и систематический мониторинг функционирования государственных закупок.
Нормы рассматриваемого Федерального закона применяются ко всем видам закупок, финансируемым из бюджетов различных уровней. Имеются, однако, определенные исключения, включающие следующие категории закупок: у финансовых организаций с международным статусом; связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судебных процессов, должностных лиц и других лиц; закупки драгметаллов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда; услуги адвокатов для предоставления бесплатной правовой помощи в судебных процессах; закупки для избирательных комиссий с целью непосредственного проведения референдумов и выборов.
Участники государственных закупок классифицируются на две основные категории. Первую группу составляют заказчики, включая как муниципальные, так и государственные организации. Их функцией является размещение заказов на специализированных торговых площадках [4].
Вторую категорию представляют поставщики, действующие в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Их основной задачей и интересом является предоставление товаров, осуществление работ или предоставление услуг для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.
Кроме того, можно выделить категорию операторов электронных торговых площадок (ЭТП), которые с определенной степенью условности также участвуют в государственных закупках. Их основная функция заключается в создании необходимых условий для проведения закупочных процедур. Надзор за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 44, осуществляют контролирующие органы, представленные различными федеральными ведомствами, такими как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, Прокуратура, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и другие.
При осуществлении претензионной деятельности в отношении поставщиков, подрядчиков и исполнителей, участвующих в государственных и муниципальных контрактах, требуется соблюдение следующих нормативных актов:
1) Гражданского кодекса Российской Федерации в части исполнения обязательств, мер ответственности за их невыполнение, а также оснований для одностороннего отказа от определенных видов договоров;
2) Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Статьи 94 и 95 данного Закона регламентируют порядок проверки результата исполнения государственного контракта, а также устанавливают случаи, когда возможен и обязателен односторонний отказ;
3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 предусматривает случаи, при которых использование претензионного порядка обязательно, а часть 1 статьи 126 обязывает истца представить копию претензии и подтверждающие ее отправку документы в рамках искового производства) <2>;
4) ведомственных нормативных актов (регламентов и пр.), принятых на региональном и муниципальном уровнях.
--------------------------------
<2> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации N 95-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ отсутствует установленный срок для направления претензии по контракту. Однако становится очевидным, что более оперативная отправка претензии после выявления нарушения обязательств со стороны поставщика способствует повышению эффективности защиты интересов заказчика. В ведомственных нормативных актах различных регионов рекомендуются сроки от 10 до 30 дней для направления претензии [5].
Основополагающим документом, ориентированным на регулирование операций заказчика, является план-график. Осуществление закупки, не зарегистрированной в плане-графике, подлежит исключению. Указанный документ подготавливается на трехлетний временной интервал и начинает действовать в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публичное объявление о намерении провести закупку допустимо не ранее, чем через 1 день с момента внесения изменений в план-график.
В описание государственной закупки включаются следующие пункты [6]:
- название, номер, требования к товарам и участникам;
- способ закупки - аукцион, конкурс или запрос котировок;
- НМЦ каждого контракта;
- дополнительные требования к участникам закупки, если они есть;
- размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии);
- дата объявления закупки;
- информация о банковском сопровождении контракта;
- применение критериев оценки заявки - в случае конкурса и др.
В процессе проведения проверки или по инициативе поставщика Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может прийти к заключению о необоснованности выдвигаемых требований в рамках государственной закупки. В таких случаях осуществляется корректировка или аннулирование тендера, а лица, причастные к нарушениям, подлежат привлечению к административной ответственности.
Все этапы государственных закупок подчинены нормативному регулированию. Параметры, стоимость и характеристики товаров и услуг определяются федеральными и местными нормативными актами Российской Федерации.
В контексте применения санкций и осуществления иных мер по ответственности в случае нарушения условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) или заказчика в отношении контракта, заключенного через электронные процедуры или закрытые электронные процедуры (за исключением тех, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственную политику в сфере обороны, государственной безопасности, государственного управления в обеспечении безопасности Российской Федерации, а также деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и их подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия в случае, упомянутом в пункте 5 части 11 статьи 24 данного Федерального закона), обмен документами осуществляется с использованием Единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Процесс формирования указанных уведомлений реализуется с привлечением Единой информационной системы, они подписываются усиленной электронной подписью уполномоченного лица со стороны заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) и размещаются в пределах Единой информационной системы без размещения на официальном веб-сайте [7].
Возможность предъявления претензии после исполнения контракта существует в пределах исковой давности, за исключением определенных случаев. Например, в отношении недостатков товара это допускается в течение гарантийного срока или, при его отсутствии, в течение 2 лет с момента передачи товара (согласно пункту 2 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации) <3>.
--------------------------------
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023).
Федеральный закон N 44-ФЗ не предусматривает конкретного срока для реагирования на претензию. Ранее Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливал общий срок рассмотрения претензий в 30 дней при условии возможности установления индивидуального срока в контракте.
Срок ответа на претензию, как правило, указан в тексте контракта. В случае его отсутствия он обязательно определяется в самой претензии.
В случае когда сторонами конфликта, связанного с нарушением исключительного права, выступают юридические лица и/или индивидуальные предприниматели и данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, предъявление претензии со стороны правообладателя является неотъемлемым этапом перед подачей искового заявления [8].
В случае отсутствия конкретного указания в договоре относительно используемых дней в определении срока принимаются в расчет календарные дни. Тем не менее следует учитывать, что, в случае если завершение срока приходится на нерабочий день, оно переносится на ближайший рабочий день в соответствии с положениями, предусмотренными статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Федеральном законе N 44-ФЗ не предусмотрен четкий регламент для случаев, когда контрагент не предоставляет ответ на предъявленную претензию. В случае истечения установленного срока рассмотрения претензии без получения ответа со стороны контрагента имеется законодательная возможность обратиться в судебные инстанции [9].
Перед выдвижением претензии следует обеспечить наличие достаточных доказательств факта невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств со стороны поставщика.
Стандартные процедуры, предоставляющие возможность зафиксировать обнаруженные нарушения, предусмотрены в тексте контракта.
1. После выявления нарушений заказчик уведомляет другую сторону контракта о выявленных нарушениях и запрашивает направление представителя для составления акта, в котором подробно фиксируются выявленные дефекты выполнения.
2. При прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором подробно описываются выявленные недостатки в исполнении обязательств.
Необходимо инициировать вызов представителя поставщика с целью составления акта в соответствии с методом, предусмотренным контрактом. В случае отсутствия указаний в контракте применяется любой метод, обеспечивающий возможность подтверждения отправки приглашения.
В некоторых сценариях обязанность уведомления другой стороны контракта о выявленных дефектах при приемке предусмотрена законодательством (например, в соответствии со статьями 513 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации). Даже если закон и контракт не предусматривают указанную обязанность в конкретной ситуации, рекомендуется провести вышеупомянутые действия (при их применимости к характеру выявленных нарушений). В случае отсутствия ответа от другой стороны следует зафиксировать это в составленном акте.
При обнаружении нарушений в результате приемки выполненных работ по контракту (или его части) такие нарушения должны быть подтверждены экспертным заключением.
Рекомендуется включать в претензию, предъявляемую в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, следующие ключевые составляющие:
1) идентификацию сторон контракта, включая полные наименования и адреса;
2) ссылку на конкретный контракт с указанием его номера и даты заключения;
3) детальное изложение обстоятельств, являющихся основанием для предъявления претензии;
4) указание на документальные доказательства выявленных нарушений контракта;
5) обоснование применения меры ответственности со ссылкой на соответствующую статью закона или условия контракта;
6) формулирование требований, таких как устранение нарушения, выплата неустойки и прочее;
7) установление срока для добровольного удовлетворения требований или направления контрагентом возражений.
Требования в претензии должны быть четко и конкретно сформулированы с опорой на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом. При запросе применения меры ответственности важно ссылаться на соответствующую статью закона или условие контракта, предусматривающие ответственность.
При денежных требованиях претензия должна содержать подробный расчет. В противном случае контрагенту будет затруднительно проверить обоснованность требований.
К претензии рекомендуется прикладывать соответствующие документы, подтверждающие основания предъявляемых требований. При наличии у контрагента известных документов (например, контракта) повторная отправка их не требуется.
Претензию должно подписать уполномоченное лицо, имеющее право действовать от имени заказчика, что подтверждается соответствующими документами, такими как доверенность, положение об органе власти, устав муниципального учреждения и прочее.
Следует отметить, что, независимо от того, были ли устранены выявленные нарушения в рамках исполнения контракта, все соответствующие факты, а также информация об использованных санкциях, должны быть документированы и занесены в Единую информационную систему (ЕИС). Это происходит одновременно с предоставлением отчета о приемке результатов контракта [10].
ЕИС на данный момент включает в себя:
- шаблоны контрактов;
- правила нормирования;
- информацию о закупках;
- единый каталог товаров, работ и услуг;
- информацию о рыночных ценах на товары;
- планы закупок, планы-графики;
- реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
- единую регистрацию и реестр участников закупок (ЕРУЗ);
- отчетность по исполненным контрактам;
- публикацию закупок по ПП Российской Федерации N 615 (капремонт);
- подачу жалоб;
- возможности проведения электронного актирования и приемки товаров, работ, услуг (ТРУ);
- независимый регистратор: систему фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП;
- функциональность по работе со структурированным извещением, заявкой и цифровым контрактом.
В случае если контракт расторгнут в связи с нарушением обязательств, данное обстоятельство также обязано быть отражено в указанной информационной системе в кратчайшие сроки, не превышающие 1 рабочего дня с момента фактического расторжения контракта. Этот процесс направлен на обеспечение актуальности и достоверности данных, предоставляемых в ЕИС, и обеспечивает прозрачность в сфере государственных и муниципальных закупок.
В заключение Федеральный закон N 44-ФЗ представляет собой важный инструмент формирования государственных закупок в Российской Федерации. Его внедрение сопровождается рядом положительных эффектов для различных участников процесса, включая государственные и муниципальные органы, поставщиков и исполнителей. Прозрачность, конкуренция и эффективность, обеспечиваемые Законом, способствуют созданию справедливых условий для участия в государственных закупках. Этот механизм приводит к снижению цен на приобретаемые товары, работы и услуги, а также к повышению стандартов качества предоставляемых продуктов и услуг.
Список источников:
1. Цыганова, Буреш, Чернушенко (2020) - Цыганова М.С., Буреш С.В., Чернушенко Д.А. Разработка инструментария анализа данных о государственных закупках по Федеральным законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ (на базе аналитической платформы Loginom) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. N 6(99). С. 59 - 72.
2. Кропачева (2020) - Кропачева О.В. Вопросы реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в рамках осуществления производственной деятельности учреждениями уголовно-исполнительной системы и трудовой адаптации осужденных // Вестник современной науки и практики. 2019. N 1(1). С. 56.
3. Дорохина (2019) - Дорохина Ю.А. Контроль в сфере государственных закупок по 44 Федеральному закону // Инновационная наука. 2019. N 1. С. 65 - 67.
4. Велиева, Паулов (2019) - Велиева Р.Ш., Паулов П.А. Государственные закупки // Вестник науки. 2019. Т. 4. N 5. С. 98 - 100.
5. Кузнецов (2020) - Кузнецов С.А. Об исчислении срока исковой давности после его приостановления на срок урегулирования спора в претензионном порядке. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 305-ЭС18-8026 по делу N А40-43937/2017 // Актуальные проблемы правоведения. 2020. N 1. С. 63 - 65.
6. Буданова, Шкорубская (2019) - Буданова Л.Ю., Шкорубская С.А. Проблемы описания объекта закупки в контрактной системе государственных закупок в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. N 12(247). С. 40 - 51.
7. Липатова (2020) - Липатова Е.А. Нарушение в сфере проведения государственных и муниципальных закупок 44-ФЗ // Синергия наук. 2020. N 44. С. 61 - 65.
8. Пономарева, Калинина, Цуканова (2019) - Пономарева Е.В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. Нарушения в сфере госзакупок // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. N 6-1. С. 122 - 126.
9. Зацаринная (2021) - Зацаринная Е.И. Анализ нарушений, допускаемых поставщиками при заключении и исполнении контракта // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. N 9-2(111). С. 154 - 158.
10. Казакова, Шишкова (2020) - Казакова Е.Б., Шишкова А.Ю. Единая информационная система и единый агрегатор торговли "Березка" в системе государственных закупок и их правовое регулирование // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. N 2(30). С. 162 - 173.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.